ENG
 
От первого лица

Дмитрий Ликин: выбирать профессию надо по лайфстайлу, который она за собой несет

16 Ноября 2016

Не всегда люди, получающие специальное архитектурное образование, сидят и чертят в проектном бюро. Партнер Wowhaus и главный художник "Первого канала" Дмитрий Ликин — человек, который не порывает с архитектурным цехом, и при этом с успехом реализует свои таланты в творческих индустриях.

Дмитрий Ликин стал одним из самых интересных гостей конференции «Открытый город», поэтому мы решили опубликовать тезисы его выступления в сессии Елены Гонсалес «Career path» полностью.

Выбирать профессию надо не по образу продукта, а по лайфстайлу, который она за собой несет

Когда я шел в институт, уже и не помню, о чем там думал — наверное, про Фрэнка Райта и какие-то модные на тот момент модернистские имена, вроде Айзенмана. Сейчас, когда человек идет куда-то, он тоже грезит всякими именами: вот я буду дизайнером, буду делать такой идеальный образ будущего, он весь такой smooth, весь такой intelligent, ну и дальше все эти слова, которые обычно употребляют в презентациях.

И начинаешь объяснять, что дизайн — это не smooth, это 80 тысяч часов, которые ты просидишь, сгорбивши спину перед монитором, и это то, из чего реально будет состоять твоя жизнь

Если какая-то внутренняя мотивации вдруг перевешивает все, что связано с этим типом времяпрепровождения, тогда займитесь дизайном. Но таких людей немного. В основном часть соскакивает, если только он не настоящий сумасшедший, для которого действительно важна эта «курватура сочетаний».

С архитектурой до какой то степени тоже самое. Вот я не могу делать одно и тоже. Я страшно преклоняюсь перед своими коллегами-архитекторами, которые каждый день занимаются этим hard ware, что несет в себе профессия. Но я не представлю себе, чтобы на полном серьезе мне надо неделю своей жизни убить на то, чтобы нарисовать сочетание этого камня с этим окном. Мне хочется умереть. Это не для меня.

Мне интересна архитектура, но не тогда, когда собственно занимаются «мясом» архитектуры — а очень важно понимать, что в основном профессия из этого и состоит

Профессия не состоит из того, о чем вам рассказывают на конференциях — придумывания этих замечательных новых смыслов, красивых сценариев и т.п. Реальность состоит из того, что ты сидишь и подробно считаешь, рисуешь, проверяешь, делаешь какие-то модели. Если по какой-то причине тебе это интересно — ты этим занимаешься. Если ты понимаешь, что твой темперамент немного иной, то не надо себя обманывать, заниматься этим не надо.

Как-то на родительском собрании в английском колледже, который оканчивала моя дочь, нам сказали: Дорогие родители, у нас в Англии много чего нет — у нас страшно не хватает людей, которые умеют булки выпекать или быть санитарами, у нас катастрофически мало авиадиспетчеров — мы их за страшные деньги нанимаем из Швейцарии. Но вот с кем у нас точно не проблем, так это с работниками креативных индустрий, дизайнерами, архитекторами, которых развелось несметное количество, потому что всем хочется заниматься приятной работой в приятном офисе и говорить всем приятные слова.

Поймите, что за уши ваших детей тянуть не будут. Мы клянемся, что ответим на всех их вопросы, но если они их не зададут, мы им подсказывать не собираемся.

Быть работником креативных индустрий — это привилегия, и ее надо заслужить

В этом кардинальная разница между английским подходом и русским, где тянут за уши и дают подзатыльники — «Ну давай, тряпка, соберись, иди на семинар, иди на коллоквиум...». Вот там такого нет, там ты сам должен с этим справляться, и это очень серьезно формирует характер людей, которые проходят этот фильтр, эта довольно жестокая система с самого начала погружает ребенка в высоко конкурентную среду, где он не только должен быть умным и талантливым, но и креативным, и сам себя менеджерить.

