ENG
 
От первого лица

Blank Architects и CORE objects – о трендах в дизайне экспозиций и новых проектах

30 Мая 2022
1 из 3
2 из 3
3 из 3
1 / 3

Увеличить
Главный архитектор Blank Architects Алена Панфилова-Корсакова

8 июня в Гостином дворе стартует «АрхМосква 2022» - одно из главных событий российского мира архитектуры в году. Участники экспозиции, бюро Blank Architects, в этом году представляют свой стенд, посвященный 20-летию бюро. Поговорили с главным архитектором Blank Architects Аленой Панфиловой-Корсаковой и креативным директором CORE objects Еленой Пруговой о том, что ждут от выставки профессионалы, какие главные тренды в архитектуре экспозиций есть сегодня и в чем ценность выставок для архитекторов.

Архитектура выставочных пространств – пожалуй, одна из самых модных тем сегодня. Давайте поговорим о направлениях, в которых развивается этот формат. Какие особенности вы бы отметили сегодня?

Алена Панфилова-Корсакова (А. П-К.): К выставочным пространствам сегодня приковано большое внимание: это видно на примере новых архитектурных проектов, которые фактически сами по себе становятся городскими «экспонатами». В Москве это здания и проекты всемирно известных архитекторов: ГЭС-2, «Гараж» в Парке Горького, проект реконструкции «шестигранника» архитектора Мельникова. Каждый год внимание огромной аудитории по всему миру привлекают ЭКСПО, Венецианская биеннале архитектуры и искусства, биеннале в Лондоне – потому что, в том числе, архитектурой и интерьерами своих павильонов они отражают процессы, происходящие в мире, фокусируют внимание посетителя на актуальных проблемах общества.

Важной задачей становится эмоциональная вовлеченность зрителя, его соучастие. Это достигается теми же приемами, что используют современные художники – традиционное экспонирование, где важны форма, композиция; «readymade» и, все чаще, использование цифровых технологий. На одной из прошлых выставок «АрхМосква» мы с Blank Architects представляли перфоманс, и это отлично сработало, хотя форма, на первый взгляд, с архитектурой не связана.

Елена Пругова (Е.П.): Меняются технологии, уровень цифровизации выставочных павильонов растет. Экспозиции становятся интерактивными, все чаще посетитель получает не только визуальный, но и аудиальный, и тактильный контакт с экспонатами. Дополненная реальность, датчики движения, сенсорные экраны помогают нам лучше раскрыть смысл экспозиции, в том числе архитектурной. Стало намного меньше текстового контента. Внимание посетителя легче привлечь и удержать интересным видеороликом, изображением, звуком, предметом.

В экспозициях и стендах важна вовлеченность посетителей разных возрастных групп. Дети – полноправные посетители выставок, как и взрослые, и важно сформировать для них интересную интерактивную среду. Для этого используются игровые формы, новые технологии и мультипликация в выставочном пространстве.

Сам интерьер экспозиции, что мы также подчеркнули в своей работе, тоже влияет на восприятие человека: в зависимости от того, выбираем мы для выставки камерное темное пространство или светлые просторные комнаты, меняются эмоции людей и их отношение к экспонатам.

А зачем сегодня нужны архитектурные выставки – как профессиональной аудитории, так и горожанам?

А. П-К.: У нас как архитекторов есть возможность рассказать и показать, куда движется архитектура сегодня, и заглянуть в ее будущее. Павильон становится концентрированным выражением нашей архитектуры. Кроме формальных приемов нам доступны, например, диджитал и аудио. В отличие от больших архитектурных проектов, здесь нам открывается возможность передать идею разными способами и быть в более близком контакте с посетителем, создать для него определенное настроение.

В больших архитектурных проектах быстротечные тренды обычно не отражаются – но видны мощные общие тенденции, которые определяют сознание, вкус и даже влияют на психологию пользователей годами. Поэтому в современной архитектуре, кстати, так много внимания уделяется психологическим аспектам – архитекторы заранее продумывают, как будет чувствовать себя человек внутри объекта, какие эмоции он испытает от контакта с объектом, насколько пространство побуждает к активным действиям или, напротив, к спокойному отдыху.  

Какой стенд бюро представит на выставке в этом году?

А. П-К.: Идея стенда хорошо сформулирована цитатой Сэмюэля Беккета, которая вдохновляет нас много лет: «В конце дня моей последней работой станет чистый лист бумаги». Она о непрерывности творческого процесса, о постоянном полете идеи и, конечно, близка нам – архитекторы, как и писатели, начинают свою работу «с чистого листа».

Е.П.: Форма нашего павильона – это закрученный лист бумаги, он и станет доминантой стенда. Внутри мы планируем сохранить пустое светлое пространство – создать таким образом своеобразный портал, где можно побыть наедине с мыслями и сократить информационную нагрузку. Таким образом мы проводим аналогию между медитацией и состоянием архитектора, который приступает к новому проекту и создает «идею из пустоты». Вокруг павильона расположатся проекты бюро различных тематик и концепций – от самых смелых и утопичных конкурсных вариантов до макетов и фото реальных технологичных интерьеров и экстерьеров.

