ENG
 
От первого лица

Джон Марк Кланси, CLANCY Engineering: «Многофункциональность в архитектуре всегда предполагает нетиповые решения»

16 Декабря 2020

Здание - это не только фасады, конструктив или кровля, которые порой могут иметь самые сложные формы. Инженерная и технологическая «начинка» в проекте с необычной архитектурой также должна быть на высоте. Оказалась ли работа инженеров сложнее с современными не всегда классическими архитектурными формами, какие новые системы появились в проектах с необычной архитектурой, что значит «необычное» с точки зрения технологий и как создать в здании системы, которые будет удобно эксплуатировать? Рассказывает Джон Марк Кланси, основатель CLANCY Engineering.

- Какую архитектуру с точки зрения инженерной работы можно в принципе считать необычной сегодня?

Когда мы говорим о необычной архитектуре, мы прежде всего подразумеваем архитектуру авторскую, нетиповую. Это могут быть как творения мировых звезд, отличающихся собственным узнаваемым почерком – таких как бюро Zaha Hadid или Herzog & de Meuron, OMA, Fosters and Partners. Но также необычный с точки зрения и эстетической, и функциональной объект могут создавать молодые концептуальные архитекторы. Необычность заключается, как правило, в нестандартной форме кровли, сложной конструкции фасадов, а также и в решении использовать большое количество остекления или даже открытых пространств в объекте – террас, веранд и так далее. Также нередко приходится работать с необычными интерьерными концепциями. Основная задача в данном случае – спроектировать такие системы, которые не будут заметны в интерьере и влиять на его восприятие, но при этом будут работать для комфорта человека. Как правило, для этого используется запотолочное пространство – и мастерство инженера часто состоит в том, чтобы при минимальном его использовании разместить максимальное количество инженерных систем.

- Как приходится менять выбор инженерных систем и технологий в зависимости от архитектуры здания? Бывает ли такое, что какие-то составляющие категорически не получится интегрировать именно из-за архитектуры?

Существуют достаточно сложные с точки зрения инженерных и противопожарных систем зоны в современных зданиях. Это огромные атриумы и входные многосветные пространства. Сегодня их проектируют достаточно часто, но с точки зрения систем и пожарных норм это действительно непростые помещения. В них предполагается единовременное пребывание большого количества людей, есть большие теплопритоки от солнца за счет наличия остекления на кровле. Инженерные системы в таких объектах должны обеспечивать комфортный климат и освещение на уровне не менее двух метров от пола для человека. При этом с точки зрения пожарной безопасности большой атриум высотой 30 метров – решение не нормативное, в законодательстве не прописано, как в таких условиях защищать людей. Поэтому нормы работы для них необходимо прописывать в виде специальных технических условий.

Также в западной архитектуре не так давно появилось такое понятие как transitional space, переходная зона. Это могут быть крытые большие коридоры или лобби с зенитным фонарем – подобное решение, к примеру, предлагается реализовать в новом московском проекте iCity авторства Хельмута Яна. Через транзитное пространство – огромное лобби с зенитным фонарем – человек попадает в здание. При этом само по себе помещение играет роль буферной зоны и не предполагает больших затрат энергоресурсов на отопление или охлаждение. Уже на лифте человек должен попадать в комфортную по климату зону делового центра. Однако, чтобы сделать переходную зону интересной, девелопер выбирает разместить здесь коммерческую торговлю, и в таком случае нужно предусмотреть максимальную комфортность, заложить в проект мощности, и при этом не допустить появления в интерьере намеков на инженерию.

- Как быть при проектировании многофункциональных комплексов, где одновременно могут сочетаться самые разные форматы недвижимости? Есть ли в таком случае сложности в работе с инженерными системами?

