ENG
 
От первого лица

Флорис Алкемаде: Главный архитектор может дать совет, даже когда государство его не спрашивает об этом

24 Июля 2018

В 2015 году Министерство жилья, пространственного планирования и окружающей среды Нидерландов предложило Флорису Алкемаде занять должность главного государственного архитектора. В интервью Strelka Mag на Московском урбанистическом форуме он рассказал о своей необычной должности и о том, как меняется подход к архитектуре в королевстве.

Эта традиция [назначать главного архитектора] существует более двухсот лет. Сначала должность называлась королевский архитектор, он должен был следить за королевскими дворцами. Со временем круг обязанностей расширился, и должность стала называться главный государственный архитектор (Chief Government Architect), этот человек заботится о качестве архитектуры всех государственных построек: министерств, тюрем, судов и королевских дворцов. Помимо этого, я добавил ещё одну задачу — организовывать архитектурные соревнования. Я считаю, что социальные проблемы можно также решить силой дизайна, ради чего и организую конкурсы.

Моя задача — следить за качеством зданий и консультировать правительство в вопросах, связанных с архитектурой, урбанистикой или ландшафтом. Главный архитектор может дать совет, даже когда государство его не спрашивает об этом. Он может сформулировать рекомендацию для министерства, если посчитает важным что-то изменить. В конечном счёте важно, чтобы у архитекторов была независимая позиция в вопросе качества построек.

Тогда политические и финансовые нюансы не будут довлеть над качеством и архитектура получит право голоса. Поэтому важно иметь центрального государственного архитектора, который сможет отстаивать позицию архитекторов.
В моей команде около сорока человек. Это архитекторы, специалисты по монументам и восстановлению, а также консультанты в области искусства (потому что среди правительственных зданий около 1–1,5 % являются объектами искусства). Также в команде есть люди, консультирующие в правовых вопросах. Это очень разносторонняя команда, обладающая не только архитектурными навыками.

Нынешний тренд в Голландии состоит в том, что на архитектуру влияет всё больше вещей. Одна из них — социальные проблемы, такие как старение населения. Другая — изменение климата, и тут мы пытаемся сделать так, чтобы жилые дома и другие постройки не потребляли энергию, а производили её. Здания должны стать самодостаточными в плане энергоресурсов. Это новая сфера и новый поворот для архитектуры.

У нас есть более урбанизированные территории, которые сейчас быстро разрастаются, особенно большие города в западной части Нидерландов. А есть зоны, где население сокращается, и для них нужна другая стратегия развития. В первом случае мы предлагаем увеличивать плотность городов. Во втором — должны сфокусироваться на трансформации существующих построек. Разные регионы — разные стратегии.

Очень важно, чтобы дома, которые мы собираемся построить в ближайшие годы, появлялись вблизи транспортных хабов. Так мы избежим пробок, которые могут появиться, если строить жильё за городом, куда не доезжает общественный транспорт. Мы стараемся рационально обосновать расположение новых построек.

В Голландии жизнь в городе обычно менее здоровая, чем в деревне, особенно в небогатых районах. Мы должны сфокусироваться на вопросах здоровья и позаботиться о жителях бедных районов, чтобы улучшить их условия жизни. Важный элемент в этом — социальное жильё, а также строительство больниц и школ. Такой набор поможет улучшить жизнь людей.

Я думаю, дело в том, что мы любим творческий подход: не только в архитектуре, но и в образе жизни, а также в том, как мы судим о политике. В нашей культуре политики никогда не получают слишком большую власть. Это помогает обществу быть более открытым. Креативность свойственна всем уровням нашего общества, в том числе культуре в архитектурных школах.

Голландцы в целом любят эксперименты и инновации. Однажды проводили опрос: что из художественного искусства люди ценят больше всего? В большинстве своём представители разных мировых культур отдали предпочтение пейзажному рисунку вроде итальянских ландшафтов, красивых мельниц и так далее. И только в Нидерландах самой популярной стала абстрактная картина. Я думаю, что открытое сознание помогает создать климат, в котором может процветать архитектура.
Сейчас главным навыком для архитектора становится способность объединять знания разных дисциплин и профессий.

Когда всё вокруг усложняется, люди стремятся сфокусироваться только на том, что находится под их профессиональным контролем. Такой подход часто означает, что ваше решение станет проблемой для кого-то другого.

Я думаю, что у архитекторов есть потенциал к гораздо более целостному способу мышления, так что они могут совмещать множество различных источников информации. И я считаю, это как раз то, что нужно архитекторам будущего — способность обрести знания из других сфер, слушая, учась и вовлекая представителей других дисциплин в свои команды. Таким образом, они будут командой мыслителей, которые могут контролировать процесс полностью.

Недавно у нас был экономический кризис, и немало архитекторов потеряли работу. Многие из них открыли свои офисы на одного-двух человек. Они создали кризисную модель ведения проектов. Сейчас экономика растёт, и часть архитекторов возвращается в большие офисы, чтобы работать с девелоперами над крупными проектами. Но всё ещё остаётся большое комьюнити фрилансеров. Думаю, они ещё создадут новые идеи и коллаборации.

Экономический кризис создаёт условия для развития. Когда всё легко и просто, все становятся ленивыми; нет нужды в инновациях. В кризис все сосредоточены только на инновациях. Кризис способствует появлению новых направлений в архитектуре.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.