Дмитрий Овчаров: Аэропорты — парадная дверь каждого города
За последние 20 лет офисные и торговые объекты создали собственное представление об архитектуре интерьеров, привнеся такие понятия, как open space, google-офисы и многое другое. Одной из наиболее интересных сегодня сфер можно назвать терминалы и бизнес-залы аэропортов, которые требует нестандартных подходов и самых оригинальных архитектурных решений. Эту тему мы решили подробно обсудить с Дмитрием Овчаровым, главой бюро Nefa Architects.
— Дмитрий, расскажите, что вы считаете главным при работе с аэропортами?
— Я не могу сказать, что есть определенные догмы того, как надо работать с проектами, так или иначе связанными с аэроузлами. Мы ориентируемся не на конкретный объект, на его функциональное назначение, уделяем внимание анализу окружения, существующей архитектуры, изучаем варианты возможного поведения людей и составляем определенный набор сценариев для каждого пространства. Этот подход применим ко всеми нашим проектам.
— А в чем особенности проектов, которые вы делали для «Аэропортов Регионов»?
— По заказу «Аэропортов Регионов» мы работали над интерьерами бизнес-залов в аэропортах Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, а также Самары. Это был очень интересный опыт с точки зрения осмысления проекта в проекте. Залы ожидания с одной стороны должны иметь базовый набор функций, необходимый для пассажиров, но с другой – они одновременно являются визитной карточкой аэропорта для данной аудитории. Помимо фасадов и удобства навигации, бизнес-зал оставляет главное впечатление. Это некая возможность первого знакомства для тех, у кого происходит длительный перелет или просто требуется скоротать время в ожидании рейса.
В каждом конкретном аэропорте мы сталкивались как с трудностями, обусловленными конструктивными решениями самого аэрохаба, так и с возможностями посмотреть на это совершенно с иного ракурса. Бизнес-зал можно представит как некий синтез пространств, в котором угадывается и гостиничное лобби, и небольшой ресторан, и офисный блок, и многое другое. Когда мы говорим об универсальном зале ожидания, то все эти элементы должны обязательно в нем присутствовать.
— А если конкретнее?
— В VIP-зале «Курумоч» требовалось создать пространство, которое будет эстетичным, но при этом максимально комфортным для пассажиров как внутренних, так и международных рейсов. Мы решили не ограничиваться конкретными техническими условиями, а пошли дальше – принялись за глобальный анализ культурных кодов города, его особенностей, чтобы сделать архитектуру максимально органичной для данного социокультурного контекста. Самара знаменита своим заводом, производящим ракеты, который является самым крупным представителем сегмента в нашей стране. Именно это и послужило отправной точкой при создании интерьеров. Под куполом кровли, где и расположен сам бизнес-зал, пассажиры оказывались в помещении, напоминающим межпланетный корабль. Легкие перифразы ретрофутуризма сделали проект интересным и актуальным вне формирующихся трендов.
— То есть вы всегда отталкиваетесь от самого города?
— Это не совсем так. Точнее, мы учитываем целую массу факторов, которые в конечном итоге приводят нас к оптимальным решениям. Для аэропорта «Платов» в Ростове-на-Дону задача была очень конкретная: подготовить проект к приему гостей прошедшего Чемпионата мира по футболу. Это в свою очередь обозначило и уровень нашей работы – высокая планка, которую задал заказчик, требовала нестандартных решений. А учитывая факт, что весь аэропорт был построен с нуля уже в постсоветское время, то права на ошибку мы не имели вовсе, так как именно этот объект был в центре всеобщего внимания.
Бизнес-зал ожидания получил удобную навигацию, а также отличное зонирование: мы разделили функции пространства на несколько самостоятельных блоков, поэтому находясь там, пассажиры чувствовали себя уютно. Бар, детская зона, кафе, лаунж – все это составило необходимый каждому функциональный набор и одновременно с этим расставило акценты внутри помещения.
— А в чем тогда заключалась концепция?
— В данном случае мы пошли не от частного к общему, а наоборот. Мы придумали несколько почти фантастических идей, одна из которых была в итоге воплощена в этом VIP-зале. Наша концепция базировалась на увеличенном масштабе: мы взяли образ поля, на котором растет трава, и увеличил ее до размера, когда человек оказывался будто под лепестками цветов и стеблей, чувствуя величие природы перед собой. Сформировать такой образ удалось за счет комбинации элементов и их размеров: колонны были переосмыслены как стебли, а «лепестки» на потолке дополняли образ. Единым связующим звеном выступила титановая лента, которую нам удалось за счет химической обработки окрасить в необычный цвет.
Оказываясь в таком бизнес-зале невольно хочется почувствовать себя ребенком, который попал в мир гигантский растений и бежит на встречу новым приключениям. Это делает помещение интересным и нестандартным, надолго оставаясь в памяти. Но за счет грамотной планировки и работы с интерьерными решениями остается удобным и комфортным.
— Как вы считаете, насколько это перспективная сфера сегодня? Имеется ввиду работа с такими проектами?
— Мне кажется, что это одна из самых активно развивающихся историй. Число внутренних туристов растет, наша страна принимает большое количество иностранных гостей, устраивает международные фестивали и крупные спортивные турниры. Мы уже просто не можем позволить себе принимать гостей в неподходящих для этого объектах. Сейчас идет процесс переосмысления функционального назначения многих элементов, осознание того, как взаимодействует каждая деталь, какой смысл она несет в этой огромной конструкции. Это касается и крупных форм, и интерьеров. Ведь оптимизация расходов – один из главных пунктов любого бизнеса. А если можно сделать проект максимально практичным, не потеряв при этом в его эстетике и качестве, то почему бы именно так и не поступить. И в перспективе ближайших лет, я считаю, у нас появится множество новых аэропортов, которые также станут парадной дверью каждого города и обязаны будут достойно его представить.
- Темы:
- интервью |
- Nefa Architects |
- Дмитрий Овчаров