ENG
 
От первого лица

Дина Дридзе: в любом воркшопе наступает стадия, когда все начинают паниковать

06 Августа 2018

Воркшоп RTDA «Объединяя пространства» станет на «Открытом городе» одним из самых масштабных по составу участников – три команды общим числом до 30 человек будут работать над тремя разными площадками, связанными одной проблематикой.

Кураторы предлагают студентам и молодым архитекторам ответить на вопрос, который приобретает особое звучание в современном городе – как соединить территории на стыке природы и урбанистического каркаса? В рамках подготовки к воркшопу кураторы, креативный директор и главный архитектор RTDA Дина Дридзе и главный архитектор проектов RTDA Антон Петухов рассказали, почему студенты предпочитают играть в город, а не строить его, зачем клеить макеты в век компьютеров, за что нужно сказать спасибо жюри «Открытого города» и какие ожидания они связывают со своим воркшопом.

Регистрация на воркшопы «Открытого города»

— Дина, расскажите подробнее о теме воркшопа и о том, почему вы решили включить в работу сразу три площадки?

Дина Дридзе: темой нашеговоркшопа станутбуферные зоны между отдельными отрезками городской ткани, в данном случае рекреационными зонами Москвы и урбанизированной средой, транспортными или жилыми массивами. Это всегда сложные участки и, как правило, они либо заброшены, либо становятся местом для свалок, несанкционированных парковок, гаражных комплексов, словом, небезопасных, некрасивых объектов, сопровождающих жизнь города. Между тем, потенциал этих участков очень высок, а их благоустройство может придать совершенно иное звучание всей окружающей территории. Таких буферных зон в Москве достаточно много, и мы выбрали три показательные площадки разные по комплексу проблем, но объединенные общей тематикой.  

— Антон, а в чем специфика каждого из выбранных участков?

Антон Петухов: первый участок, расположенный между станцией МЦК «Балтийская» и природно-историческим парком «Покровское-Стрешнево», является одним из путей к заказнику, который при должном внимании может стать главным. Это линейный маршрут, ведущий посетителей в парк от поезда через коммунальную зону. Главная задача команды, работающей над этой темой, – соединить два, в настоящее время обособленных, городских массива: транспортный узел и природный заповедник.

Предметом работы второй группы участников будет формирование единого логического пространства между природными зонами Воробьевы горы и Сетунь. Воробьевы горы – это собственно целая череда парков, переходящих друг в друга: Музеон, Парк Горького, Нескучный сад, которая затем упирается Мосфильмовскую улицу, пересечение Воробьевского шоссе с ТТК и МЦК. Вся эта сложная развязка отделяет заказник Сетунь, который мог бы стать дальнейшим продолжением зеленого пути. Кроме того, между ними находится территория комбината душистых веществ, и участникам также нужно подумать, что делать с этой зоной – можно ли обыграть ее, есть ли возможность перенести предприятие, или придется придумывать какие-то обходные пути. Это сложный нелинейный маршрут, в котором переплелись крупные транспортные потоки, пешеходный траффик, жилая застройка и многое другое.

Третий участок – это промзона на улице Лавочкина между улицами Фестивальная и Флотская. Она занята гаражным кооперативом, который отделяет парк Дружбы от жилого массива. Тут команде предстоит не только предложить интересное проектное решение, но и найти способ преодоления социального противостояния, так как владельцы гаражей не готовы с ними расставаться.  

Очевидно, что все три направления объединены общей задачей – попыткой разрешить дуализм включенности и включенности природы и урбанистической среды. Я бы сказал, что они очень сложные и взрослые, и какую бы из них не выбрал студент, он совершенно точно получит новый опыт и знания.

— Вы ждете от команд интересных проектов по этим трем площадкам?

Дина Дридзе: конечно, мы ждем интересных и, по-хорошему наглых пространственных решений, но в первую очередь я бы хотела увидеть системный подход к проблемам этих зон. Студенты часто относятся к городу как к полотну и пытаются написать на нем картину, забывая о среде, окружении и людях, для которых город – это дом со всеми своими сложностями и противоречиями. Не всегда удобный и приветливый, но тем не менее, дом. Вторгаясь в живую городскую ткань важно все время помнить, насколько это личный вопрос, несмотря на его глобальность. Чем раньше молодые архитекторы начнут работать с контекстом и городской тканью как с живым организмом, тем лучше.  Еще один важный аспект – земельно-имущественные отношения и земельное право. При решении любой градостроительной задачи вопрос владения в числе первых оказывает влияние на проектирование. Это вопрос сложный и неоднозначный, поэтому он часто остается за рамками студенческих работ. Но нам бы все же хотелось попытаться поговорить и об этом.

