Blank Architects и CORE objects – о трендах в дизайне экспозиций и новых проектах
8 июня в Гостином дворе стартует «АрхМосква 2022» - одно из главных событий российского мира архитектуры в году. Участники экспозиции, бюро Blank Architects, в этом году представляют свой стенд, посвященный 20-летию бюро. Поговорили с главным архитектором Blank Architects Аленой Панфиловой-Корсаковой и креативным директором CORE objects Еленой Пруговой о том, что ждут от выставки профессионалы, какие главные тренды в архитектуре экспозиций есть сегодня и в чем ценность выставок для архитекторов.
— Архитектура выставочных пространств – пожалуй, одна из самых модных тем сегодня. Давайте поговорим о направлениях, в которых развивается этот формат. Какие особенности вы бы отметили сегодня?
Алена Панфилова-Корсакова (А. П-К.): К выставочным пространствам сегодня приковано большое внимание: это видно на примере новых архитектурных проектов, которые фактически сами по себе становятся городскими «экспонатами». В Москве это здания и проекты всемирно известных архитекторов: ГЭС-2, «Гараж» в Парке Горького, проект реконструкции «шестигранника» архитектора Мельникова. Каждый год внимание огромной аудитории по всему миру привлекают ЭКСПО, Венецианская биеннале архитектуры и искусства, биеннале в Лондоне – потому что, в том числе, архитектурой и интерьерами своих павильонов они отражают процессы, происходящие в мире, фокусируют внимание посетителя на актуальных проблемах общества.
Важной задачей становится эмоциональная вовлеченность зрителя, его соучастие. Это достигается теми же приемами, что используют современные художники – традиционное экспонирование, где важны форма, композиция; «readymade» и, все чаще, использование цифровых технологий. На одной из прошлых выставок «АрхМосква» мы с Blank Architects представляли перфоманс, и это отлично сработало, хотя форма, на первый взгляд, с архитектурой не связана.
Елена Пругова (Е.П.): Меняются технологии, уровень цифровизации выставочных павильонов растет. Экспозиции становятся интерактивными, все чаще посетитель получает не только визуальный, но и аудиальный, и тактильный контакт с экспонатами. Дополненная реальность, датчики движения, сенсорные экраны помогают нам лучше раскрыть смысл экспозиции, в том числе архитектурной. Стало намного меньше текстового контента. Внимание посетителя легче привлечь и удержать интересным видеороликом, изображением, звуком, предметом.
В экспозициях и стендах важна вовлеченность посетителей разных возрастных групп. Дети – полноправные посетители выставок, как и взрослые, и важно сформировать для них интересную интерактивную среду. Для этого используются игровые формы, новые технологии и мультипликация в выставочном пространстве.
Сам интерьер экспозиции, что мы также подчеркнули в своей работе, тоже влияет на восприятие человека: в зависимости от того, выбираем мы для выставки камерное темное пространство или светлые просторные комнаты, меняются эмоции людей и их отношение к экспонатам.
— А зачем сегодня нужны архитектурные выставки – как профессиональной аудитории, так и горожанам?
А. П-К.: У нас как архитекторов есть возможность рассказать и показать, куда движется архитектура сегодня, и заглянуть в ее будущее. Павильон становится концентрированным выражением нашей архитектуры. Кроме формальных приемов нам доступны, например, диджитал и аудио. В отличие от больших архитектурных проектов, здесь нам открывается возможность передать идею разными способами и быть в более близком контакте с посетителем, создать для него определенное настроение.
В больших архитектурных проектах быстротечные тренды обычно не отражаются – но видны мощные общие тенденции, которые определяют сознание, вкус и даже влияют на психологию пользователей годами. Поэтому в современной архитектуре, кстати, так много внимания уделяется психологическим аспектам – архитекторы заранее продумывают, как будет чувствовать себя человек внутри объекта, какие эмоции он испытает от контакта с объектом, насколько пространство побуждает к активным действиям или, напротив, к спокойному отдыху.
— Какой стенд бюро представит на выставке в этом году?
А. П-К.: Идея стенда хорошо сформулирована цитатой Сэмюэля Беккета, которая вдохновляет нас много лет: «В конце дня моей последней работой станет чистый лист бумаги». Она о непрерывности творческого процесса, о постоянном полете идеи и, конечно, близка нам – архитекторы, как и писатели, начинают свою работу «с чистого листа».
Е.П.: Форма нашего павильона – это закрученный лист бумаги, он и станет доминантой стенда. Внутри мы планируем сохранить пустое светлое пространство – создать таким образом своеобразный портал, где можно побыть наедине с мыслями и сократить информационную нагрузку. Таким образом мы проводим аналогию между медитацией и состоянием архитектора, который приступает к новому проекту и создает «идею из пустоты». Вокруг павильона расположатся проекты бюро различных тематик и концепций – от самых смелых и утопичных конкурсных вариантов до макетов и фото реальных технологичных интерьеров и экстерьеров.
