Арт-объекты с поездами, подсветка и мягкие оттенки: какой станет «Ржевская» БКЛ
Три станции Большой кольцевой линии пройдут на большой глубине. Одна из них — «Савеловская» — уже сдана. «Мосметрострой» ведет работы еще на двух сложнейших объектах — «Ржевской» и «Шереметьевской». О том, какой станет «Ржевская», расположенная рядом с Рижским вокзалом, как выбирался ее дизайн, в интервью «ВМ» рассказала Магда Кмита, партнер и главный архитектор бюро Blank Architects.
— Магда, расскажите, как был выбран облик «Ржевской»? Чем руководствовались специалисты?
— Перед тем как приступить к работе, мы очень внимательно и подробно изучали исторический, географический, культурный контекст этого места, искали информацию в архивах, журналах, книгах. И поняли, что это знаковое место с точки зрения расположения. Станция размещается на Рижской площади — в свое время здесь был один из въездов в Москву, и стилистика «городских ворот» сохранилась до сих пор. Мы построили свою концепцию оформления станции именно на этой идее, выбрав главным элементом арку как символ своеобразного портала во времени и пространстве.
Наша концепция понравилась и горожанам, и профессионалам, и проект был утвержден. Кстати, дополнительным подтверждением качества предложенного нами дизайна станции стало признание на Международном фестивале архитектуры (WAF). В 2016 году проект вошел в шорт-лист премии в номинации «Индустриальный проект будущего».
— «Ржевская» разместится рядом с Рижским вокзалом. Как решается архитектурное соседство этих объектов?
— Рижский вокзал произвел на нас большое впечатление и стал одним из источников вдохновения. В его архитектуре тоже использован образ арки — в окнах, дверях, оформлении фасадов. Так что оба объекта будут перекликаться. Выход к скверу Рижского вокзала мы планируем сделать ярким и расположить там арт-объект, мультимедийную стену, имитирующую расписание поездов, — это еще одна ассоциация с вокзалом.
— Пересадочная станция «Рижская» не отличается особым дизайном. Как она будет в архитектурном плане увязана с «Ржевской»?
— Переход между «Рижской» и «Ржевской» задуман как мостик между двумя станциями и выполнен в лаконичном дизайне. В то же время на входе на новую станцию мы используем желтые оттенки — это отсылка к оформлению «Рижской», в отделке которой использовалась специально изготовленная в Латвии плитка, имитирующая янтарь.
— Как изменится окружающая застройка после открытия «Ржевской»? Станет ли она теми «воротами в город», как задумывалось?
— Насколько нам известно, вокруг станции планируется комплексное развитие территории с целью повышения качества городской среды. Здесь появится крупный транспортно-пересадочный узел, который свяжет Калужско-Рижскую и Большую кольцевую линии метрополитена с Московским центральным диаметром. Кроме того, планируется застроить территорию Рижского грузового двора, примыкающую к Рижскому вокзалу. Уже стартовал международный конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию застройки.
— Какие материалы и средства помогут добиться того ощущения, что «Ржевская» — это еще один символ городского транспортного портала?
— В первую очередь, это арка — древний многоплановый образ, нашедший отражение в памятниках архитектуры, которыми мы вдохновлялись. Платформу украсит плавный ряд металлических арок с подсветкой. Перед выходом из станции на центральной стене установят интерактивное табло в виде арки, которое будет показывать актуальное время. Путевые стены будут украшены принтами с изображениями, напоминающими размытый пейзаж, который мы видим из окна быстро едущего поезда или автомобиля: природа, улицы, люди. Всем этим можно будет любоваться в ожидании. Мы постарались сделать дизайн станции комфортным, лаконичным и расслабляющим, используя мягкие серые, розовые оттенки. В качестве одного из основных материалов в отделке «Ржевской» мы применили гранит — это дань классике московского метро. На полу станции добавлены четкие прямые линии — как дорожки, направляющие потоки пассажиров.
КСТАТИ
Дизайн-концепцию станции «Ржевская» вместе с соседними «Шереметьевской» и «Стромынкой» выбрали в ходе открытого международного конкурса на разработку архитектурно-художественных концепций станций метро. Конкурс завершился в апреле 2017 года.
«Ржевская» — одна из шести станций северо-восточного участка Большого кольца метро. Она станет пересадочной с «Рижской» Калужско-Рижской ветки. При ее строительстве появится переход на Рижский вокзал, где пройдет МЦД-2 Нахабино — Подольск.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы:
— Архитектурные конкурсы по определению облика станций метро зарекомендовали себя положительно, и эту практику мы будем продолжать. Такие конкурсы способствуют привлечению новых интересных идей оформления метро, тем более что они открыты для всех желающих. Основная задача конкурса — поиск оптимального архитектурно-художественного решения для интерьеров пассажирских зон и входных павильонов. Для нас это очень важно, ведь в отличие от большинства мегаполисов мира, где подземка выполняет лишь транспортную функцию, для Москвы метро — это часть ее культурного достояния. И мы обязаны выдерживать исторический уровень с расчетом на то, что станции, которые возводятся сегодня, в будущем также займут достойное место в архитектурно-художественной истории московского метро.
- Темы:
- метро |
- строительство |
- БКЛ |
- Ржевская