А.П-К.: И концепция стенда, и наши проекты доносят главное: мы не боимся новых подходов и вызовов в проектировании, всегда подходим к задачам проектирования с точки зрения рациональности и ответственности.  На экспозиции посетители смогут увидеть результат вдохновения нашей команды в разных формах – от 3D-моделей и классических макетов зданий, до книги-исследования современной архитектуры «Завтра наступит сегодня».

Среди проектов, которые будут представлены на стенде - станция метро «Рижская», инфраструктурные, жилые и гостиничные проекты. Покажем проект гостиничного комплекса «Агой» в Краснодарском крае и бизнес-центр GEOLOG Hutton Development. На стенде также будет представлена арх-посадочная концепция спортивно-событийного кластера «Прокшино» для девелопера ГК «А101». Кластер станет по-настоящему уникальным пространством в Новой Москве для здорового образа жизни, семейного отдыха и развлечений. В его состав войдет музей ретроавтомобилей с амфитеатром на эксплуатируемой кровле: мы разработали для здания «динамический» фасад, который будет создавать эффект постоянного движения для зрителя. У каждого проекта мы оставим планшеты с видеообращениями от команды бюро – чтобы посетители в цифровом формате могли узнать больше о том, как создается архитектура.

 — Как возникла идея стенда и как она реализована технологически?

А. П-К.: Выставочный «квадрат» 6х6 стал для нас возможностью не просто показать главные проекты бюро, но и дать определенный посыл за счет строительства павильона. Лист бумаги для чертежа или рисунка архитектора не ограничивает идею или вдохновение, а дает шанс выразить себя. Концептуально мы предлагаем место «созидания», которое вдохновляет и где хочется погрузиться в свои мысли и почувствовать себя творцом. Павильон-«лист» расположен в центре нашего «квадрата», и внутри посетитель увидит только светлые стены, отсутствие четких вертикалей и свет, льющийся с потолка. У жителя мегаполиса достаточно внешних раздражителей и визуального шума каждый день, а чистых свободных пространств как раз не хватает. Поэтому наш павильон – своеобразный интроверт и экстраверт одновременно: цельный, спокойный и свободный внутри, он визуально раскрывается на экспозицию проектов бюро. Получается, что посетитель из «головы» архитектора, места для появления новых идей, попадает на контрастный подиум – где видит задуманные и реализованные проекты.

Е.П.: Мы сделаем пространство павильона максимально проницаемым и легким для восприятия. Конструкция выполняется из металлической сетки, которая пропускает свет и воздух и делает павильон полупрозрачным. Его высота – почти 5 метров. Форма павильона преломляется и сужается кверху, а проход ведет посетителей к открытой свободной площадке внутри, залитой светом. Стены получатся полупрозрачными и легкими для восприятия. Мы добавим свет - гибкий неон, который повторит нижний внутренний контур каркаса, и декоративную лампу с мягким рассеивающимся светом в верхней части павильона. Этот эффект, уверены сделает площадку интересной для фото и видео посетителей. Кроме того, приемы позволяют добиться нужного эффекта: попадая внутрь, человек должен почувствовать особенную атмосферу спокойствия и света. Отдохнуть и побыть в созданной атмосфере посетитель сможет на лаконичной мебели бренда CORE objects.

Создать атмосферу нам также помогли партнеры: конструкцию из металлической сетки реализует компания «Албес», освещение экспозиции и светодиодную подсветку павильона выполнила «МДМ Лайт», компания «Проарт» изготовила белоснежные кубы для наших макетов, студия дизайна Comfort совместно с CORE objects изготовили скамью для отдыха посетителей внутри конструкции основного павильона, а «СДС Компани» выполняет доставку и монтаж напольного покрытия из Голландии специально для стенда. Помимо перечисленных брендов, партнерами также выступили «Сити Лед Групп», СК Холдинг, Paini, Hoger, ПК Илон.

Будет ли пространство адаптивным для детей и что вы думаете о детских экспозициях на выставках в целом?

Е.П.: Детский взгляд на привычные взрослым формы или фактуры может быть удивительным: там, где взрослый увидит сферу или ромб, ребенок может представить целый мир фантазийных животных, благодаря своему живому воображению. Дети везде способны придумать игру для себя. Уверены, детям будет интересно и побегать по стенду, и заглянуть внутрь, найти в его форме вдохновение для игры. 

А. П-К.: В экспозициях в целом становится больше игрового контента: на стендах можно поиграть в настольные игры, поработать с конструкциями или материалами, найти развлекательные элементы пространств. Это одна из форм выражения и донесения информации – через игру. За счет этого выставка становится интересной большей аудитории.


Изображения: Blank Architects


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.