Джон Марк Кланси, CLANCY Engineering: «Многофункциональность в архитектуре всегда предполагает нетиповые решения»
Здание - это не только фасады, конструктив или кровля, которые порой могут иметь самые сложные формы. Инженерная и технологическая «начинка» в проекте с необычной архитектурой также должна быть на высоте. Оказалась ли работа инженеров сложнее с современными не всегда классическими архитектурными формами, какие новые системы появились в проектах с необычной архитектурой, что значит «необычное» с точки зрения технологий и как создать в здании системы, которые будет удобно эксплуатировать? Рассказывает Джон Марк Кланси, основатель CLANCY Engineering.
- Какую архитектуру с точки зрения инженерной работы можно в принципе считать необычной сегодня?
Когда мы говорим о необычной архитектуре, мы прежде всего подразумеваем архитектуру авторскую, нетиповую. Это могут быть как творения мировых звезд, отличающихся собственным узнаваемым почерком – таких как бюро Zaha Hadid или Herzog & de Meuron, OMA, Fosters and Partners. Но также необычный с точки зрения и эстетической, и функциональной объект могут создавать молодые концептуальные архитекторы. Необычность заключается, как правило, в нестандартной форме кровли, сложной конструкции фасадов, а также и в решении использовать большое количество остекления или даже открытых пространств в объекте – террас, веранд и так далее. Также нередко приходится работать с необычными интерьерными концепциями. Основная задача в данном случае – спроектировать такие системы, которые не будут заметны в интерьере и влиять на его восприятие, но при этом будут работать для комфорта человека. Как правило, для этого используется запотолочное пространство – и мастерство инженера часто состоит в том, чтобы при минимальном его использовании разместить максимальное количество инженерных систем.
- Как приходится менять выбор инженерных систем и технологий в зависимости от архитектуры здания? Бывает ли такое, что какие-то составляющие категорически не получится интегрировать именно из-за архитектуры?
Существуют достаточно сложные с точки зрения инженерных и противопожарных систем зоны в современных зданиях. Это огромные атриумы и входные многосветные пространства. Сегодня их проектируют достаточно часто, но с точки зрения систем и пожарных норм это действительно непростые помещения. В них предполагается единовременное пребывание большого количества людей, есть большие теплопритоки от солнца за счет наличия остекления на кровле. Инженерные системы в таких объектах должны обеспечивать комфортный климат и освещение на уровне не менее двух метров от пола для человека. При этом с точки зрения пожарной безопасности большой атриум высотой 30 метров – решение не нормативное, в законодательстве не прописано, как в таких условиях защищать людей. Поэтому нормы работы для них необходимо прописывать в виде специальных технических условий.
Также в западной архитектуре не так давно появилось такое понятие как transitional space, переходная зона. Это могут быть крытые большие коридоры или лобби с зенитным фонарем – подобное решение, к примеру, предлагается реализовать в новом московском проекте iCity авторства Хельмута Яна. Через транзитное пространство – огромное лобби с зенитным фонарем – человек попадает в здание. При этом само по себе помещение играет роль буферной зоны и не предполагает больших затрат энергоресурсов на отопление или охлаждение. Уже на лифте человек должен попадать в комфортную по климату зону делового центра. Однако, чтобы сделать переходную зону интересной, девелопер выбирает разместить здесь коммерческую торговлю, и в таком случае нужно предусмотреть максимальную комфортность, заложить в проект мощности, и при этом не допустить появления в интерьере намеков на инженерию.
- Как быть при проектировании многофункциональных комплексов, где одновременно могут сочетаться самые разные форматы недвижимости? Есть ли в таком случае сложности в работе с инженерными системами?