Я вот в прошлом году вел курс в МАРШе и поразился, до какой степени студенты, которым мы должны вручить диплом магистра, т.е. человека, который является мастером архитектуры, не могут сами себя организовать и опаздывают на 40 минут на занятие. В тот момент, когда ты видишь перед собой это изнеженное существо, которое как-то заплатив деньги, скорее папины, (потому что ты смотришь на него и понимаешь, что он их еще не заработал) собирается стать креативной единицей, а потом придет и скажет — «ну вот, я хочу сто тысяч в месяц, потому что я ходил на два коллоквиума и закончил МАРШ» — сразу хочется дать ему какое-нибудь задание и посмотреть, как он справится.

И вот если он сможет организовать себя, рабочий процесс в ущерб своим постоянным интересам, пройдет этот курс молодого бойца, и окажется, что у человека, помимо креативных способностей, есть еще и темперамент себя и окружающих менеджерить, сугубо архитектурная, надо сказать, способность — join the club, ты начинаешь соответствовать, мы с тобой начинаем работать, ты настоящий архитектор.

Патрнеры Wowhaus Дмитрий Ликин и Олег Шапиро

Я согласен, что базовая способность архитектора — это режиссура, структурирование хаоса и борьба с энтропией

По-моему, сейчас мы ушли от очень важного понятия при выборе профессии. О чем думать при поступлении — о конструировании хаоса, когда ты готов сидеть над проектом сутками, или про лайфстайл, что-то приятное, презентации, тусовки? Если второе, тогда не надо идти в архитекторы, это прекрасное образование, но совершенно не про то.

Если образование позволяет двигаться куда-то еще — двигайтесь! О художниках

Важно понять, кто ты, художник или арт-директор? Разница в том, что художник все время презентует сам себя, он несет свой талант людям, городу и миру, художник все время хочет само выразиться. В экстремуме, это человек, который считает каждый свой чих достойным увековечения. Таких людей много — начиная от Микеланджело и кончая Никосом Сафроновым. Они все разного качества, но они все настоящие художники.

Арт-директор — человек, который строит самоидентичность не вокруг таланта, а вокруг мозга, процесса контроля. Арт-директор никогда не презентует сам себя, он отвечает на вызовы ситуации. Это разные профессии. Как арт-директор ты начинаешь реализовываться в предложенных обстоятельствах, и ты понимаешь, что твое профессиональное кредо не в том, чтобы навязать заказчику свое собственное видение, а в том, чтобы максимально профессионально ответить на его обстоятельства.

Дальше — что случается со многими — ты перепрыгиваешь в следующую стадию — продюсера, который от действия в рамках обстоятельства начинает сам эти обстоятельства формировать. Это не иерархия, и не качественное и ни в коем случае не количественное развитие, а скорее всего просто темперамент — сидеть на одном месте сложно. Вот мне в один момент стало понятно, что мне интереснее манипулирование обстоятельствами и реализация каких-то больших коммуникационных процессов.

В моем случае их довольно много — я по-прежнему вовлечен в какие-то процессы, связанные с искусством, например, недавно открылась выставка «Время кино», которую я сделал по заказу ВДНХ. Довольно много времени я уделяю медиа.

Все, что отличает ТВ от радио, все, что вы видите на Первом канале, кроме внешнего вида ведущих — это ко мне

И архитектура для меня интересна не своим пластическим языком, а исключительно как медиа. Я выполнил достаточно много таких упражнений, начиная от Крымской набережной, института «Стрелка», кинотеатра «Пионер» и заканчивая много чем другим.

Лично мне не так важно, чем заниматься. Я не считаю себя художником, поэтому мне, по большому счету, все равно, как относятся ко мне мои коллеги, настоящие художники. Я не имею права претендовать на славу настоящего художника, каждая картинка которого или авторский жест стоит каких-то невероятных пиарств. Но плюсы моей позиции в том, что я, как «колобок» в терминах московской концептуальной школы, могу мигрировать из поля в поле и я не попадаю в мертвящую зону «опознавания» и «фиксации».


Изображения: bg.ru, strelka.com


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.