ENG
 
От первого лица

Архитектурный свет проектируется по трем принципам: эстетика, реализуемость и здравый смысл

16 Мая 2022
Сергей Ренжин, генеральный директор компании 500LUX
1 из 4
Проект Forum от Hutton Development
2 из 4
Квартал ZNAK в Ижевске
3 из 4
Курортный комплекс "Моне" в Сочи
4 из 4
1 / 4

Увеличить
Сергей Ренжин, генеральный директор компании 500LUX

Архитектурное освещение в городской среде значит не меньше, чем качество строительства и выбранные материалы. Свет формирует облик города ночью и способен как обозначить объект, так и радикально изменить или преобразить его. О том, какие тенденции сегодня актуальны в освещении зданий, как подсветка фасадов может влиять на окружение и как проектируется свет для сооружения, поговорили с Сергеем Ренжиным, генеральным директором компании 500LUX.

Расскажите, как и на каком этапе жизни объекта принимается решение о том, каким будет его освещение?

—Именно архитектурное освещение, а не просто подсветка, как правило, проектируется для общественных и жилых объектов класса бизнес и выше. В массовом сегменте мы чаще имеем дело с обычной подсветкой фасада.

В целом свет для объекта и его территории распределяется по трем зонам. Это освещение внутреннего благоустройства, фасада и общественных пространств в здании, в том числе входных групп.

Для каждой из этих зон продумываются свои уникальные сценарии света. Освещение собственной территории – то, чему сегодня уделяется повышенное внимание, и оно должно быть не только эстетичным, но и иметь практическую функцию навигации. Фасадное освещение выделяет здание в городе и позволяет показать его наблюдателю в темное время суток, поэтому оно также важно для городского ландшафта. Работая с освещением лобби, лифтовых холлов или входных групп, мы делаем свет частью дизайна пространства, интегрируем его в интерьеры. Чтобы достичь лучшего эффекта, начать разработку концепции освещения нужно уже на этапе проектирования самого объекта – так мы сможем учесть и продумать технические детали реализации.

 По каким принципам и критериям выбирается архитектурный свет для каждой из составляющих проекта?

—Основных принципов при выборе света три – эстетика, реализуемость и здравый смысл. Именно возможность реализации задуманного необходимо ставить во главу угла: любая идея так и останется идеей без технологии воплощения и, безусловно, необходимого бюджета. Здравый смысл – это вопрос целесообразности света: нет смысла организовывать подсветку для всех фасадов здания, если со стороны улицы видны только два из них. Это также позволяет грамотно распределить бюджет.

Приступая к разработке архитектурного освещения, мы выбираем светильники не только исходя из архитектуры, но и материалов, самого конструктива: понимая, какие детали проекта нам важно подчеркнуть, мы подбираем также тип и вес светильника, уточняем возможность для его крепления и дальнейшей эксплуатации. Поэтому начинаем работать вместе с проектировщиками: к примеру, если для фасада нужно предусмотреть несколько световых сценариев, смену подсветки в зависимости от времени суток или сезона, значит диаметр кабельной трассы должен быть больше, чтобы мы могли заложить кабель управления светильниками. Разница даже в 3 миллиметра может оказаться критичной – и изначальная идея просто не сможет реализоваться. То же касается правильного расчета ветровых нагрузок, чтобы не допустить того, что светильники будут прогибать фасад. Поэтому специалисты по свету должны идти с заказчиком и проектировщиками вместе с первых этапов и до реализации.

Насколько свет зависит от архитектурного стиля объекта?

—Безусловно, стиль влияет на свет напрямую: в зависимости от особенностей фасадов разрабатывается схема освещения, регулируется количество светильников и уровень освещения объекта. Если архитектурный проект яркий, а на фасаде размещается множество декоративных элементов, мы располагаем оборудование таким образом, чтобы выгодно подсветить эти детали в ночное время. Разрабатывая свет для современного минимализма, мы подчеркиваем форму объекта, создаем лаконичный проект, который дополнит архитектуру, а не перетянет внимание на себя. Например, в клубном доме Brodsky авторства «Цимайло Ляшенко и Партнеры» мы подсветили двухэтажную арку с одной точки с помощью мягкой волны, направив свет снизу вверх и выбрали теплое освещение для ночного времени.

А свет чаще выбирается сегодня теплый или холодный?

