Григориос Гавалидис: Комфорт и красота – результат кропотливого труда архитектора
Основатель бюро GAFA Architects Григориос Гавалидис рассказал порталу Архсовета об архитектурном образовании в Греции, роли культурных центров в формировании поколений и позитивных изменениях в политике Москвы, направленных на обновление архитектурного облика города.
GAFA Architects – молодое, но уже востребованное архитектурное бюро, специализирующееся на современной архитектуре, проектировании жилья и социальных объектов, градостроительных проектах. У компании свой стиль, сформированный на основе лучших европейских школ, но по-новому переосмысленный в масштабах Москвы и ее планах развития.
В портфолио у архитекторов – крупные жилые комплексы («Новоград Павлино», «Южное Бунино»), объекты социальной инфраструктуры (школа в Павлино на 1600 учеников, детские сады, техникум), проекты редевелопмента («Парк Мира», корпуса Трехгорной мануфактуры), коммерческая недвижимость (бизнес-центры «Калейдоскоп» и «Хамелеон») и др.
– Вы родом из Греции, а Греция – колыбель мировой архитектуры. Как получилось, что вы создали бюро именно в России, и реализуете здесь свои проекты?
– Нужно начинать с того, как я вообще пришел в архитектуру, потому что все последующие события – логическая цепочка действий. Я родом из Греции. В архитектуру я влюбился в раннем возрасте. Отец заказал новый дом, и в процессе его создания я увидел работу архитектора изнутри. В ней есть все: творчество, вдохновение, связь времен и устремление в будущее. Огромный объем знаний в самых разных областях. Превращение эскизов и чертежей в нечто материальное, что делает жизнь людей лучше. Одним словом, я почувствовал, что смог бы посвятить этой работе жизнь. Забегая вперед, скажу, что с выбором профессии попал точно в цель.
При этом в моей семье не было архитекторов. Интересно, что в Греции профессия архитектора очень элитная, и по количеству вступительных баллов приравнена к военным летчикам. При этом, если летчикам достаточно поступить, – и твоя жизнь обеспечена до самой старости, с архитекторами все намного сложнее. Устанавливая столь высокие проходные баллы, государство ограничивает количество молодежи, идущей в профессию в зависимости от потребностей. Это очень правильно: 3000 дипломированных архитекторов, которые работают барменами, никому не нужны. Я не был круглым отличником, поэтому для воплощения мечты у меня был один вариант – уехать учиться за границу.
Мне как греку было доступно архитектурное образование в любой европейской стране, но я выбрал Санкт-Петербург. Окончив институт, я увлекся биоклиматической архитектурой и поехал учиться в Берлин, затем в Лондон. Однако в конечном итоге вернулся в Москву, почувствовав, что город понятен мне по своему масштабу, энергетике. Здесь огромные возможности для творчества и реализации проектов в самых разных сферах. Это была в какой-то степени авантюра, но я рад, что так сложилось. Москва - мой город.
– Как появилось GAFA Architects, и какой был ваш первый самостоятельный проект?
– У меня был опыт работы и проектирования в Европе, и немного иной взгляд на вещи. В Лос-Анжелесе я стажировался у Эрика Оуэна Мосса, это был потрясающий опыт. У него не только яркая авторская архитектура, но и удивительная манера работать, черпать вдохновение буквально из всего. В середине 2000-х годов в России еще не было такого количества высококлассных архитекторов, как сейчас, и каждая интересная концепция сразу шла в работу. Получилась комбинация молодости, смелости и западного взгляда. Мы познакомились с моим партнером Антоном Тафийчуком, который взял на себя административные вопросы, а я занялся архитектурой.
Свою работу мы начали с того, что лучше всего умели, – с реконструкции и реновации зданий. Параллельно участвовали в большом количестве конкурсов. В Москве мы попали в пик интереса к редевелопменту бывших промышленных территорий. Первый крупный проект, который дал толчок для дальнейшего развития бюро, – бизнес-квартал с апартаментами Парк Мира на Проспекте Мира. Здесь реализовалась новая для Москвы концепция Live&Work - живи и работай.
Бюро GAFA Architects вместе с другими компаниями участвовало в переформатировании объекта площадью 50 тыс. кв метров в жилые апартаменты. На своем участке нам удалось создать маленькую Европу с брусчаткой, зелеными зонами, со своим стилем и благоустройством. Все фасадные материалы были из Европы. Проект выделялся не только форматом, но и качеством реализации даже несмотря на кризис, на который пришлось время строительства. Заказчик сохранил в проекте шпонированные деревянные HPL-панели, немецкий клинкер и испанскую терракоту. Сейчас в этом нет никакой уникальности, но для 2010 года это был качественный прорыв.
