ENG
 
От первого лица

Франческо Бандарин: Олимпиады заканчиваются, а образ страны остается

20 Ноября 2018

В рамках секции «Креативная среда и урбанистика» специальный советник ЮНЕСКО рассказал о том, как формировалась культура крупных международных мероприятий, как архитектура стала ее составляющей, чего нужно опасаться организаторам и почему такие события важны для развития культурного обмена.

Секция «Креативная среда и урбанистика» на VII Культурном форуме в Санкт-Петербурге в этом году стала площадкой для обсуждения влияния крупных международных событий на развитие городов и регионов. О многогранности этого процесса – вопросах экономики, культуры, городской инфраструктуры, культурном обмене и многом другом говорили эксперты из разных профессиональных сфер, деятели спорта и кинематографа, чиновники и архитекторы, и разных стран, Италии, Великобритании, Бразилии, Швейцарии и др. Одним из гостей секции стал специальный советник Юнеско Франческо Бандарин, который обладает большим опытом работы с различными странами. Мы публикуем краткий конспект его выступления с экскурсом в историю крупных международных событий.   

История крупных событий и архитектуры, которая была создана для них и одновременно сформировала облик города, началась не в XX веке, а гораздо раньше. Если мы говорим о Риме, мы, конечно, вспоминаем Колизей. Но в новой истории катализатором действительно международных, организованных мероприятий с масштабным строительством, стала промышленная революция, а отправной точкой – Первая всемирная выставка в Лондоне, наследниками которой стали все последующие ЭКСПО. Здание Хрустального дворца стало иконой и заложило традиции инженерии, павильонных проектов и архитектуры (для выставки, прошедшей в Лондоне в 1851 году, по проекту Джозефа Пакстона было построено здание из металлических конструкций и стекла, которое получило название «Хрустальный дворец», о нем, как о знаковом проекте, говорили многие участники секции, в том числе Асиф Хан, автор самого черного здания на Земле, о выступлении которого мы также расскажем на сайте Архосвета, – прим. редакции).

Первые ЭКСПО, такие как в Лондоне и Чикаго, задумывались как временные. Потребовалось некоторое время, чтобы строящиеся в их рамках проекты стали рассматриваться как градостроительные. Так, выставка, прошедшая в Париже в 1889 году, оставила Парижу его икону – Эйфелеву башню.

В конце 30-х годов в организации ЭКСПО стали применять современный подход, в том числе, развитие инфраструктуры. В Риме в 1942 году выставка не состоялась, но был создан целый район (район ЭУР/EUR – аббревиатура «Всемирная выставка Рима» Esposizione Universale di Roma, находится в южной части итальянской столицы. Проект был реализован по приказу Муссолини группой архитекторов под руководством Марчелло Пьячентини. Одно из самых известных сегодня зданий – квадратный Колизей, где расположена штаб-квартира Fendi, – прим. редакции). ВДНХ в Москве – также знаковое событие в этой цепи становления инфраструктурного подхода в формировании общественных пространств для крупных мероприятий. 

После этого у всех ЭКСПО, выставок и Олимпийских игр закладывался определенный подход к развитию территории и темы. В этой череде Монреаль, Севилья, Генуя, где за основу было взято 500-летие открытия Америки (выставка прошла в 1992 году под лозунгом «Христофор Колумб – корабль и море» – прим. редакции), Лиссабон, и конечно, Шанхай, в котором площадка для ЭКСПО была создана путем реновации промышленной зоны (выставка прошла в 2010 году с темой «Лучше город. Лучше жизнь», именно здесь город и его взаимодействие с человеком впервые стал главной целью выставки, прим. редакции). 

Существует несколько проблем, с которыми могут столкнуться организаторы крупных международных событий. Во-первых, это инвестиции. Такие мероприятия требуют больших финансовых вливаний. Во-вторых, отсутствие плана. Планирование – это очень важно. Например, в Турине выставка прошла в 1961 году, но здания до сих пор стоят пустые (Международная выставка труда в Турине прошла под лозунгом «Человек в труде», к ней, в частности, был построен Дворце труда – здание из бетона, стекла и алюминия со сложными перекрытиями по проекту инженера и архитектора Пьера Луиджи Нерви – прим. редакции). Это большой вопрос и для стран, принимающих Олимпийские игры, которые требуют строительства инфраструктуры, с которой непонятно что делать после окончания игр. В России, кстати, этот вопрос был решен очень удачно, организаторы использовали многое из того, что уже было построено, а новые объекты тоже нашли себе применение. Но главное, нужно понимать, что нельзя просто понастроить памятники, нужно развивать инфраструктуру между ними. Поэтому экономика важна, но не нужно забывать про урбанизм.

В целом же крупные международные мероприятия формируют образ страны и важно помнить, что событие, ЭКСПО или Олимпиада, или любое другое, заканчивается, а образ остается.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.