ENG
 
От первого лица

«Если тебя что-то вдохновляет, то ты посвятишь этому жизнь!»

25 Августа 2017

Сегодня архитектурные бюро, в которых работают студенты и вчерашние выпускники, успешно конкурируют с опытными профессионалами рынка за коммерческий и государственный заказ. Молодые архитекторы выигрывают у «стариков» за счет скорости, цены, восприимчивости к новым технологиям, а также отсутствию чрезмерной чувствительности по отношению к градостроительным конфликтам.

Одна из главных тем будущей конференции «Открытый город» — ликвидация разрыва между образовательным процессом в архитектурных вузах и требованиями рынка. Как вузу стать активным участником экономической деятельности? — Ответ на этот вопрос в процессе подготовки «Открытого города» искали участники нескольких рабочих групп, среди которых преподаватели, действующие архитекторы. Одним из решений может послужить бизнес-модель архитектурно-проектировочного бюро «НПО «Вектор», в котором практически все проекты реализуются с участием студентов, аспирантов и преподавателей НИУ МГСУ.

О том, как «студенческое» бюро «Вектор» конкурирует на рынке архитектурного заказа, портал «Архсовета» поговорил с его руководителем — Кириллом Теслером, кандидатом архитектуры, доцентом НИУ МГСУ, а также его коллегами из числа студентов и выпускников МГСУ.

— Что в вашей компании делают студенты: работают или учатся?

Кирилл Теслер: «И то и другое. На базе НИУ МГСУ у нас организован МИП (малое инновационное предприятие) НПО „Вектор“, для работы в котором мы привлекаем студентов и молодых специалистов. Мы даем им возможность принять участие в проектировании, обеспечиваем оборудованием, материально-технической базой. Параллельно с реальной работой мы с ребятами прорабатываем вопросы их дипломных работ, рассказываем им про современное программное обеспечение в архитектуре».

Елена Пылаева, 2 курс магистратуры:

«На 3 курсе бакалавриата Кирилл Игоревич стал моим дипломным руководителем, мы прошли практику, защитили на «отлично» диплом по теме «Комплекс торгово-выставочных зданий в парке „Патриот“. Недавно я вышла в „Вектор“ на работу. Мне нравится, что здесь молодой, творческий коллектив плюс возможность сразу работать на серьезных объектах, таких, как, например, проект восстановления недавно сгоревшего здания ФГБУИН „Института научной информации по общественным наукам“ (ФГБУН ИНИОН РАН)».

— Разве не было бы логично для работы над серьезными проектами привлечь с рынка опытных архитекторов? В чем преимущества «студенческой» команды?

— Кирилл Теслер: «Команда — это не только профессионализм и опыт, но и сплоченность коллектива, возможность понимать друг друга с полуслова. У каждой команды есть свой алгоритм и свой стиль работы. Мы можем посмотреть на примеры самых успешных архитектурных бюро Москвы и убедиться, что они, как правило, не нанимают людей с улицы, а воспитывают кадры сами. Мы можем говорить о Юрии Григоряне, у которого есть своя группа в МАРХИ, откуда он набирает на работу студентов и выпускников, или о таких бюро, как WALL или «Цимайло Лященко и партнеры», у которых есть ординатура, только по окончанию которой молодые специалисты могут поступить к ним на работу.

Мы, в НПО «Вектор» идем по тому же пути — набираем ребят на практику, потом проводим курс ординатуры с обучением и некой проверкой того, впишется ли человек в команду, и только после всего этого заключаем договор.

— Каковы принципы отбора? Что нужно студенту, чтобы работать у вас?

Кирилл Теслер: «Среди важных критериев отбора — работоспособность и внутренняя энергетика. Что касается студентов, важно, не то что, они могут на данный момент, а то, насколько они готовы учиться. Не секрет, что в любом вузе есть свои «звезды», у которых все получается буквально с 1 курса, они так себя и позиционируют: «Не мешайте мне, я и так в этой жизни устроюсь!». Такие люди мне не интересны. Мне интересны те ребята, у которых горят глаза, они хотят узнать что-то новое, и при этом здраво оценивают: то, что они в данный момент умеют и делают — всего лишь первая ступенька. Да, я понимаю, что в первую очередь, говорю о человеческих, а не о профессиональных компетенциях. Но профессии можно научить, а быть человеком научить невозможно.

