ENG
 
От первого лица

Григориос Гавалидис: Комфорт и красота – результат кропотливого труда архитектора

11 Декабря 2018
1 из 6
2 из 6
3 из 6
4 из 6
5 из 6
6 из 6
1 / 6

Увеличить

Основатель  бюро GAFA Architects Григориос Гавалидис рассказал порталу Архсовета об архитектурном образовании в Греции, роли культурных центров в формировании поколений и позитивных изменениях в политике Москвы, направленных на обновление архитектурного облика города.

GAFA Architects – молодое, но уже востребованное архитектурное бюро, специализирующееся на современной архитектуре, проектировании жилья и социальных объектов, градостроительных проектах. У компании свой стиль, сформированный на основе лучших европейских школ, но по-новому переосмысленный в масштабах Москвы и ее планах развития.

В портфолио у архитекторов – крупные жилые комплексы («Новоград Павлино», «Южное Бунино»), объекты социальной инфраструктуры (школа в Павлино на 1600 учеников, детские сады, техникум), проекты редевелопмента («Парк Мира», корпуса Трехгорной мануфактуры), коммерческая недвижимость (бизнес-центры «Калейдоскоп» и «Хамелеон») и др.

Вы родом из Греции, а Греция – колыбель мировой архитектуры. Как получилось, что вы создали бюро именно в России, и реализуете здесь свои проекты?

– Нужно начинать с того, как я вообще пришел в архитектуру, потому что все последующие события – логическая цепочка действий. Я родом из Греции. В архитектуру я влюбился в раннем возрасте. Отец заказал новый дом, и в процессе его создания я увидел работу архитектора изнутри. В ней есть все: творчество, вдохновение, связь времен и устремление в будущее. Огромный объем знаний в самых разных областях. Превращение  эскизов и чертежей в нечто материальное, что делает жизнь людей лучше. Одним словом, я почувствовал, что смог бы посвятить этой работе жизнь. Забегая вперед, скажу, что с выбором профессии попал точно в цель.

При этом в моей семье не было архитекторов. Интересно, что в Греции профессия архитектора очень элитная, и по количеству вступительных баллов приравнена к военным летчикам. При этом, если летчикам достаточно поступить, – и твоя жизнь обеспечена до самой старости, с архитекторами все намного сложнее. Устанавливая столь высокие проходные баллы, государство ограничивает количество молодежи, идущей в профессию в зависимости от потребностей. Это очень правильно: 3000 дипломированных архитекторов, которые работают барменами, никому не нужны. Я не был круглым отличником, поэтому для воплощения мечты у меня был один вариант – уехать учиться за границу.

Мне как греку было доступно архитектурное образование в любой европейской стране, но я выбрал Санкт-Петербург. Окончив институт, я увлекся биоклиматической архитектурой и поехал учиться в Берлин, затем в Лондон. Однако в конечном итоге вернулся в Москву, почувствовав, что город понятен мне по своему масштабу, энергетике. Здесь огромные возможности для творчества и реализации проектов в самых разных сферах. Это была в какой-то степени авантюра, но я рад, что так сложилось. Москва - мой город.

Как появилось GAFA Architects, и какой был ваш первый самостоятельный проект?

– У меня был опыт работы и проектирования в Европе, и немного иной взгляд на вещи. В Лос-Анжелесе я стажировался у Эрика Оуэна Мосса, это был потрясающий опыт. У него не только яркая авторская архитектура, но и удивительная манера работать, черпать вдохновение буквально из всего. В середине 2000-х годов в России еще не было такого количества высококлассных  архитекторов, как сейчас, и каждая интересная концепция сразу шла в работу. Получилась комбинация молодости, смелости и западного взгляда. Мы познакомились с моим партнером Антоном Тафийчуком, который взял на себя административные вопросы, а я занялся архитектурой.

Свою работу мы начали с того, что лучше всего умели, – с реконструкции и реновации зданий. Параллельно участвовали в большом количестве конкурсов. В Москве мы попали в пик интереса к редевелопменту бывших промышленных территорий. Первый крупный проект, который дал толчок для дальнейшего развития бюро, – бизнес-квартал с апартаментами Парк Мира на Проспекте Мира. Здесь реализовалась новая для Москвы концепция Live&Work - живи и работай.

Бюро GAFA Architects вместе с другими компаниями участвовало в переформатировании объекта площадью 50 тыс. кв метров в жилые апартаменты. На своем участке нам удалось создать маленькую Европу с брусчаткой, зелеными зонами, со своим стилем и благоустройством. Все фасадные материалы были из Европы. Проект выделялся не только форматом, но и качеством реализации даже несмотря на кризис, на который пришлось время строительства. Заказчик сохранил в проекте шпонированные деревянные HPL-панели, немецкий клинкер и испанскую терракоту. Сейчас в этом нет никакой уникальности, но для 2010 года это был качественный прорыв.