Вообще, все проекты нужно рассматривать в разрезе времени, в котором они создавались. По сути, Парк Мира – один из первых качественных примеров редевелопмента промзон. Дальше была работа с реновацией летной школы Василия Сталина под современные нужды Министерства обороны. Интересный опыт работы с историческим объектом в части реконструкции интерьеров, фасадов. Но по-настоящему свою нишу мы нашли в жилом строительстве.
– Как изменилась GAFA за эти 8 лет, какие проекты вы реализуете сегодня?
– Сегодня, мне кажется, нас не воспринимают как иностранцев, все эти годы мы активные участники рынка, наши проекты находятся в Москве и Подмосковье. Мы сильно выросли и расширили компетенции. Сегодня GAFA – это группа из более 30 архитекторов с конструкторами, а также порядка 40 инженеров. Немало, но того требуют масштабы наших проектов и их подготовка «под ключ». Мы вышли в градостроительство и конкурируем с крупными маститыми компаниями. Стараемся творить красоту и архитектуру в больших проектах, добавлять изящность и уникальность в массовое жилье. По нашим проектам в следующем году планируется строительство двух жилых комплексов в районе СЗАО, благоустройство ЖК «Кленовые аллеи». Сотрудничаем с группой ПИК – разрабатываем совместно с ними новый продукт по детским садам и школам. Недавно закончили комплекс апартаментов «Отражение» в Москве на улице Шереметьевская. Проектов очень много.
– Вам удается отстаивать ваше творчество, авторскую составляющую?
– В последнее время с этим проще. Стараемся повышать заказчикам планку по материалам, по фасадным решениям. В России есть представление, что все можно закатать в фиброцемент и будет красиво. Но это не так. Каждое здание должно иметь индивидуальную архитектуру и палитру материалов. Вот представьте: в Москве до революции 70% жилых домов были доходными, у каждого был свой архитектор и не одно решение не повторялось.
Конкуренция среди архитекторов сделала Москву такой, которую мы все так любим. Мы предлагаем заказчику новые современные фасадные решения, либо разрабатываем авторские материалы и сочетания практически для всех своих проектов. Для «Парка Мира» многие материалы впервые использовали в России, мы их привезли, и нам пришлось их сертифицировать. Так же было с меняющими цвет панелями для БЦ «Хамелеон». Апарт-комплекс «Отражение» выделяется интересными зеркальными фасадами в обрамлении HPL-панелей из натурального шпона. Мы не повторяемся.
Терракота, шпонированные панели, керамика - все это натуральные, экологичные, и долговечные материалы. Для нас сертификация новых фасадных решений по российским стандартам – это отдельный неоплачиваемый труд. Но GAFA без него не может, материалы – наша фишка.
– «Новоград Павлино», «Южное Бунино», ЖК Ватутинки – крупные жилые районы комфорт-класса в Москве и Подмосковье. Можно ли говорить об авторской архитектуре, интересных фасадных решениях, когда бюджет проектов серьезно ограничен?
– Авторская архитектура – это не только специфика творческого мышления архитектора, применение особых материалов или яркие проекты. Взять жилой район «Новоград Павлино». Эконом-класс площадью 285 тыс. кв. метров – настоящий мини-город. Но нам не хотелось закрывать его привычными фасадами, строить еще один безликий комплекс. Специально для Павлино мы разработали кирпич и запустили его в производство. Натуральный и экологичный кирпич ручной формовки оказался в разы дешевле немецких аналогов без ущерба качеству и визуальным характеристикам.
Как архитекторы массового жилищного строительства мы стараемся создавать качественные улучшения мест обитания людей, - зачастую они не заметны не профессионалу. Ты чувствуешь, что тебе комфортно и красиво, но не анализируешь и не осознаешь, что это результат кропотливого труда архитекторов. Мне нравится жилье в Финляндии – его неброские, но до мелочей продуманные архитектурные решения. Нам близка эта философия.
– Вы занимаетесь благоустройством, есть какие-то ноу-хау?
– Девелоперу важно получить свой уникальный продукт с узнаваемым стилем, в то же время у наших заказчиков идет параллельно десяток проектов, и задачи дублируются. Мы придумали умную систему организации площадок для детей разных возрастов, которая легко масштабируется и подстраивается под разные проекты. Модули трансформируются под десятки сценариев, они всесезонные и всепогодные.