Ольга Кожухарь, 2 курс магистратуры:

«В „Вектор“ я пришла на 4 курсе. Для меня это была авантюра — самой позвонить по поводу работы незнакомому человеку, показать свое портфолио, поговорить, „продать“ себя. Меня взяли, и практически с первой недели началась активная работа. Нас постоянно призывали выносить на обсуждение и отстаивать свои идеи, показывали спектр специализированных программ, ресурсов, на которых ты можешь постоянно черпать новую информацию — в общем этот опыт оказался намного полезнее академического образовательного процесса. Работаю в компании уже год. Очень интересно и ответственно. Особенно, когда тебя учат на практике общаться с заказчиками — это образовывает тебя не только как архитектора, но и как человека».

Антон Кошелев, бывший сотрудник НПО «Вектор»:

«Я работал в компании полгода на нескольких проектах: «Парк Яуза», «Парк „Патриот“, „Библиотека ИНИОН“ и другие. Мне интересна коллективная работа, где каждый может внести свой вклад, и от тебя что-то зависит. Если тебя что-то трогает, то ты будешь сидеть ночами, потому что это твое. Я ушел из компании, потому что поменялись приоритеты. Я четко осознал необходимость поступления в зарубежную аспирантуру. К сожалению российское образование очень отстает от современной архитектуры, от тех возможностей и знаний, которые дают западные школы. Окончательный выбор зарубежного вуза я еще не сделал, но надеюсь, что дело выгорит».

 

Марта Григорян, 5 курс бакалавриата:

«В компанию я пришла на практику: поработать, подписать необходимые бумаги и уйти. Но так сложилось, что я втянулась. Просто на каком-то этапе тебе дают интересные задания и уходить уже не хочется. До этого у меня был небольшой опыт работы с чертежами (корректировка „рабочки“). И это было очень скучно. Не было возможности для проявления своих идей. Здесь же я сразу получила „право голоса“, как и все мои коллеги. Мы на равных можем предлагать свои решения в рамках общей концепции проекта. При таком подходе, оказалось, что можно делать самые обычные вещи, но видеть, что в них заложена индивидуальность. Поэтому после практики я здесь осталась. Я вижу здесь большие возможности для развития».

— Каким образом у вас происходит «мозговой штурм»?

Ася Морозова, архитектор:

«Коллективное обсуждение проекта тренирует навыки защиты своей идеи. На начальном этапе обсуждения мы приветствуем все идеи: чем больше, тем лучше. Затем мы набираем какой-то багаж, из которого уже выбираем то, что нам нужно. На этом этапе включается критика. И чем ближе мы к финальной стадии, тем сильнее критика и жестче споры. Выбор итогового решения происходит в ходе анализа всех вариантов и возможностей. Что касается меня лично, то я пришла в „Вектор“, учась на 3 курсе, когда практически еще ничего не умела. Было здорово, что так рано появилась возможность прикоснуться к реальным проектам. Понятно, что в начале это было скорее какое-то наблюдение за процессом, а потом наступило время проявлять инициативу. В этом году я закончила магистратуру и уже 3 года работаю в компании. У нас идет сразу несколько проектов параллельно. Один из тех, кто уже приближается к финальной стадии, это проект благоустройства Парка на реке Яузе. Проект уже прошел всю экспертизу, мы сдали документацию и сейчас доделываем мелкие штрихи. Мы надеемся, что доведем его до максимальной стадии и уже этой осенью увидим результат».