А.П-К.: И концепция стенда, и наши проекты доносят главное: мы не боимся новых подходов и вызовов в проектировании, всегда подходим к задачам проектирования с точки зрения рациональности и ответственности. На экспозиции посетители смогут увидеть результат вдохновения нашей команды в разных формах – от 3D-моделей и классических макетов зданий, до книги-исследования современной архитектуры «Завтра наступит сегодня».
Среди проектов, которые будут представлены на стенде - станция метро «Рижская», инфраструктурные, жилые и гостиничные проекты. Покажем проект гостиничного комплекса «Агой» в Краснодарском крае и бизнес-центр GEOLOG Hutton Development. На стенде также будет представлена арх-посадочная концепция спортивно-событийного кластера «Прокшино» для девелопера ГК «А101». Кластер станет по-настоящему уникальным пространством в Новой Москве для здорового образа жизни, семейного отдыха и развлечений. В его состав войдет музей ретроавтомобилей с амфитеатром на эксплуатируемой кровле: мы разработали для здания «динамический» фасад, который будет создавать эффект постоянного движения для зрителя. У каждого проекта мы оставим планшеты с видеообращениями от команды бюро – чтобы посетители в цифровом формате могли узнать больше о том, как создается архитектура.
— Как возникла идея стенда и как она реализована технологически?
А. П-К.: Выставочный «квадрат» 6х6 стал для нас возможностью не просто показать главные проекты бюро, но и дать определенный посыл за счет строительства павильона. Лист бумаги для чертежа или рисунка архитектора не ограничивает идею или вдохновение, а дает шанс выразить себя. Концептуально мы предлагаем место «созидания», которое вдохновляет и где хочется погрузиться в свои мысли и почувствовать себя творцом. Павильон-«лист» расположен в центре нашего «квадрата», и внутри посетитель увидит только светлые стены, отсутствие четких вертикалей и свет, льющийся с потолка. У жителя мегаполиса достаточно внешних раздражителей и визуального шума каждый день, а чистых свободных пространств как раз не хватает. Поэтому наш павильон – своеобразный интроверт и экстраверт одновременно: цельный, спокойный и свободный внутри, он визуально раскрывается на экспозицию проектов бюро. Получается, что посетитель из «головы» архитектора, места для появления новых идей, попадает на контрастный подиум – где видит задуманные и реализованные проекты.
Е.П.: Мы сделаем пространство павильона максимально проницаемым и легким для восприятия. Конструкция выполняется из металлической сетки, которая пропускает свет и воздух и делает павильон полупрозрачным. Его высота – почти 5 метров. Форма павильона преломляется и сужается кверху, а проход ведет посетителей к открытой свободной площадке внутри, залитой светом. Стены получатся полупрозрачными и легкими для восприятия. Мы добавим свет - гибкий неон, который повторит нижний внутренний контур каркаса, и декоративную лампу с мягким рассеивающимся светом в верхней части павильона. Этот эффект, уверены сделает площадку интересной для фото и видео посетителей. Кроме того, приемы позволяют добиться нужного эффекта: попадая внутрь, человек должен почувствовать особенную атмосферу спокойствия и света. Отдохнуть и побыть в созданной атмосфере посетитель сможет на лаконичной мебели бренда CORE objects.
Создать атмосферу нам также помогли партнеры: конструкцию из металлической сетки реализует компания «Албес», освещение экспозиции и светодиодную подсветку павильона выполнила «МДМ Лайт», компания «Проарт» изготовила белоснежные кубы для наших макетов, студия дизайна Comfort совместно с CORE objects изготовили скамью для отдыха посетителей внутри конструкции основного павильона, а «СДС Компани» выполняет доставку и монтаж напольного покрытия из Голландии специально для стенда. Помимо перечисленных брендов, партнерами также выступили «Сити Лед Групп», СК Холдинг, Paini, Hoger, ПК Илон.
— Будет ли пространство адаптивным для детей и что вы думаете о детских экспозициях на выставках в целом?
Е.П.: Детский взгляд на привычные взрослым формы или фактуры может быть удивительным: там, где взрослый увидит сферу или ромб, ребенок может представить целый мир фантазийных животных, благодаря своему живому воображению. Дети везде способны придумать игру для себя. Уверены, детям будет интересно и побегать по стенду, и заглянуть внутрь, найти в его форме вдохновение для игры.
А. П-К.: В экспозициях в целом становится больше игрового контента: на стендах можно поиграть в настольные игры, поработать с конструкциями или материалами, найти развлекательные элементы пространств. Это одна из форм выражения и донесения информации – через игру. За счет этого выставка становится интересной большей аудитории.
- Темы:
- АРХ Москва |
- интервью |
- CORE objects |
- Blank Architects