Бенедетта Тальябуэ о городской реновации: Сейчас самое время для таких экспериментов
Глава бюро EMBT Miralles Tagliabue Бенедетта Тальябуэ представила в Музее архитектуры им. Щусева свою выставку «Городская регенерация. Путешествуя по миру». Широкую известность за пределами Испании EMBT принесли проекты общественных зданий и публичных пространств, как, например, в HafenCity в Гамбурге. Специально для «Архсовет Москвы» Бенедетта Тальябуэ прокомментировала тему реновации городских кварталов на примере Барселоны.
— Вы приехали в Москву представить выставку «Городская регенерация», и это произошло как раз в то время, когда у нас развернулась широкая дискуссия по поводу программы реновации ветхого жилья...
— Да, я слышала об этом. Иногда такие меры необходимы, и нужно избавляться от морально устаревшей застройки, особенно если мы говорим о Москве, для которой характерны огромные масштабы. В настоящее время можно наблюдать такую тенденцию в стремлении строить жилье в более доступной форме и более рациональными способами. В современных городах, как и в Барселоне, особое внимание уделяется решению жилищного вопроса. С этой целью проводится много архитектурных конкурсов на строительство новых зданий, и некоторые из них являются проектами «реновации».
— У вас это государственная программа?
— Да, это городская программа, муниципальная. Правда, в отношении Барселоны «реновация» подразумевает городскую структуру, которая значительно меньше, чем в Москве. Нельзя не согласиться, что иногда это может стать хорошей стратегией городского развития. И я поддерживаю эту идею, хотя реализация такой программы подразумевает много трудностей и...
Хаффен-Сити, Гамбург
— И социальное напряжение растет....
— Да, безусловно. Ведь если люди привыкли к определенным условиям жизни, то очень трудно убедить их сменить привычный уклад, даже если такие изменения пойдут им на пользу. Начинать всегда трудно. Люди относятся скептически к идеям перемен, но ситуация кардинально меняется, когда виден результат работы. Хотя, повторюсь, у нас абсолютно другие масштабы. Например, квартал Санта Катерина находится в Старом Городе (в 2005 г. EMBT реконструировали рынок Santa Caterina — ред.) и имеет очень высокую плотность застройки с большим количеством проживающих. Но сложившаяся социальная ситуация была настолько неблагоприятной, что многие люди охотно поддержали идею о переселении. В то время руководящей партией в городе были социалисты, которые предложили людям два варианта: либо они вернутся, когда реконструкция закончится, либо они получат денежную компенсацию и переселятся на новое место. Тем не менее, реализовать это было непросто. Но сейчас виден положительный результат. Да, на реализацию ушло много времени, но это того стоило. Естественно, было много протестов. Я помню, что город был похож на руины — тогда велись археологические работы, и в ходе реновации здания фактически полностью разрушались. Конечно, такая ситуация никому не нравилась на тот момент. Но нужно не сдаваться и доводить дело до конца.
— Многие жильцы вернулись, когда реконструкция закончилась?
— Некоторые из них. Это было частью сделки. Они получили предложение: денежная компенсация или временное переселение. Многие предпочли деньги.
Рынок Santa Caterina Market, Барселона
— Реновация подразумевает более рациональное использование территорий, а значит, повышение плотности. На ваш взгляд, существуют ли комфортные показатели плотности жилой застройки?
— В этом деле всё решает дизайн и проектирование. Я считаю, что это довольно сложный вопрос, потому что с повышением плотности застройки повышается и эффективность функционирования городской среды. Естественно, повышенная плотность вызывает у людей негативное отношение. Поэтому здесь крайне важно рациональное проектирование районов с высокой плотностью застройки, в которых должны находиться места общего пользования, правильные функции первых этажей, необходимые сервисы — всё то, что делает повседневную жизнь комфортной. Таким образом, даже проживая в районе высокой плотности застройки, вы будете довольны качеством жизни. Вот почему я считаю, что архитекторы всё ещё нужны. Целью их работы является качественное планирование с правильным использованием плотности.
Хочу привести в пример район в Барселоне, который был реконструирован с увеличением плотности застройки — он называется 22@.
22@Barcelona — один из глобальных и очень успешных проектов регенерации района города в Европе, привлекший государственные инвестиции в инфраструктуру объемом более 180 млн евро. 22@ - это центральный деловой район в Побленоу — бывший промышленный район Барселоны. Он был преобразован в центр технологий и инноваций, значительно повысив рекреационную привлекательность и комфортабельность жилых зон. Проект был запущен в 2000 году по инициативе городского совета Барселоны с вовлечением собственников земельных участков, которые желали обновить устаревшие элементы городского планирования конца XIX - начала XX вв. Модель реконструкции этого района считается эталоном экономических и социальных преобразований в городской среде. Ее успешно применяют в Рио-де-Жанейро, Бостоне, Стамбуле и Кейптауне.
Я думаю, этот эксперимент удался, потому что одной из целей этого проекта было увеличение плотности для удовлетворения интересов компаний и инвесторов, которые в результате получили намного больше квадратных метров. При этом должны были быть выполнены конкретные условия в отношении качества проекта, например, обеспечение энергетической устойчивости и определенные требования к дизайну. Я считаю, что это эффективная модель развития.
— Этот район сейчас популярен?
— Да, этот район пользуется спросом, так как там появилось много рабочих мест, и улучшилось качество городской среды.
— А цены на недвижимость там выше?
— Не намного. Потому что раньше этот район считался неблагоприятным, соответственно, он продавался по невысокой цене. Но сейчас ситуация изменилась: повысилась плотность застройки, в районе появились малые и большие компании, было создано много культурных мест, там проживает значительное количество людей. Раньше это была своего рода индустриальная зона, и некоторые промышленные объекты сохранились, но людям они нравятся, потому что их можно переоборудовать в индустриальные лофты.
Парламент Шотландии, Эдинбург
— Сейчас в Москве разрабатываются новые граднормативы. Их задача — изменить «советский» подход к планированию жилых кварталов, сделать их многофункциональными, обеспечить доступность и проницаемость территорий. Вынести, например, парковки, за пределы дворов...
— Я думаю, что это хорошая возможность поэкспериментировать в этом смысле, и мне кажется, что это прекрасный способ планирования, при котором в квартале освобождается пространство для пешеходов. Очень удобно, что такое проектирование можно осуществить в самом начале, когда только планируется расположение улиц и организовывается движение внутри квартала. Это замечательно! Возможно, вы знаете, что в Барселоне проводится такой же эксперимент, но при этом работа ведется в уже сложившейся ситуации — а менять уже сформировавшуюся схему движения совсем не просто. Но если заняться этим на первом этапе проектирования, то всё возможно.
Можно привести несколько удачных примеров таких проектов в других городах, например, в Эдинбурге (в 2004 г. по проекту EMBT в Эдинбурге открылось здание Парламента Шотландии — ред.) удалось реализовать эту схему: внутри квартала организован микро трафик, а за его пределами существует уже другого вида движение. Сейчас самое время для таких экспериментов. Я считаю, что современные возможности передвижения на велосипедах или пешком, особенно там, где климат позволяет долго находиться на улице, имеют огромное значение для города, к тому же сейчас можно брать напрокат мотоцикл или велосипед. С появлением всех этих разнообразных способов передвижения необходимо обеспечить достаточное пространство для пешеходов.
Barajas Social Housing Block, Мадрид
Портал «Архсовет Москвы» благодарит Музей архитектуры имени А. В. Щусева и компанию ROCA за помощь в подготовке материала.
- Темы:
- реновация |
- нормативы |
- стандарты жилой застройки |
- образование