Юля Курганова, 5 курс бакалавриата:

«Мне было важно пройти практику в этом году и понять, как и чем жить дальше. И так получилось, что я — здесь, и меня затянуло. Больше всего мне нравится уровень ответственности, то, что работа дисциплинирует. Потому что, когда ты делаешь курсовой проект, там можно немножко подогнать результаты. В случае с реальными проектами необходимо более серьезно подходить к делу. Разумеется, возникают вопросы, ответы на которые я не знаю, и классно, что есть команда взрослых коллег, которые могут помочь».

Молодым командам для того, чтобы конкурировать на рынке за заказ, нередко приходится демпинговать. Вам знакома эта тема?

Кирилл Теслер: «Конкурировать можно, если ты работаешь, сочетая практически несочетаемые критерии: быстро, дешево и качественно. И если качество — это критерий, которым не может пожертвовать хорошее архитектурное бюро, то цена — более гибкий параметр и зачастую главный фактор в заключении договора с заказчиком. Если мы не будем прогибаться по цене на рынке, на котором сейчас столько голодных архитекторов, то мы просто останемся без работы. Да, мы демпингуем. Насколько? Настолько, насколько это требует рынок. Мы хотим сделать продукт дешевле, чем наши конкуренты. Что касается третьего параметра — скорости, то он зависит не от архитектора, а от заказчика, особенно если это — госзаказ. Мы понимаем, что заказчики ставят сроки под закрытие года, им нужно, допустим, до декабря сдать и закрыть все документы. Поэтому сроки не привязаны к производственным процессам. Этот параметр просто навязан архитекторам.

— Вы брались за убыточные или заведомо невыполнимые проекты?

Кирилл Теслер: «Да, мы выполняли проекты, которые находились за гранью окупаемости, но расценивали их, как вложение в имидж или рекламу. Были ситуации, когда мы уходили „в минус“. Например, мы от НИУ МГСУ участвовали в конкурсе Москомархитектуры „Ривер Парк. Твоя набережная“, который предполагал денежное вознаграждение. К сожалению, уже во время подачи итогового конкурсного предложения произошли изменения в конкурсной документации и вузам было отказано в участии. В результате мы оказались за бортом оцениваемых проектов, уже потратившись на работы. Однако главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов принял решение допустить наш проект к рассмотрению. Нам единственным из вузов дали диплом лауреата данного конкурса. В итоге победили три профессиональных компании и одна учебно-образовательная команда — мы».

— Один из наиболее распространенных предубеждений насчет молодых архитекторов связан с их якобы неумением общаться с заказчиками. Как ваши ребята справляются с этой задачей? Воспринимают ли их всерьез?

— Ольга Кожухарь: «Разумеется, необходимо учиться отстаивать свою идею, и при этом слушать, то, что говорят заказчики и другие участники производственного процесс. Да, в начале эту трудно. Помню, как я впервые одна была на Государственной экспертизе нашего проекта, когда нужно было отвечать на вопросы экспертов и запомнить всю новую информацию, чтобы донести ее до коллег... Подобные навыки приходят только в рабочей среде: ты учишься коммуницировать, вырабатываешь культуру общения. Потом ты понимаешь структуру переговоров и становится легче. В вузе этому практически не учат. Там ты думаешь или тебе говорят, что способность общаться как-то сама появится, можно подумать, что в меня автоматически будет вставлена флешка, и я впитаю его. Нет. Так не происходит».

Ася Морозова: «По проекту „Парк Яузы“ у меня был опыт общения с руководителями управ районов. Нужно было кратко и емко донести идею проекта. Для этого требовалось посетить 12 районов. Мы собирали информацию о территории, районе, выслушивали мнения жителей, руководителей, записывали и анализировали пожелания. Первые встречи были сумбурные, но потом я поняла, что и в какой последовательности делать и уже никакого страха переговоры не вызывали. Конечно, не обошлось без разговоров на тему: кто ты такая, девочка, что ты тут делаешь? Здесь было важно поставить себя, а для этого нужно точно понимать, что ты делаешь и зачем».

Какая мотивация у студентов и вчерашних выпускников работать у вас?

