Герои двора: интервью с архитекторами Megabudka
Победители конкурса «Русский характер» Артем Укропов, Кирилл Губернаторов и Дарья Листопад – о дворах-дачах, архитекторах-супергероях, Яне Гейле и Диме Билане.
ДВОР КАК ДАЧА
Ваш проект «Дача во дворе» в конкурсе на концепцию русского культурно-просветительского центра в жилом микрорайоне занял первое место. Рассчитывали, что победите?
«Надо сказать, что над этим проектом мы работали совместно с Димой Масаковым и Даниилом Гутырчиком; они являются полноценными соавторами проекта, поэтому их тоже необходимо упомянуть. Но, вообще, если честно, мы очень обрадовались уже тогда, когда прошли первичный отбор и попали в список из 15 участников. В нем были хорошие и сильные команды, и оказаться с ними в одном ряду – уже заслуга. А на втором этапе выяснилось, что с нашим проектом мы во многом попали в точку.
Например, мы понимали, что в России, как это часто бывает, планы могут меняться. С другой стороны – тема районных досуговых центров очень актуальна, и если сделать ее хорошо, то она может пойти дальше. Поэтому мы сделали гибкую концепцию, способную перестраиваться под будущие возможности и обстоятельства. При желании ее можно воспроизвести повсеместно: в отличие от работ остальных участников – полноценных архитектурных высказываний – у нас получилась экономичная модель с понятной и быстрой схемой строительства, без каких-либо масштабных подземных работ.
А еще, как нам кажется, проект получился дружественным и сомасштабным человеку – благодаря понятной и близкой каждому идее дачи. У многих ее нет, да и стоять в многочасовых пробках не всегда есть время и возможность. А ведь это отличная история – там есть разные активности для всех членов семьи: кто-то катается на велосипеде, кто-то копает грядки, кто-то лежит под машиной, кто-то пускает бумажные кораблики. Почему бы не делать все то же самое у себя дворе? В этом и состоит задача русского культурного центра – увлечь и развлечь жителей окрестных домов, и чтобы каждому нашлось место.
Чем же можно развлечься на вашей «даче»?
Всем, чем люди там обычно и занимаются. У нас каждый объект – это прототип реальной дачной постройки. Есть грядки и парники, которые можно арендовать и что-то там выращивать.
Есть «летняя кухня» с оборудованными местами для мангалов. Есть «погреб» – продуктовый магазин. «Баня» – спортивно-оздоровительный комплекс. Администрация у нас в «чулане», ресепшн – в «сенях», охрана – в «будке для собаки». Еще, как на любом участке, есть «лужа» (в ней можно ловить рыбу и кататься на лодке), «сеновал» с библиотекой и яблоневый сад. И, конечно, не обошлось без забора – территория большая, объекты очень разные. Но зато его можно использовать «по прямому назначению» – чтобы рисовать и писать приятные пожелания соседям. Раз в месяц забор можно перекрашивать – постоянный простор для творчества.
ВСЕ ВО ДВОР!
Это ведь далеко не первый конкурс, в котором вы приняли участие? Что-то удалось реализовать?
Действительно, мы становились призерами уже порядка 15 конкурсов, но так сложилось, что большинство из них не были нацелены на реализацию. В какой-то момент мы решили, что пришла пора более серьезных конкурсов. И теперь очень надеемся, что «Дачу во дворе» реализуют. Со стороны частной компании сделать полноценный общественный проект – изначально некоммерческий – это отличная инициатива, и если дело доведут до конца, это будет очень хороший прецедент.
Мы хотим жить в хорошей стране – поэтому и уделяем так много внимания общественным пространствам. Архитекторам давно пора обратить внимание на дворы.
Благодаря вам они, кажется, уже обратили – на выставке АРХ Москва у вас был проект, который так и назывался – «Двор архитектора». В данном случае вы сами выступили как организаторы конкурса?
Да, мы реализовали его совместно с ArchiPeople. А на идею натолкнула история из жизни. В родном дворе начали менять асфальт, перекладывать плитку, переоборудовать детские площадки. Было видно, что деньги потрачены немалые – и что потратить их можно было бы совсем иначе. Но проблема в том, что благоустройство проходит без участия архитектора. Если история некоммерческая – вообще непонятно, кто рисует этот двор. Между тем, почти в каждом дворе живет свой архитектор – и он, как никто другой, много раз его анализировал и представлял себе идеальную картинку.