Вообще, все проекты нужно рассматривать в разрезе времени, в котором они создавались. По сути, Парк Мира – один из первых качественных примеров редевелопмента промзон. Дальше была работа с реновацией летной школы Василия Сталина под современные нужды Министерства обороны. Интересный опыт работы с историческим объектом в части реконструкции интерьеров, фасадов. Но по-настоящему свою нишу мы нашли в жилом строительстве.

Как изменилась GAFA за эти 8 лет, какие проекты вы реализуете сегодня?

– Сегодня, мне кажется, нас не воспринимают как иностранцев, все эти годы мы активные участники рынка, наши проекты находятся в Москве и Подмосковье. Мы сильно выросли и расширили компетенции. Сегодня GAFA – это группа из более 30 архитекторов с конструкторами, а также порядка 40 инженеров. Немало, но того требуют масштабы наших проектов и их подготовка «под ключ». Мы вышли в градостроительство и конкурируем с крупными маститыми компаниями. Стараемся творить красоту и архитектуру в больших проектах, добавлять изящность и уникальность в массовое жилье. По нашим проектам в следующем году планируется строительство двух жилых комплексов в районе СЗАО, благоустройство ЖК «Кленовые аллеи». Сотрудничаем с группой ПИК – разрабатываем совместно с ними новый продукт по детским садам и школам. Недавно закончили комплекс апартаментов «Отражение» в Москве на улице Шереметьевская. Проектов очень много.

Вам удается отстаивать ваше творчество, авторскую составляющую?

– В последнее время с этим проще. Стараемся повышать заказчикам планку по материалам, по фасадным решениям. В России есть представление, что все можно закатать в фиброцемент и будет красиво. Но это не так. Каждое здание должно иметь индивидуальную архитектуру и палитру материалов. Вот представьте: в Москве до революции 70% жилых домов были доходными, у каждого был свой архитектор и не одно решение не повторялось.

Конкуренция среди архитекторов сделала Москву такой, которую мы все так любим. Мы предлагаем заказчику новые современные фасадные решения, либо разрабатываем авторские материалы и сочетания практически для всех своих проектов. Для «Парка Мира» многие материалы впервые использовали в России, мы их привезли, и нам пришлось их сертифицировать. Так же было с меняющими цвет панелями для БЦ «Хамелеон».  Апарт-комплекс «Отражение» выделяется интересными зеркальными фасадами в обрамлении HPL-панелей из натурального шпона. Мы не повторяемся.

Терракота, шпонированные панели, керамика -  все это натуральные, экологичные, и долговечные материалы. Для нас сертификация новых фасадных решений по российским стандартам – это отдельный неоплачиваемый труд. Но GAFA без него не может, материалы – наша фишка.

«Новоград Павлино», «Южное Бунино», ЖК Ватутинки – крупные жилые районы комфорт-класса в Москве и Подмосковье. Можно ли говорить об авторской архитектуре, интересных фасадных решениях, когда бюджет проектов серьезно ограничен?

– Авторская архитектура – это не только специфика творческого мышления архитектора, применение особых материалов или яркие проекты. Взять жилой район «Новоград Павлино». Эконом-класс площадью 285 тыс. кв. метров – настоящий мини-город. Но нам не хотелось закрывать его привычными фасадами, строить еще один безликий комплекс. Специально для Павлино мы разработали кирпич и запустили его в производство. Натуральный и экологичный кирпич ручной формовки оказался в разы дешевле немецких аналогов без ущерба качеству и визуальным характеристикам.

Как архитекторы массового жилищного строительства мы стараемся создавать качественные улучшения мест обитания людей, - зачастую они не заметны не профессионалу. Ты чувствуешь, что тебе комфортно и красиво, но не анализируешь и не осознаешь, что это результат кропотливого труда архитекторов. Мне нравится жилье в Финляндии – его неброские, но до мелочей продуманные архитектурные решения. Нам близка эта философия.

Вы занимаетесь благоустройством, есть какие-то ноу-хау? 

– Девелоперу важно получить свой уникальный продукт с узнаваемым стилем, в то же время у наших заказчиков  идет параллельно десяток проектов, и задачи дублируются. Мы придумали умную систему организации площадок для детей разных возрастов, которая легко масштабируется и подстраивается под разные проекты. Модули трансформируются под десятки сценариев, они всесезонные и всепогодные.