Еще одно направление в работе – это социальная коммуникация. Его мы будем рассматривать на живых примерах.  В частности, разбирая проблему коммунальной зоны на улице Лавочкина, где владельцы гаражей перед входом в парк и пользователи парка – часто одни и те же люди. И они с одинаковым энтузиазмом защищают и парк, и свои гаражи, которые не только не украшают территорию, но и становятся препятствием при попадании в рекреационную зону. Как работать с этой группой людей? Какие решения им предложить? Как убедить их, что необходимы перемены? Это вопросы, казалось бы, не имеют прямого отношения к архитектору, но, если ты выбираешь своей специализацией градостроительство, ты не можешь не ответить на них. Это обязательная часть твоей работы, и к сожалению, к ней совершенно не готовят во время обучения.

Мы дадим ребятам ретроспективу всех этих нюансов, расскажем про имущественную сторону проблемы, про причины, которые заставляют архитектора проектировать именно так, а не иначе, и о том, почему уходят годы на поиски управленческих решений по этим площадкам.

— С какими проблемами столкнутся ребята на воркшопах?

Дина Дридзе: во-первых, с необходимостью перейти от эмоционального способа принятия решений, которым, как показывает практика, многие пользуются, к рациональному. Архитектор-градостроитель – не художник, а значит им не может руководить желание создать картину, как самоценное произведение. Архитектор должен четко понимать, почему он принял определенные решения и уметь их отстаивать. Во-вторых, им придется понять, что это не обидно. Многие взрослые архитекторы уверены, что их авторская позиция единственно верная и обсуждению не подлежит.  Не удивительно, что на этой же позиции стоят и студенты, а ведь защищать свою точку зрения перед коллегами, перед заказчиком, жителями – обязательная часть работы.

Кроме того, я буду рада, если нам удастся донести до слушателей мысль, что градостроительство – это, наверное, самое широкое направление, в котором нужно учитывать и объем, и функцию, и транспорт, экологическую составляющую и много еще чего. В итоге приходит понимание, что знаний всегда мало, но иметь хотя бы общее представление обо всех аспектах процесса необходимо.

Еще одна проблема, которую я открыла для себя на последних воркшопах, чисто технического характера. Студенты не умеют визуализировать решения вручную: работать с калькой, эскизировать, клеить рабочие макеты. Большинство абсолютно зависят от компьютера. Наверное, это явление временное и через какой-то период несомненное достоинство архитектора, умение вести живой непосредственный разговор через эскиз, рабочие макеты и скульптуры, станет настолько востребованной, что студенты сами начнут искать возможность максимально хорошо овладеть этими техниками

И наконец, проблема работы в команде. В любом воркшопе наступает день, когда все начинают паниковать. Вначале, при постановке задачи ребят охватывает эйфория, они фонтанируют идеями. Потом неизменно наступает стадия, когда они не могут договориться. Каждый готов объяснить, почему идея другого плоха, но не в состоянии отстоять свою и убедить членов команды, что нужно реализовать именно ее. И тут нужен куратор, который сможет помочь ребятам определиться.

— Как будет выстроен рабочий процесс в ваших группах, и на что вы бы хотели обратить особое внимание?

Антон Петухов: мы будем работать в достаточно классической модели образовательного процесса – часть самостоятельной работы, часть – консультаций с кураторами.

Дина Дридзе: я бы хотела обратить внимание на защиту. Это очень важная часть воркшопа, а ее часто недооценивают. По итогам работы мы получим три проекта – по одному на каждую площадку, и в презентации будет принимать участие вся команда.  Ребятам нужно будет постараться правильно расставить акценты, рассказывая про свой проект, точно донести мысль, и распределить роли так, чтобы говорили не только лидеры, но и те, кому выступление дается труднее. И это не просто жест вежливости. Архитектура – это командная работа, индивидуальной архитектуры вообще не существует. Поэтому это умение будет для них одним из ключевых в последующей профессиональной деятельности. Им также придется освоить навыки выступления и поведения, потому что большинству даже не приходит в голову, что нужно сказать спасибо друг другу, жюри, участникам других команд. Всем, кто так или иначе помог узнать новое и получить новый опыт.

— И в заключение, кратко сформулируйте для кого воркшоп RTDA на «Открытом городе»?

Дина Дридзе: я бы сказала, что наш воркшоп для тех, кто хочет заниматься градостроительством как самым комплексным и прогрессивным направлением.

Может быть, кто-то из наших студентов поймет что нашел свое!


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.