Архитектурный свет проектируется по трем принципам: эстетика, реализуемость и здравый смысл
Архитектурное освещение в городской среде значит не меньше, чем качество строительства и выбранные материалы. Свет формирует облик города ночью и способен как обозначить объект, так и радикально изменить или преобразить его. О том, какие тенденции сегодня актуальны в освещении зданий, как подсветка фасадов может влиять на окружение и как проектируется свет для сооружения, поговорили с Сергеем Ренжиным, генеральным директором компании 500LUX.
— Расскажите, как и на каком этапе жизни объекта принимается решение о том, каким будет его освещение?
—Именно архитектурное освещение, а не просто подсветка, как правило, проектируется для общественных и жилых объектов класса бизнес и выше. В массовом сегменте мы чаще имеем дело с обычной подсветкой фасада.
В целом свет для объекта и его территории распределяется по трем зонам. Это освещение внутреннего благоустройства, фасада и общественных пространств в здании, в том числе входных групп.
Для каждой из этих зон продумываются свои уникальные сценарии света. Освещение собственной территории – то, чему сегодня уделяется повышенное внимание, и оно должно быть не только эстетичным, но и иметь практическую функцию навигации. Фасадное освещение выделяет здание в городе и позволяет показать его наблюдателю в темное время суток, поэтому оно также важно для городского ландшафта. Работая с освещением лобби, лифтовых холлов или входных групп, мы делаем свет частью дизайна пространства, интегрируем его в интерьеры. Чтобы достичь лучшего эффекта, начать разработку концепции освещения нужно уже на этапе проектирования самого объекта – так мы сможем учесть и продумать технические детали реализации.
— По каким принципам и критериям выбирается архитектурный свет для каждой из составляющих проекта?
—Основных принципов при выборе света три – эстетика, реализуемость и здравый смысл. Именно возможность реализации задуманного необходимо ставить во главу угла: любая идея так и останется идеей без технологии воплощения и, безусловно, необходимого бюджета. Здравый смысл – это вопрос целесообразности света: нет смысла организовывать подсветку для всех фасадов здания, если со стороны улицы видны только два из них. Это также позволяет грамотно распределить бюджет.
Приступая к разработке архитектурного освещения, мы выбираем светильники не только исходя из архитектуры, но и материалов, самого конструктива: понимая, какие детали проекта нам важно подчеркнуть, мы подбираем также тип и вес светильника, уточняем возможность для его крепления и дальнейшей эксплуатации. Поэтому начинаем работать вместе с проектировщиками: к примеру, если для фасада нужно предусмотреть несколько световых сценариев, смену подсветки в зависимости от времени суток или сезона, значит диаметр кабельной трассы должен быть больше, чтобы мы могли заложить кабель управления светильниками. Разница даже в 3 миллиметра может оказаться критичной – и изначальная идея просто не сможет реализоваться. То же касается правильного расчета ветровых нагрузок, чтобы не допустить того, что светильники будут прогибать фасад. Поэтому специалисты по свету должны идти с заказчиком и проектировщиками вместе с первых этапов и до реализации.
— Насколько свет зависит от архитектурного стиля объекта?
—Безусловно, стиль влияет на свет напрямую: в зависимости от особенностей фасадов разрабатывается схема освещения, регулируется количество светильников и уровень освещения объекта. Если архитектурный проект яркий, а на фасаде размещается множество декоративных элементов, мы располагаем оборудование таким образом, чтобы выгодно подсветить эти детали в ночное время. Разрабатывая свет для современного минимализма, мы подчеркиваем форму объекта, создаем лаконичный проект, который дополнит архитектуру, а не перетянет внимание на себя. Например, в клубном доме Brodsky авторства «Цимайло Ляшенко и Партнеры» мы подсветили двухэтажную арку с одной точки с помощью мягкой волны, направив свет снизу вверх и выбрали теплое освещение для ночного времени.
— А свет чаще выбирается сегодня теплый или холодный?