Другой момент – архитекторов у нас никто в стране не знает и не ценит. Нужно однозначно делать их ближе к народу. Поэтому в нашем проекте архитекторы были изображены в плащах супергероев: посмотрите, это архитектор – ваш сосед, и он покажет, как надо!
А как надо?
Мы выбрали 9 проектов, решающих самые типичные проблемы довольно нетипичными способами. Хотелось расшевелить толпу, показать людям, что можно сделать иначе. Проекты в чем-то спорные, с ними можно соглашаться или не соглашаться, но большинство вполне реализуемые – удовлетворяют пожарным нормам, с конкретными бюджетами. Каждый мы упаковали в коробку: снаружи – фотографии того, что есть сейчас, а внутри – макет. Глазок в коробке сделали условно на уровне третьего-четвертого этажа – чтобы двор просматривался целиком.
Как оценили вашу инициативу посетители выставки?
Отклик был очень хороший! Тысяча наклеек для голосования быстро разлетелась. Но нам интересно показать проект не специалистам, как на «АРХ Москве», а обычным людям. Так что мы сейчас составляем «гастрольный график» – хотим разместить наши коробки в общественных местах вроде парка Горького и «Музеона». Потом – например, в районных МФЦ: пусть люди изучают, пока ждут в очередях. А в идеале каждая коробка должна оказаться «по адресу» – в том дворе, которому она посвящена. Поднялась бы большая локальная дискуссия.
ВЫХОД В ГОРОД
«Архитектурные дворы» не единственный ваш «общественно-полезный» проект: в сети постоянно мелькают идеи от megabudka по преобразованию города. Поделитесь самыми интересными?
Самым известным, пожалуй, был проект Триумфальной площади, очень серьезный и интересный. Спасибо Илье Варламову за публикацию в своем блоге. Мы специально сделали его таким спорным и провокативным – чтобы привлечь внимание. Жаль, что не все это поняли. Ведь если бы проект оказался серым и скучным – не было бы такого общественного резонанса, а может, и конкурса никакого не было бы.
А вообще идей у нас очень много – например, объединить бульвары. Причем физически – перекинув через автострады мосты. Замкнутое пешеходное бульварное кольцо могло бы стать визитной карточкой Москвы – об этом и Ян Гейл говорил.
Еще пример: за пределами ТТК есть множество дорог, а место над ними ничем не занято. Мы же предлагаем размещать там парковки, а при желании включать офисную и торговую функции, делать прогулочные зоны.
Во всех этих историях главные – пешеходы…
В этих – и многих других тоже. Развитие пешеходной инфраструктуры влияет на экономическую ситуацию города в целом. Мы, например, за то, чтобы ограничить въезд внутрь Садового кольца на личных автомобилях (за исключением резидентов) – во многих городах нечто подобное уже реализовано.
К счастью, в Москве количество пешеходных зон тоже растет.
Это радует, но общественные пространства развиваются в основном в центре, а на периферии с благоустройством и строительством в целом ситуация не столь радужная.
Было бы идеально, если бы каждый объект в городе проходил архитектурный конкурс. Это бы колоссально подстегнуло архитектуру! Во всей разумной Европе институт конкурсов очень развит. А еще там для рассмотрения проектов активно привлекаются жители.
Так у нас тоже привлекаются!
На публичные слушания ходит, так сказать, особая категория граждан – отнюдь не все. Диалог с населением надо налаживать. К сожалению, у нас в России всего нового боятся и воспринимают в штыки. Так что сначала надо поднимать уровень культуры – тогда проблема частично начнет решаться сама. Люди поймут, что им предлагают сделать хорошо.
Поднимать культурный уровень – вот только как?
В нашей стране архитектура – это закрытая история для узких профессионалов. А мы считаем, что архитектор должен стать медийным персонажем. Вот как Дима Билан – только который не поет, а проектирует. Человеку нужно все объяснять понятным ему языком – чтобы песня была «попсовая», но со смыслом. У нас есть целый ряд идей по популяризации архитектуры, в том числе с использованием соцсетей и видеопроектов, – надеемся, получится.