Висенте Гуайарт рассказал о функциональном наполнении «новых городов»
Висенте Гуайарт, главный архитектор Барселоны (2011-2015), глава бюро Guallart Architects и основатель Института передовой архитектуры Каталонии (IAAC) рассказал порталу «Архсовет Москвы» в рамках Московского урбанистического форума о новых моделях развития города и о том, как градостроительные стандарты помогают сохранять архитектуру.
— Вы принимали участие в реконструкции промышленного района Побленоу в Барселоне: проект «22@» позволил преобразовать бывшую промзону в центральный деловой район, в новый центр технологий и инноваций, повысить рекреационную привлекательность и комфортабельность жилых зон. Сегодня Москва вслед за крупнейшими мегаполисами идет по пути полицентричного развития – занимается реновацией территорий бывших фабрик и заводов, в частности, планируется создавать новые центры притяжения на Москве-реке. На Ваш взгляд, этого достаточно для того, чтобы сформировать городскую среду совершенно иного уровня?
— Думаю, что проект развития набережных Москвы-реки был одним из самых интересных за последние годы, который реализовывался под руководством главного архитектора Сергея Кузнецова. В своей основе он похож на те проекты, что мы видели в Лондоне на Темзе или в Париже на Сене. Их объединяет географическая особенность – наличие реки, которая служит центром притяжения для бизнеса и застройщиков. Однако этого не достаточно для того, чтобы построить полицентричный город. Нельзя забывать о том, что есть и другие районы, которые не находятся рядом с рекой, но также являются частью города.
Чтобы следовать идее полицентричного города, необходимо развивать не только территории вдоль реки, но и микрорайоны вдоль главных магистралей.
Еще одним стратегически важным фактором для развития города является застройка и освоение промзон. В случае с районом «22@» мы так и поступили. Проект был запущен в 2000 году по инициативе городского совета Барселоны с вовлечением собственников земельных участков, которые желали обновить устаревшие элементы городского планирования, появившиеся еще в конце 19-го и начала 20-го века. И сегодня это один из глобальных проектов регенерации городской территории в Европе, привлекший государственные инвестиции в инфраструктуру объемом более 180 млн евро. Реализованная нами модель оказалась востребована не только в Барселоне, но и за пределами Испании. Ее успешно применяют в Рио-де-Жанейро, Бостоне, Стамбуле и Кейптауне.
— А помимо полицентрической системы, есть ли другие варианты развития у современных мегаполисов?
— Боюсь, что альтернативные варианты сулят большие неприятности – город все больше и больше будет приходить в упадок.
— У крупных мегаполисов, как правило, есть обширные периферийные зоны. Что делать с ними?
— Вы должны делать то, что уже делают китайские города – массово вводить программы возрождения городов. Все эти периферийные районы изначально застраивались как жилые, поэтому там нужно вводить производственные, учебные и культурные центры, развивать публичную функцию.
Но самое главное – мы должны из нашего словарного запаса убрать термин «окраина», потому что каждый из нас хочет существовать в центре чего-то.
Поэтому задача состоит в том, чтобы вместо «традиционного» города с насыщенным центром и множеством окраин, определить мегаполис как некую метрополию, ряд взаимосвязанных районов. В каждом из них нужно организовать хорошую доступность к таким важным объектам, как рынки, школы, больницы и библиотеки. Кроме того, необходимо наладить регулярные связи между соседними районами за счет развития дорожной и транспортной инфраструктуры. Городу нужны не только магистрали, но и улицы, по которым можно гулять, ездить на велосипедах, где можно просто отдыхать.
— Можно ли разработать функциональную программу для создания насыщенной городской среды нового типа?
— В 2050 Москва не будет выглядеть так, как она выглядит сейчас: у вас появятся автомобили без водителей, с солнечными панелями на крыше, а производственные центры будут работать только на цифровой основе. Все эти идеи создадут новую парадигму для развития города. Конечно, уже сегодня мы думаем о будущем, о новых идеях и изобретениях, которые будут помогать в развитии города. Например, я абсолютно уверен в том, что река станет вектором, который соединит новые центры города.
— Один из таких будущих центров на реке – парк «Зарядье». Как Вы оцениваете его перспективы?
— Этот проект очень важен для Москвы, потому что реализуется в самом центре города, да и вообще – в центре всей страны. Отрадно видеть, что над проектом работают отличные архитекторы, которые смогут соединить природу, современную архитектуру и историческое наследие. Смешение старого и нового является одной из основополагающих основ архитектуры, так что «Зарядье» – это тот проект, за которым полезно наблюдать.
— Москва старается удерживать качество проектирования на должном уровне. Для этого вводятся нормативы по благоустройству, стандарты жилой застройки и так далее. На ваш взгляд, стоит делать ставку на стандартизацию или следует довериться рынку?
— Сам рынок нас никуда не ведет. Любое правительство должно вводить общие стандарты, касающиеся качества городских объектов, особенно в отношении архитектуры. Это наилучший способ сохранить культурное наследие города. Будущее поколение будет вам благодарно за красивый город.