Многофункциональность в архитектуре всегда предполагает нетиповые решения. Для того, чтобы грамотно спроектировать системы в многофункциональном здании, заказчик, архитекторы и инженеры должны работать в тесной связке. Например, работая над проектом Brosko Mall в Хабаровске мы разрабатывали системы в сотрудничестве с авторами архитектуры проекта. В одном комплексе в данном случае предусмотрены гостиница, торговый центр, аквапарк, паркинг. Это четыре совершенно разные функции с разным характером работы и графиком. Гостиницу необходимо эксплуатировать круглосуточно, аквапарк будет работать по графику торгового центра 12 часов в день – значит все эти зоны должны иметь не только разведенные потоки посетителей, но и независимые инженерные системы. Для их размещения требуются дополнительные технические помещения – все это, безусловно, удорожает проект. Нередко в таких случаях даже рассматривается возможность работы разных управляющих и эксплуатирующих организаций для разных функций – соответственно, при адаптации проекта необходимо также спроектировать такие системы, которые будут приняты разными компаниями. 

- Какие особенности есть в данном случае у зданий под реконструкцию? Влияет ли статус памятника объекта на работу инженеров?

В объектах реконструкции или редевелопмента даже при привычной, классической архитектуре есть масса нюансов. Так, работая над инженерными системами для гостиницы в здании со старинным фасадом на Большой Никитской улице, мы находились в довольно стесненных условиях. Границей проектирования стал непосредственно «отпечаток» объекта, а исторические фасады, которые нужно сохранить, были значительным ограничением – при проектировании требовалось предусмотреть их утепление и укрепление. Утеплять исторический кирпичный фасад можно только изнутри, и при этом материал должен обладать паронепроницаемостью и быть негорючим. Минераловатный утеплитель, стандартный для наружных фасадов, в этом случае ненадежная система – и мы применяли пеностекло, по стоимости в 10 раз превышающее стандартный утеплитель. Кроме того, при реконструкции здания инженеры очень сильно ограничены существующими стенами, перекрытиями, не рассчитанными в свое время на появление как лифтовых шахт, так и систем приточно-вытяжной вентиляции – что в элитных проектах сегодня норма.

Еще одна особенность таких объектов – работа с террасами или эксплуатируемой кровлей в плотной застройке в окружении, как в центре города. Как правило, крыша здания – главная точка, где можно разместить все шумные и массивные инженерные объекты, установить воздуховоды и многое другое. В случае с террасой это невозможно – шум от круглосуточно работающего оборудования не даст возможности отдохнуть ни пользователям здания, ни жителям вокруг в условиях плотной застройки центра Москвы. В таких случаях системные объекты необходимо выгораживать и снабжать акустическими экранами.

- Возникают ли такие трудности при работе с крышами новых объектов?

Все зависит от замысла, а также от окружения объекта. Например, кровля здания может быть «пятым фасадом»: если на нее выходят виды, допустим, небоскреба в составе единого комплекса. С такой задачей мы столкнулись при работе над ТЦ «Ахмад» в Грозном. На крышу торгового центра выходит вид с 400-метрового небоскреба Ahmad Tower, и традиционное для торговых центров размещение оборудования на кровле пришлось пересмотреть. Совместно с командой архитекторов мы предложили решение по строительству технического купола на крыше, также выполняющего декоративную роль и не препятствующего сбросу тепла.

- Бывают ли ошибки? Как их не допустить?

Главные ошибки в работе инженеров с неклассическими по своему внешнему виду зданиями – это проектирование таких систем, работа которых доставляет дискомфорт. Это могут быть некорректно работающие системы – например, плохая из-за особенностей планировки объекта вентиляция, недостаточно мощная или наоборот, излишне шумная. Также иногда нам приходится выступать в роли «критиков» и менять или корректировать какие-либо предложения архитекторов или дизайнеров – если, к примеру, инженер видит, что слишком массивные дизайнерские элементы под потолком могут создать риск для жизни людей в случае пожара или чрезвычайной ситуации, то от такого решения лучше отказаться ради заботы о жизнях людей. На первом месте всегда безопасность и комфорт пользователя – что выражается в том числе и в незаметности систем для посетителя или жителя объекта. Поэтому чем более современной и необычной становится архитектура, тем сложнее проектировать инженерные системы – но тем и интереснее.


Изображения: www.irishtimes.com


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.