Франческо Бандарин: Олимпиады заканчиваются, а образ страны остается
В рамках секции «Креативная среда и урбанистика» специальный советник ЮНЕСКО рассказал о том, как формировалась культура крупных международных мероприятий, как архитектура стала ее составляющей, чего нужно опасаться организаторам и почему такие события важны для развития культурного обмена.
Секция «Креативная среда и урбанистика» на VII Культурном форуме в Санкт-Петербурге в этом году стала площадкой для обсуждения влияния крупных международных событий на развитие городов и регионов. О многогранности этого процесса – вопросах экономики, культуры, городской инфраструктуры, культурном обмене и многом другом говорили эксперты из разных профессиональных сфер, деятели спорта и кинематографа, чиновники и архитекторы, и разных стран, Италии, Великобритании, Бразилии, Швейцарии и др. Одним из гостей секции стал специальный советник Юнеско Франческо Бандарин, который обладает большим опытом работы с различными странами. Мы публикуем краткий конспект его выступления с экскурсом в историю крупных международных событий.
История крупных событий и архитектуры, которая была создана для них и одновременно сформировала облик города, началась не в XX веке, а гораздо раньше. Если мы говорим о Риме, мы, конечно, вспоминаем Колизей. Но в новой истории катализатором действительно международных, организованных мероприятий с масштабным строительством, стала промышленная революция, а отправной точкой – Первая всемирная выставка в Лондоне, наследниками которой стали все последующие ЭКСПО. Здание Хрустального дворца стало иконой и заложило традиции инженерии, павильонных проектов и архитектуры (для выставки, прошедшей в Лондоне в 1851 году, по проекту Джозефа Пакстона было построено здание из металлических конструкций и стекла, которое получило название «Хрустальный дворец», о нем, как о знаковом проекте, говорили многие участники секции, в том числе Асиф Хан, автор самого черного здания на Земле, о выступлении которого мы также расскажем на сайте Архосвета, – прим. редакции).
Первые ЭКСПО, такие как в Лондоне и Чикаго, задумывались как временные. Потребовалось некоторое время, чтобы строящиеся в их рамках проекты стали рассматриваться как градостроительные. Так, выставка, прошедшая в Париже в 1889 году, оставила Парижу его икону – Эйфелеву башню.
В конце 30-х годов в организации ЭКСПО стали применять современный подход, в том числе, развитие инфраструктуры. В Риме в 1942 году выставка не состоялась, но был создан целый район (район ЭУР/EUR – аббревиатура «Всемирная выставка Рима» Esposizione Universale di Roma, находится в южной части итальянской столицы. Проект был реализован по приказу Муссолини группой архитекторов под руководством Марчелло Пьячентини. Одно из самых известных сегодня зданий – квадратный Колизей, где расположена штаб-квартира Fendi, – прим. редакции). ВДНХ в Москве – также знаковое событие в этой цепи становления инфраструктурного подхода в формировании общественных пространств для крупных мероприятий.
После этого у всех ЭКСПО, выставок и Олимпийских игр закладывался определенный подход к развитию территории и темы. В этой череде Монреаль, Севилья, Генуя, где за основу было взято 500-летие открытия Америки (выставка прошла в 1992 году под лозунгом «Христофор Колумб – корабль и море» – прим. редакции), Лиссабон, и конечно, Шанхай, в котором площадка для ЭКСПО была создана путем реновации промышленной зоны (выставка прошла в 2010 году с темой «Лучше город. Лучше жизнь», именно здесь город и его взаимодействие с человеком впервые стал главной целью выставки, – прим. редакции).
Существует несколько проблем, с которыми могут столкнуться организаторы крупных международных событий. Во-первых, это инвестиции. Такие мероприятия требуют больших финансовых вливаний. Во-вторых, отсутствие плана. Планирование – это очень важно. Например, в Турине выставка прошла в 1961 году, но здания до сих пор стоят пустые (Международная выставка труда в Турине прошла под лозунгом «Человек в труде», к ней, в частности, был построен Дворце труда – здание из бетона, стекла и алюминия со сложными перекрытиями по проекту инженера и архитектора Пьера Луиджи Нерви – прим. редакции). Это большой вопрос и для стран, принимающих Олимпийские игры, которые требуют строительства инфраструктуры, с которой непонятно что делать после окончания игр. В России, кстати, этот вопрос был решен очень удачно, организаторы использовали многое из того, что уже было построено, а новые объекты тоже нашли себе применение. Но главное, нужно понимать, что нельзя просто понастроить памятники, нужно развивать инфраструктуру между ними. Поэтому экономика важна, но не нужно забывать про урбанизм.
В целом же крупные международные мероприятия формируют образ страны и важно помнить, что событие, ЭКСПО или Олимпиада, или любое другое, заканчивается, а образ остается.
- Темы:
- Культурный форум