Свет ночью фактически равен облику здания. И наша задача – чтобы он был уместным и комфортным как аспект навигации. Помимо этого мы должны сформировать приятную эмоцию: качественно освещенный фасад нравится глазу и не вызывает «световых ожогов», то есть располагается на достаточном расстоянии от здания. Холодный свет, на мой взгляд, излишне бодрит пользователя и подходит скорее для офисов. В вечернее время в городе важнее чувствовать спокойствие. Кроме того, в нашем климате и так достаточно холода. Исключения составляют сезонные или суточные световые сценарии. Например, в освещение объекта для раннего утра можно добавить оттенок мадженты, или включать «холодные» диоды в сумерках на короткое время. Но вечером пользователю всегда приятнее видеть теплый свет городских объектов.

Может ли свет радикально изменить восприятие архитектуры?

—Радикально меняет облик здания только 3D-mapping: это наглядно демонстрируют такие фестивали как «Круг света». Для таких перфомансов специалисты создают 3D-модель здания и размещают на ней «световую одежду». Но такие сценарии используются скорее для шоу, чем для повседневности.

Играть с формой объекта эффективнее с помощью цвета – такой прием интересно использовать в жилых комплексах, состоящих из нескольких высотных башен. Днем они могут почти ничем не отличаться друг от друга, а ночью мы можем с помощью цвета подсветки обыграть их уникальные элементы – например, латунные или стальные пролеты. Другой распространенный прием – использование световой динамики, плавный переход света из холодного белого в теплый оттенок. Мы забираем фокус внимания зрителя и создаем динамическую форму объекта.

Какие нормативы применяются для освещения зданий в городской среде? На что ориентируются проектировщики?

—Основные нормы освещения в России были определены еще в СССР, однако в Москве введено дополнительное нормирование яркости света – оно в постановлении о размещении рекламных конструкций в столице. Мы создаем наши проекты, ориентируясь на современные стандарты яркости вертикальных поверхностей и перед тем, как проектировать освещение, необходимо представить и защитить светотехнический расчет в Москомархитектуре. Для этого создается 3D-модель объекта, на которой кривыми отображается сила света и конкретные показатели люкс и кандел, если мы говорим о яркости.

Свет в городской среде не имеет права мешать, поэтому сам проект создается с вниманием к контексту местности, расположению объекта на возвышенности или ровном участке, с учетом данных визуально-ландшафтного анализа и многого другого. Поэтому одно только обоснование световой стратегии может занимать 10 листов – но без этого невозможно спроектировать и согласовать качественное архитектурное освещение.

Как быть с медиафасадами в таком случае? Ведь их яркость достаточно высокая и может влиять на световой фон окружения.

—Медиаэкраны и медиафасады довольно сложно сочетать с архитектурой, но они не создают свет, а просто яркие сами по себе. В то же время, это неотъемлемая часть облика многих торговых центров или общественных зданий – и отказаться совсем от них нельзя, их функционал незаменим. Линейный медиафасад предпочтительно располагать там, где он точно не будет мешать жителям в окружении в ночное время. Для торгового центра HOLLYWOOD в Санкт-Петербурге, например, медиафасад мы спроектировали со стороны магистрали – и в таком индустриальном контексте его использование вполне уместно.

Как освещаются объекты со сложными, многогранными формами?

—Каждый раз это индивидуальный проект и творческая работа. Когда само здание по своей форме напоминает арт-объект, то и освещение для него выбирается соответствующее. Идеально если мы можем не просто подсветить его с удачных ракурсов, а вплести свет в форму объекта, сделать его частью образа. По такому принципу как раз и подсвечиваются скульптуры, и он в данном случае уместен.

Какие новые тренды сейчас востребованы в освещении благоустройства и парков?

—Востребованы динамические эффекты, которые позволяют реализовать самые разные световые сценарии и имитировать стихии огня или воды. Такие световые проекторы можно грамотно вписать в ландшафтный проект и сделать их незаметными для пользователя. Также часто ночная навигация на территории выполняется с помощью вмонтированных в отмостки линеек светильников: главное, чтобы такие элементы были слабыми, мощностью меньше ватта. Эффектные инсталляции создаются также при использовании световых камышей – все эти приемы качественно реализованы в «Зарядье» и создают правильный эффект уютной среды для человека.


Изображения: Студия 500LUХ


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.