Скалодром превращается в снежную или ледяную горку зимой, беговые дорожки становятся лыжней. Все происходит автоматически, без участия техники и дополнительных ресурсов. Мы не проектируем просто некие конструкции, а придумываем игры и ставим задачи, преодолевая которые ребенок развивается физически, тренирует логику, познает мир. Для каждого возраста своя территория. Допустим, в нашем микрорайоне 10 дворов и в каждом свои сценарии для всех групп детей и взрослых. Концепции не повторяются, и дети вместе с родителями меняются дворовыми пространствами, перемещаются, знакомятся. Так поддерживается добрососедство.
– Каким вы видите жилье будущего, что в нем должно быть?
– Если на совсем дальнюю перспективу, то каждый житель помимо квадратных метров будет иметь возможность развивать личное пространство с учетом интересов. Например, вместо 5-комнатной квартиры будет 3-х комнатная, но со своей интегрированной зеленой зоной – кусочкам настоящего сада. А если говорить о ближайшем будущем, мы считаем, что Россия находится в очень интересной ситуации, когда может перенимать лучший европейский опыт, интегрировать его в систему, во многом минуя длинную дорогу проб и ошибок.
Москва как растущий экономический будет развиваться вертикально, центр становится выше и плотнее. Вообще расти вверх – это знак обеспеченности города. Небоскребы могут быть фантастически удобны. Бурными темпами растет транспортная инфраструктура – система колец, радиусов, перехватывающих станций, такси и каршерингов. Потребность иметь собственное авто в Москве с каждым годом будет сходить на нет. В Европе уже строятся жилые небоскребы без машиномест, и мы тоже к этому идем. Благополучная городская среда не та, где у каждого есть свой автомобиль, а та, где нет необходимости его иметь.
– Зачем ваше бюро участвовало в конкурсах на обновление домов культуры и библиотек?
– В детстве в Греции я много времени проводил в досуговых центрах, библиотеках , и по себе знаю, насколько сильно они могут повлиять на развитие ребенка. Возможность посещать секции, пробовать разные профессии, запрашивать и получать любую информацию в библиотеках, общаться с самыми разными людьми - основа формирования интересной богатой личности. Для небольшого города или района дом культуры при его правильной организации – общественный и культурный центр притяжения. Мне не нравится традиция из СССР, когда все по предварительной записи или документам.
Общественные пространства и учебные центры должны быть открытыми и доступными для всех. Плюс дружелюбная среда, комфортные интерьерные решения. В советских домах культуры огромный потенциал. С этой же точки зрения мы проектируем школы, переосмысливаем образовательные пространства техникумов и колледжей. Школа в Павлино – одна из самых больших в России. 1600 учеников и 25 тыс. кв. метров. Чистота форм, гармоничное пространство и интерьеры - все это должно способствовать позитивному мышлению, играть на повышение интереса к образованию. По этому же принципу по заказу Московской области мы реновировали безликое типовое здание техникума в Королеве, превратив его в современный учебный центр с актуальным дизайном фасадов и интерьерами. Опыт оказался настолько успешным, что нас пригласили продолжить его в Истре в детском лагере Ган Исроэль.
– Москомархитектура развивает открытую конкурсную политику, вы участвуете в конкурсах?
– Можно сказать, что мы фанаты того, что происходит сегодня на московском архитектурном рынке. Открытые конкурсы – входной билет для молодых талантливых архитекторов. Город получил возможность на хорошем европейском уровне решать разноплановые задачи – от метро до общественных комплексов и ландшафтных парков. Мы следим за анонсами, и рады, что сейчас у бюро больше ресурсов и возможностей для участия в конкурсах.
– Как сегодня обстоят дела с кадрами? Насколько российское архитектурное образование соответствует запросам?
– На рынке сложно найти «своих» архитекторов, которые будут сражаться вместе с нами за результат, которые близки по творчеству и чувствуют проект похожим образом. К нам приходят амбициозные молодые люди, отлично владеющие технологией, работающие в BIM, но которые мало что умеют без нее. Либо архитекторы с интересным опытом, но с завышенными амбиции. В бюро практически нет текучки кадров, к нам приходят надолго, и мы этим очень дорожим.
– Какое архитектурное открытие вы бы посоветовали посмотреть, что лично для вас стало открытием за последнее время?
– Я бы посоветовал взять билет в Афины на ближайшую дату и посмотреть культурный центр Ниархоса архитектора Ренцо Пиано. Гениальный генплан, гениальные задачи. Его называют Новым Парфеноном и символом новой Греции, который вдохновляет ее идти вперед в культурном, научном и гуманистическом смысле. Таких объектов по миру немного.
– Какая ваша мечта как архитектора?
– Построить многофункциональный культурный центр, открытый городу, вовлекающий и детей и взрослых в просветительские инициативы, с насыщенной программой.