ENG
 
От первого лица

Денис Капралов: архитекторы должны стажироваться в офисах продаж

03 Августа 2017

Денис Капралов, заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ», руководитель проектного подразделения компании, в рамках предстоящей конференции Москомархитектуры «Открытый город» рассказал порталу «Архсовет Москвы» о собственной стратегии работы с архитекторами.

«Открытый город» представляет серию интервью с ведущими девелоперами и консультантами Москвы: опыт работы с архитектурными бюро и собственными проектными отделами, лучшие проекты и грамотные схемы сотрудничества от первых лиц рынка недвижимости столицы. 

– Денис, в вашей компании создано собственное проектное подразделение, это достаточно необычно для рынка. В чем специфика архитекторов, которые работают в этом подразделении?

– В первую очередь в том, что мы учим их понимать клиента. Любое здание - это товар. Жилой дом - в сто раз более сложный товар, потому что у него не один, а сотни покупателей, и для успеха проекта необходимо ответить на потребности каждого из них. Поэтому те архитекторы, кто действительно хочет развиваться и делать карьеру в компании, проходят обязательную стажировку в наших офисах продаж. Они работают вместе с менеджерами, общаются с клиентами, ездят смотреть новые жилые объекты, которые появляются на рынке недвижимости.

Не менее важны инженерная и конструктивная составляющие. Архитекторы должны разбираться в нормативных базах, иметь неплохое представление об устройстве несущей системы здания и организации его инженерного обеспечения, понимать, что возможно реализовать, а что нельзя. Ведь если мы поделим процесс проектирования на несвязанные друг с другом этапы и отдадим эти этапы специалистам разных областей, в итоге каждая группа не будет нести ответственности за то, что получится в результате. Архитекторы нарисуют одно, конструкторы посчитают второе, инженеры спроектируют третье. Настоящий архитектор всегда должен болеть за итоговую реализацию своего проекта. Он не может сказать - я в этом не разбираюсь или мне не дали задания. Не «не дали», а сам не взял. Не разобрался – значит упустил проект.

И наконец, архитектор должен понимать рынок. Качественно спланированная квартира соответствует нескольким базовым потребностям человека: потребности в отдыхе, приеме пищи, общении, гигиене, хранении вещей и т.д. Их все нужно уместить на заданных площадях, как правило, очень небольших, и при этом сохранить для будущего жильца возможность перепланировок, перестановки мебели, избежать ощущения тесноты.В начале 2000-х годов, золотое время девелопмента, когда 1-комнатные квартиры начинались от 40 кв. м, это было не так важно, но сегодня, в квартирах 28 кв. м архитектор должен все время помнить о размерах: габаритах стандартной мебели, размахе рук и ширине шага человека и многих других. Он должен точно знать: 1 метр – это сколько для будущего жильца с точки зрения его жизненного пространства? А 80 см?

– Могут ли молодые архитекторы соответствовать запросам рынка?

– Мы очень тесно работаем с МАРХИ, с 3-4 курса берем группу и участвуем в преподавании: ребята делают курсовые проекты на реальных земельных участках, с реальными условиями, общаются с действующими архитекторами, мы возим их на свои заводы и строящиеся объекты, устраиваем лекции, интересные встречи. Студенты проходят у нас проектную практику, и многие потом остаются работать. Я вижу большую отдачу и очень хочу наладить такие же отношения с другими московскими ВУЗами и архитектурными институтами в регионах: Екатеринбурге, Казани, Ярославле и т.д. Но это большой проект, на него пока не хватает времени.

Что касается готовности выпускников к работе, то, во-первых, начинающие архитекторы плохо знают строительные и отделочные материалы, их взаимодействие с окружающей средой и друг другом. Например, недавно молодое, талантливое бюро выиграло конкурс на проектирование станции метро. Проект сделали, но не предусмотрели желоба для отведения воды с кровли. Я говорю –  ребята, у вас же кровля с уклоном, у вас вода будет постоянно по стенам лить, ни один материал этого не выдержит. А они мне отвечают – ну, с желобом же будет некрасиво.

Не готовят в институте и к работе с клиентом, как с заказчиком, так и с конечным пользователем. Ребят учат, что главное – выразить себя. Конечно, после этого на рынок выходит масса архитекторов не готовых слышать заказчика, предлагать ему альтернативные решения и коммуницировать. Они не знают, что все великие архитекторы мира, все ведущие бюро – это не только про блестящую идею. Это про контакт, про умение презентовать себя, про готовность понять и сделать то, что хочет клиент, даже если ты с его видением не согласен, но сделать это красиво. Потому что это архитектор – не столько художник, сколько ремесленник, и главное для него – реальные проекты. Без клиента вы не состоитесь как профессионал.

Это проблема не только молодых архитекторов: очень талантливые, опытные профессионалы проектировали нам дома с квартирами по 200 кв. м – так у них по фасаду и объему красивее выходило. Я спрашиваю – кто это купит? А они мне отвечают – ну, кто-нибудь да купит. К сожалению, рынок так не работает. Мы работаем для клиента, а значит архитектору нужно научиться любить архитектуру, а не себя в архитектуре. Единственный путь к этому - слушать заказчика, понимать его потребности и предлагать свои варианты решения. Вы должны быть менеджером, маркетологом, психологом – это не красивые слова, это необходимые вам профессиональные компетенции.

– Могут ли молодые архитекторы занять руководящие должности на сегодняшнем рынке?

– Это действительно проблема. Дело в том, что 98% архитекторов – интроверты, и мне стоит большого труда раскрыть ребят, потому что мне нужны ГАПы-лидеры. Они должны держать команду, устанавливать задачи, общаться с руководством и клиентами, доказывать свою позицию, принимать решения. Эти навыки нужно воспитывать в себе и тем, кто хочет открыть свое бюро. Вам нужно быть не только хорошим архитектором, но и администратором. Что же касается качества архитектуры, то хотя молодые архитекторы часто выдают очень удачные идеи, поговорка «архитектором становятся после 60» остается верна. И, конечно, невозможно руководить без чувства ответственности за проект. Не зря только на две профессии учат 6 лет: врача и архитектора.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.