Скалодром превращается в снежную или ледяную горку зимой, беговые дорожки становятся лыжней. Все происходит автоматически, без участия техники и дополнительных ресурсов. Мы не проектируем просто некие  конструкции, а придумываем игры и ставим задачи, преодолевая которые ребенок развивается физически, тренирует логику, познает мир. Для каждого возраста своя территория. Допустим, в нашем микрорайоне 10 дворов и в каждом свои сценарии для всех групп детей и взрослых. Концепции не повторяются, и дети вместе с родителями меняются дворовыми пространствами, перемещаются, знакомятся. Так поддерживается добрососедство.

Каким вы видите жилье будущего, что в нем должно быть?

– Если на совсем дальнюю перспективу, то каждый житель помимо квадратных метров будет иметь возможность развивать личное пространство с учетом интересов. Например, вместо 5-комнатной квартиры будет 3-х комнатная, но со своей интегрированной зеленой зоной – кусочкам настоящего сада.  А если говорить о ближайшем будущем, мы считаем, что Россия находится в очень интересной ситуации, когда может перенимать лучший  европейский опыт, интегрировать его в систему, во многом минуя длинную дорогу проб и ошибок.

Москва как растущий экономический будет развиваться вертикально, центр становится выше и плотнее. Вообще расти вверх – это знак обеспеченности города.  Небоскребы могут быть фантастически удобны. Бурными темпами растет транспортная инфраструктура – система колец, радиусов, перехватывающих станций, такси и каршерингов. Потребность иметь собственное авто в Москве с каждым годом будет сходить на нет. В Европе уже строятся жилые небоскребы без машиномест, и мы тоже к этому идем. Благополучная городская среда не та, где у каждого есть свой автомобиль, а та, где нет необходимости его иметь.

Зачем ваше бюро участвовало в конкурсах на обновление домов культуры и библиотек?

– В детстве в Греции я много времени проводил в досуговых центрах, библиотеках , и по себе знаю, насколько сильно они могут повлиять на развитие ребенка. Возможность посещать секции, пробовать разные профессии, запрашивать и получать любую информацию в библиотеках, общаться с самыми разными людьми - основа формирования интересной богатой личности. Для небольшого города или района дом культуры при его правильной организации – общественный и культурный центр притяжения. Мне не нравится традиция из СССР, когда все по предварительной записи или документам.

Общественные пространства и учебные центры должны быть открытыми и доступными для всех. Плюс дружелюбная среда, комфортные интерьерные решения. В советских домах культуры огромный потенциал. С этой же точки зрения мы проектируем школы, переосмысливаем образовательные пространства техникумов и колледжей. Школа в Павлино – одна из самых больших в России. 1600 учеников и 25 тыс. кв. метров. Чистота форм, гармоничное пространство и интерьеры -  все это должно способствовать позитивному мышлению, играть на повышение интереса к образованию. По этому же принципу по заказу Московской области мы реновировали безликое типовое здание техникума в Королеве, превратив его в современный учебный центр с актуальным дизайном фасадов и интерьерами. Опыт оказался настолько успешным, что нас пригласили продолжить его в Истре в детском  лагере Ган Исроэль.

Москомархитектура развивает открытую конкурсную политику, вы участвуете в конкурсах? 

– Можно сказать, что мы фанаты того, что происходит сегодня на московском архитектурном рынке. Открытые конкурсы – входной билет для молодых талантливых архитекторов. Город получил возможность на хорошем европейском уровне решать разноплановые задачи – от метро до общественных комплексов и ландшафтных парков. Мы следим за анонсами, и рады, что сейчас у бюро больше ресурсов и возможностей для участия в конкурсах.

Как сегодня обстоят дела с кадрами? Насколько российское архитектурное образование соответствует запросам?

– На рынке сложно найти «своих» архитекторов, которые будут сражаться вместе с нами за результат, которые близки по творчеству и чувствуют проект похожим образом.  К нам приходят амбициозные молодые люди, отлично владеющие технологией, работающие в BIM, но которые мало что умеют без нее. Либо архитекторы с интересным опытом, но с завышенными амбиции. В бюро практически нет текучки кадров, к нам приходят надолго, и мы этим очень дорожим.

Какое архитектурное открытие вы бы посоветовали посмотреть, что лично для вас стало открытием за последнее время?

– Я бы посоветовал взять билет в Афины на ближайшую дату и посмотреть культурный центр Ниархоса архитектора Ренцо Пиано. Гениальный генплан, гениальные задачи. Его называют Новым Парфеноном и символом новой Греции, который вдохновляет ее идти вперед в культурном, научном и гуманистическом смысле. Таких объектов по миру немного.

Какая ваша мечта как архитектора?

– Построить многофункциональный культурный центр, открытый городу, вовлекающий и детей и взрослых в просветительские инициативы, с насыщенной программой.


Изображения: GAFA Architects


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.