ENG
 
От первого лица

Дмитрий Овчаров: Аэропорты — парадная дверь каждого города

31 Августа 2018
Международный аэропорт «Стригино» в Нижнем Новгороде
1 из 6
Международный аэропорт «Стригино» в Нижнем Новгороде
2 из 6
Международный аэропорт «Курумоч» в Самаре
3 из 6
Международный аэропорт «Курумоч» в Самаре
4 из 6
Международный аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону
5 из 6
Международный аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону
6 из 6
1 / 6

Увеличить
Международный аэропорт «Стригино» в Нижнем Новгороде

За последние 20 лет офисные и торговые объекты создали собственное представление об архитектуре интерьеров, привнеся такие понятия, как open space, google-офисы и многое другое. Одной из наиболее интересных сегодня сфер можно назвать терминалы и бизнес-залы аэропортов, которые требует нестандартных подходов и самых оригинальных архитектурных решений. Эту тему мы решили подробно обсудить с Дмитрием Овчаровым, главой бюро Nefa Architects.

— Дмитрий, расскажите, что вы считаете главным при работе с аэропортами?

— Я не могу сказать, что есть определенные догмы того, как надо работать с проектами, так или иначе связанными с аэроузлами. Мы ориентируемся не на конкретный объект, на его функциональное назначение, уделяем внимание анализу окружения, существующей архитектуры, изучаем варианты возможного поведения людей и составляем определенный набор сценариев для каждого пространства. Этот подход применим ко всеми нашим проектам.

— А в чем особенности проектов, которые вы делали для «Аэропортов Регионов»?

— По заказу «Аэропортов Регионов» мы работали над интерьерами бизнес-залов в аэропортах Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, а также Самары. Это был очень интересный опыт с точки зрения осмысления проекта в проекте. Залы ожидания с одной стороны должны иметь базовый набор функций, необходимый для пассажиров, но с другой – они одновременно являются визитной карточкой аэропорта для данной аудитории. Помимо фасадов и удобства навигации, бизнес-зал оставляет главное впечатление. Это некая возможность первого знакомства для тех, у кого происходит длительный перелет или просто требуется скоротать время в ожидании рейса.

В каждом конкретном аэропорте мы сталкивались как с трудностями, обусловленными конструктивными решениями самого аэрохаба, так и с возможностями посмотреть на это совершенно с иного ракурса. Бизнес-зал можно представит как некий синтез пространств, в котором угадывается и гостиничное лобби, и небольшой ресторан, и офисный блок, и многое другое. Когда мы говорим об универсальном зале ожидания, то все эти элементы должны обязательно в нем присутствовать.

— А если конкретнее?

— В VIP-зале «Курумоч» требовалось создать пространство, которое будет эстетичным, но при этом максимально комфортным для пассажиров как внутренних, так и международных рейсов. Мы решили не ограничиваться конкретными техническими условиями, а пошли дальше – принялись за глобальный анализ культурных кодов города, его особенностей, чтобы сделать архитектуру максимально органичной для данного социокультурного контекста. Самара знаменита своим заводом, производящим ракеты, который является самым крупным представителем сегмента в нашей стране. Именно это и послужило отправной точкой при создании интерьеров. Под куполом кровли, где и расположен сам бизнес-зал, пассажиры оказывались в помещении, напоминающим межпланетный корабль. Легкие перифразы ретрофутуризма сделали проект интересным и актуальным вне формирующихся трендов.

— То есть вы всегда отталкиваетесь от самого города?

— Это не совсем так. Точнее, мы учитываем целую массу факторов, которые в конечном итоге приводят нас к оптимальным решениям. Для аэропорта «Платов» в Ростове-на-Дону задача была очень конкретная: подготовить проект к приему гостей прошедшего Чемпионата мира по футболу. Это в свою очередь обозначило и уровень нашей работы – высокая планка, которую задал заказчик, требовала нестандартных решений. А учитывая факт, что весь аэропорт был построен с нуля уже в постсоветское время, то права на ошибку мы не имели вовсе, так как именно этот объект был в центре всеобщего внимания.

Бизнес-зал ожидания получил удобную навигацию, а также отличное зонирование: мы разделили функции пространства на несколько самостоятельных блоков, поэтому находясь там, пассажиры чувствовали себя уютно. Бар, детская зона, кафе, лаунж – все это составило необходимый каждому функциональный набор и одновременно с этим расставило акценты внутри помещения.

— А в чем тогда заключалась концепция?

— В данном случае мы пошли не от частного к общему, а наоборот. Мы придумали несколько почти фантастических идей, одна из которых была в итоге воплощена в этом VIP-зале. Наша концепция базировалась на увеличенном масштабе: мы взяли образ поля, на котором растет трава, и увеличил ее до размера, когда человек оказывался будто под лепестками цветов и стеблей, чувствуя величие природы перед собой. Сформировать такой образ удалось за счет комбинации элементов и их размеров: колонны были переосмыслены как стебли, а «лепестки» на потолке дополняли образ. Единым связующим звеном выступила титановая лента, которую нам удалось за счет химической обработки окрасить в необычный цвет.

Оказываясь в таком бизнес-зале невольно хочется почувствовать себя ребенком, который попал в мир гигантский растений и бежит на встречу новым приключениям. Это делает помещение интересным и нестандартным, надолго оставаясь в памяти. Но за счет грамотной планировки и работы с интерьерными решениями остается удобным и комфортным.

— Как вы считаете, насколько это перспективная сфера сегодня? Имеется ввиду работа с такими проектами?

— Мне кажется, что это одна из самых активно развивающихся историй. Число внутренних туристов растет, наша страна принимает большое количество иностранных гостей, устраивает международные фестивали и крупные спортивные турниры. Мы уже просто не можем позволить себе принимать гостей в неподходящих для этого объектах. Сейчас идет процесс переосмысления функционального назначения многих элементов, осознание того, как взаимодействует каждая деталь, какой смысл она несет в этой огромной конструкции. Это касается и крупных форм, и интерьеров. Ведь оптимизация расходов – один из главных пунктов любого бизнеса. А если можно сделать проект максимально практичным, не потеряв при этом в его эстетике и качестве, то почему бы именно так и не поступить. И в перспективе ближайших лет, я считаю, у нас появится множество новых аэропортов, которые также станут парадной дверью каждого города и обязаны будут достойно его представить.


Изображения: Nefa Architects


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.