Кирилл Теслер: «В нашей компании разработана система мотиваторов. Во-первых, мы позиционируем «Вектор» для наших начинающих коллег, как своего рода тренажер. Вот допустим, как пилоты самолетов учатся? Их сажают за штурвал, а рядом — штурман. Пилот сам принимает решения по маневру, но он все время чувствует руку мастера, который его направляет. Так же и здесь. И этот опыт для ребят идет как одна из частей оплаты их труда.

Другая часть компенсации труда наших юных коллег — это дополнительное образование в плане профессионального программного обеспечения, которое мы сами можем организовать в рамках «Вектора». Мы даем ребятам комплексы программ, которые, как правило, не изучают в профильных вузах, а если и изучают, то на платной основе.

Третий мотиватор — профессиональные курсы повышения квалификации за счет компании по самым актуальным технологиям и программам в архитектуре и проектировании. В частности, у нас недавно ряд сотрудников отучились на курсах Autodesk Revit. Четвертый мотиватор — значимость объектов, которые начинающие специалисты могут показать в своем портфолио и предъявить подтверждающие документы. Мы никогда не скрываем авторов. Если человек выполнил десятую или даже сотую часть проекта, то мы все равно включаем его в официальный перечень специалистов, которые трудились над проектом.

Еще один важный мотиватор работы в нашей компании — это гибкий график. Многие сотрудники, которые у нас работают, являются студентами дневного отделения вуза, поэтому посещение лекций и иных обучающих занятий для них также является важным. Мы готовы идти им на встречу. Что касается финансового мотиватора, который, безусловно, также очень важен, то заработная плата, которую компания платит студентам и молодым специалистам, является конкурентоспособной по отношению к среднерыночным показателям.

Сейчас мы хотим превратить наш МИП в междисциплинарную площадку, которая сочетала бы образовательный и производственный процессы, а все наши сотрудники и коллеги смогли бы учиться и работать одновременно. В настоящее время «костяк» нашей команды — студенты и выпускники НИУ МГСУ, но мы открыты для ребят из других профильных вузов".

СПРАВКА О КОМПАНИИ

Компания «НПО «Вектор» с 2011 г. занимается проектированием и предлагает новый формат в благоустройстве городской среды. Основным Вектором развития являются проекты реорганизации и модернизации городских территорий, объекты образования, науки и медицины, научно-исследовательские и аналитические работы в области градостроительства и архитектуры. В портфолио НПО «Вектор» входят такие проекты, как, например, «Единый парк Яуза», восстановление здания ФГБУИ «Института научной информации по общественным наукам» (ФГБУН ИНИОН РАН), многофункциональный корпус Российского онкологического научного центра им. Н. Н. Блохина, научно-учебный центр по нанотехнологиям МГУ и пр.

НПО «Вектор» участвует и побеждает в крупных архитектурных конкурсах. Примеры: конкурс на создание социальной модели развития парка «Патриот», Золотой знак Международного фестиваля Зодчество 2016, международный конкурс «Твоя набережная в Ривер парк», сертификат победителя конкурса на разработку концепций благоустройства общественных пространств в 15 городах России. Среди заказчиков и партнеров НПО «Вектор» — такие организации, как Министерство Обороны Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Московский государственный университет, КБ «СТРЕЛКА» и пр. Также компания сотрудничает с правительством Москвы и Московской области в сфере создания нового облика парков и улиц города.

НПО «Вектор» приглашает на работу и (или) стажировку студентов архитектурных вузов.

Обращаться Вконтакте: или Фэйсбук

__________________________________________

Конференция «Открытый город» — крупнейшее событие в сфере архитектурного образования, пройдет в Москве 28-29 сентября. В ее программе: воркшопы от ведущих архитектурных бюро, сессии по актуальнейшим вопросам российского архитектурного образования, презентация исследования «Профессиональное развитие в России и за рубежом: традиционные модели и альтернативные практики», ярмарка дополнительных образовательных программ, Portfolio Review — презентация студенческих портфолио перед ведущими архитекторами и девелоперами Москвы и многое другое.

 

 


Изображения:


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.