Свет ночью фактически равен облику здания. И наша задача – чтобы он был уместным и комфортным как аспект навигации. Помимо этого мы должны сформировать приятную эмоцию: качественно освещенный фасад нравится глазу и не вызывает «световых ожогов», то есть располагается на достаточном расстоянии от здания. Холодный свет, на мой взгляд, излишне бодрит пользователя и подходит скорее для офисов. В вечернее время в городе важнее чувствовать спокойствие. Кроме того, в нашем климате и так достаточно холода. Исключения составляют сезонные или суточные световые сценарии. Например, в освещение объекта для раннего утра можно добавить оттенок мадженты, или включать «холодные» диоды в сумерках на короткое время. Но вечером пользователю всегда приятнее видеть теплый свет городских объектов.
— Может ли свет радикально изменить восприятие архитектуры?
—Радикально меняет облик здания только 3D-mapping: это наглядно демонстрируют такие фестивали как «Круг света». Для таких перфомансов специалисты создают 3D-модель здания и размещают на ней «световую одежду». Но такие сценарии используются скорее для шоу, чем для повседневности.
Играть с формой объекта эффективнее с помощью цвета – такой прием интересно использовать в жилых комплексах, состоящих из нескольких высотных башен. Днем они могут почти ничем не отличаться друг от друга, а ночью мы можем с помощью цвета подсветки обыграть их уникальные элементы – например, латунные или стальные пролеты. Другой распространенный прием – использование световой динамики, плавный переход света из холодного белого в теплый оттенок. Мы забираем фокус внимания зрителя и создаем динамическую форму объекта.
— Какие нормативы применяются для освещения зданий в городской среде? На что ориентируются проектировщики?
—Основные нормы освещения в России были определены еще в СССР, однако в Москве введено дополнительное нормирование яркости света – оно в постановлении о размещении рекламных конструкций в столице. Мы создаем наши проекты, ориентируясь на современные стандарты яркости вертикальных поверхностей и перед тем, как проектировать освещение, необходимо представить и защитить светотехнический расчет в Москомархитектуре. Для этого создается 3D-модель объекта, на которой кривыми отображается сила света и конкретные показатели люкс и кандел, если мы говорим о яркости.
Свет в городской среде не имеет права мешать, поэтому сам проект создается с вниманием к контексту местности, расположению объекта на возвышенности или ровном участке, с учетом данных визуально-ландшафтного анализа и многого другого. Поэтому одно только обоснование световой стратегии может занимать 10 листов – но без этого невозможно спроектировать и согласовать качественное архитектурное освещение.
— Как быть с медиафасадами в таком случае? Ведь их яркость достаточно высокая и может влиять на световой фон окружения.
—Медиаэкраны и медиафасады довольно сложно сочетать с архитектурой, но они не создают свет, а просто яркие сами по себе. В то же время, это неотъемлемая часть облика многих торговых центров или общественных зданий – и отказаться совсем от них нельзя, их функционал незаменим. Линейный медиафасад предпочтительно располагать там, где он точно не будет мешать жителям в окружении в ночное время. Для торгового центра HOLLYWOOD в Санкт-Петербурге, например, медиафасад мы спроектировали со стороны магистрали – и в таком индустриальном контексте его использование вполне уместно.
— Как освещаются объекты со сложными, многогранными формами?
—Каждый раз это индивидуальный проект и творческая работа. Когда само здание по своей форме напоминает арт-объект, то и освещение для него выбирается соответствующее. Идеально если мы можем не просто подсветить его с удачных ракурсов, а вплести свет в форму объекта, сделать его частью образа. По такому принципу как раз и подсвечиваются скульптуры, и он в данном случае уместен.
— Какие новые тренды сейчас востребованы в освещении благоустройства и парков?
—Востребованы динамические эффекты, которые позволяют реализовать самые разные световые сценарии и имитировать стихии огня или воды. Такие световые проекторы можно грамотно вписать в ландшафтный проект и сделать их незаметными для пользователя. Также часто ночная навигация на территории выполняется с помощью вмонтированных в отмостки линеек светильников: главное, чтобы такие элементы были слабыми, мощностью меньше ватта. Эффектные инсталляции создаются также при использовании световых камышей – все эти приемы качественно реализованы в «Зарядье» и создают правильный эффект уютной среды для человека.
- Темы:
- архитектурное освещение |
- интервью