Многофункциональность в архитектуре всегда предполагает нетиповые решения. Для того, чтобы грамотно спроектировать системы в многофункциональном здании, заказчик, архитекторы и инженеры должны работать в тесной связке. Например, работая над проектом Brosko Mall в Хабаровске мы разрабатывали системы в сотрудничестве с авторами архитектуры проекта. В одном комплексе в данном случае предусмотрены гостиница, торговый центр, аквапарк, паркинг. Это четыре совершенно разные функции с разным характером работы и графиком. Гостиницу необходимо эксплуатировать круглосуточно, аквапарк будет работать по графику торгового центра 12 часов в день – значит все эти зоны должны иметь не только разведенные потоки посетителей, но и независимые инженерные системы. Для их размещения требуются дополнительные технические помещения – все это, безусловно, удорожает проект. Нередко в таких случаях даже рассматривается возможность работы разных управляющих и эксплуатирующих организаций для разных функций – соответственно, при адаптации проекта необходимо также спроектировать такие системы, которые будут приняты разными компаниями.
- Какие особенности есть в данном случае у зданий под реконструкцию? Влияет ли статус памятника объекта на работу инженеров?
В объектах реконструкции или редевелопмента даже при привычной, классической архитектуре есть масса нюансов. Так, работая над инженерными системами для гостиницы в здании со старинным фасадом на Большой Никитской улице, мы находились в довольно стесненных условиях. Границей проектирования стал непосредственно «отпечаток» объекта, а исторические фасады, которые нужно сохранить, были значительным ограничением – при проектировании требовалось предусмотреть их утепление и укрепление. Утеплять исторический кирпичный фасад можно только изнутри, и при этом материал должен обладать паронепроницаемостью и быть негорючим. Минераловатный утеплитель, стандартный для наружных фасадов, в этом случае ненадежная система – и мы применяли пеностекло, по стоимости в 10 раз превышающее стандартный утеплитель. Кроме того, при реконструкции здания инженеры очень сильно ограничены существующими стенами, перекрытиями, не рассчитанными в свое время на появление как лифтовых шахт, так и систем приточно-вытяжной вентиляции – что в элитных проектах сегодня норма.
Еще одна особенность таких объектов – работа с террасами или эксплуатируемой кровлей в плотной застройке в окружении, как в центре города. Как правило, крыша здания – главная точка, где можно разместить все шумные и массивные инженерные объекты, установить воздуховоды и многое другое. В случае с террасой это невозможно – шум от круглосуточно работающего оборудования не даст возможности отдохнуть ни пользователям здания, ни жителям вокруг в условиях плотной застройки центра Москвы. В таких случаях системные объекты необходимо выгораживать и снабжать акустическими экранами.
- Возникают ли такие трудности при работе с крышами новых объектов?
Все зависит от замысла, а также от окружения объекта. Например, кровля здания может быть «пятым фасадом»: если на нее выходят виды, допустим, небоскреба в составе единого комплекса. С такой задачей мы столкнулись при работе над ТЦ «Ахмад» в Грозном. На крышу торгового центра выходит вид с 400-метрового небоскреба Ahmad Tower, и традиционное для торговых центров размещение оборудования на кровле пришлось пересмотреть. Совместно с командой архитекторов мы предложили решение по строительству технического купола на крыше, также выполняющего декоративную роль и не препятствующего сбросу тепла.
- Бывают ли ошибки? Как их не допустить?
Главные ошибки в работе инженеров с неклассическими по своему внешнему виду зданиями – это проектирование таких систем, работа которых доставляет дискомфорт. Это могут быть некорректно работающие системы – например, плохая из-за особенностей планировки объекта вентиляция, недостаточно мощная или наоборот, излишне шумная. Также иногда нам приходится выступать в роли «критиков» и менять или корректировать какие-либо предложения архитекторов или дизайнеров – если, к примеру, инженер видит, что слишком массивные дизайнерские элементы под потолком могут создать риск для жизни людей в случае пожара или чрезвычайной ситуации, то от такого решения лучше отказаться ради заботы о жизнях людей. На первом месте всегда безопасность и комфорт пользователя – что выражается в том числе и в незаметности систем для посетителя или жителя объекта. Поэтому чем более современной и необычной становится архитектура, тем сложнее проектировать инженерные системы – но тем и интереснее.
- Темы:
- инженерные сети |
- проектирование