ENG
 
От первого лица

Антон Хмельницкий: «Сохранение исторических зданий всегда должно иметь приоритет перед новым строительством»

06 Июля 2020
1 из 7
2 из 7
3 из 7
4 из 7
5 из 7
6 из 7
7 из 7
1 / 7

Увеличить

В Европе тренд на сочетание исторической архитектуры с новым строительством развивается достаточно активно – в то время как в России реализуется нечасто. Насколько для Москвы актуально совмещение в центре исторической и новой застройки, есть ли действительно удачные примеры редевелопмента исторических объектов и интеграции нового строительства, какие элементы новой архитектуры лучше использовать в исторической застройке без ущерба для аутентичности и где уместны в принципе такие проекты, - об этом мы поговорили с основателем бюро AI Studio Антоном Хмельницким. 

 Насколько удачной вы считаете идею сочетания в проектах редевелопмента исторической застройки и новых объемов?

 На мой взгляд, архитектор и девелопер при работе с историческими зданиями должны стремиться к сохранению аутентичной застройки при любой возможности и даже при отсутствии у объектов охранного статуса. Во время работы над своими проектами мы стараемся придерживаться именно такого принципа и доказываем его эффективность для заказчиков с помощью примененных решений. Создавая клубные дома «Современник» и ORDYNKA, а также Tatlin Apartments, мы пошли по пути сохранения всех возможных архитектурных элементов и исторических деталей.

 Какие сложности встречаются в проектах при таком подходе?

 Часто возникает ситуация, когда площадь нового объекта, разрешенная к строительству, значительно превышает площадь существующей на участке исторической застройки - это особенно характерно для проектов редевелопмента промышленных зон. В случаях, когда мы видим, что объем нового строительства больше площади зданий, подлежащих обновлению или реставрации, архитекторы предлагают те решения, которые позволят исторической части не потеряться в новых объемах, а стать смысловым центром всей территории, сформировать новый проект идейно. 

 Как решаются такие задачи, чтобы история не потерялась на фоне современности?

 Приемы по интеграции новых объемов всегда очень индивидуальны. Можно рассмотреть идею перекрытия внутреннего двора на уровне первого этажа, что увеличивает площадь проекта, грамотно интегрировать современную надстройку с сохранением исторических фасадов. Также разумно сохранить историческую градостроительную структуру городского квартала, при этом бережно включая новые здания в контекст так, чтобы их современная архитектура не противоречила окружению, не влияла на единую ткань и линию фасадов улицы. В Tatlin Apartments мы, к примеру, визуально выделили фасады конструктивистского здания АТС и предложили новый объём большой площади, который «парит» над историческим зданием и имеет совершенно другую архитектуру – это решение позволило найти баланс между историческими и новыми зданиями.

 Какие материалы, инженерные и конструктивные решения предлагаются архитекторами для проектов-миксов: подъем новых зданий, идея «купола» для исторической застройки, надстройка или совмещение на территории? Какие на ваш взгляд наиболее удачные идеи могут быть?

  Чтобы создать гармоничный проект, при выборе материалов и конструктивных решений необходимо руководствоваться здравым смыслом и критически подходить к оценке  как новых, так и сохраненных элементов объекта.  При этом по моему мнению новая архитектура не должна маскироваться или мимикрировать под историческое окружение – оммажи историческим объектам в новых строениях скорее оттолкнут и вызовут диссонанс восприятия. Я сторонник контрастных решений, сочетания исторических и суперсовременных фасадов в рамках одного проекта. Самое важное – найти баланс, чтобы новые здания не подавляли, а подчеркивали историю. В этом смысле эталонным я считаю проект реконструкции здания Рейхстага авторства Нормана Фостера. Ему уже больше 20 лет, но примененные в нем решения по-прежнему интересны и актуальны. Купол здания, который был полностью утрачен, восстановлен в оригинальных габаритах, но выполнен из современных материалов и получил общественную функцию. Сегодня это одна из популярнейших туристических площадок Берлина, она полноправно «живет», а стекло и металл в конструкции не диссонируют с историческими фасадами при всей своей современности. 

 Как часто редевелопмент пересекается с новой застройкой в практике европейских городов? Какие функции, как правило, отдаются исторической части, а какие – новой?

 Во всем мире в последнее десятилетие к исторической застройке относятся исключительно аккуратно. В европейских столицах снос исторического здания сегодня кажется чем-то экстраординарным. Тенденция к приспособлению знаковых объектов отмечается на многих международных конкурсах и премиях, к проектам реновации и редевелопмента исторического наследия сегодня приковано пристальное внимание архитектурного сообщества и горожан. С точки зрения функционального наполнения часто здания с историей, особенно имевшие прежде промышленное назначение, перепрофилируются в объекты культуры. Один из лучших примеров такой адаптации - музей Tate Modern в Лондоне авторства Herzog & de Meuron, размещённый в бывшем здании электростанции. Новая башня пирамидальной формы сформирована драматическими линиями, а рисунок кирпичной кладки исторических зданий промышленной зоны переосмыслен в фактуре фасадов. При этом здание насыщено технологиями устойчивого девелопмента – это пример качественной интеграции эффектного нового строительства в сложившуюся среду исторического центра.

Из новых проектов я бы еще отметил Battersea Power Station в том же Лондоне: историческое промышленное здание превратилось в многофункциональный комплекс с офисами, ритейлом и жильем и стало сердцем огромного современного района прямо на берегу Темзы. Основной конструктив исторических зданий выполнен из кирпича, но в работе с надстройками архитекторы Wilkinson Eyre нашли интересное сочетание стекла и камня. Жилая часть многофункционального проекта, таким образом, стала светлой и открытой, позволила предусмотреть место для обширного озеленения. 

 Какие проекты с миксом старого и нового строительства можно выделить в России? В Москве? 

 В Москве достаточно много удачных проектов реновации исторического наследия, начиная с делового квартала «Фабрика Станиславского», сделанного 15 лет назад, и до жилого проекта Lucky в Пресненском районе, который пока только строится. Думаю, что интересным и новым словом станет реставрация здания ГЭС-2 и открытие новой площадки для современного искусства V-A-C, и мне бы очень хотелось увидеть реализацию редевелопмента фабрики «Красный Октябрь». Еще в составе бюро Foster+Partners 10 лет назад я принимал участие в работе над этим проектом.

Один из наших московских проектов, в котором мы удачно, на мой взгляд, совместили формат сохранения исторической застройки и новые объемы, стал дом «Современник» на Чистых прудах. Само здание интересно не только архитектурой, но и своей историей: оно было построено как жилой доходный дом в 19 веке, но достаточно быстро его переоборудовали под банный комплекс. С 50-х годов прошлого века строение использовалось как административное здание, а в 90-е было «по-советски» реконструировано: внутри появились потолки Армстронг, на фасаде - пластиковые окна, а все исторические интерьеры были уничтожены. Для этого дома мы придумали два основных новых элемента: это перекрытый внутренний двор, который позволил организовать отдельный ресепшен для жителей дома, и приватные террасы для сложных квартир, окна которых выходят во двор-колодец на втором этаже. В современной архитектуре мы решили также объем надстройки пентхауса: использовали  панорамное остекление и перфорированные панели Corten. Интересно, что Corten - это в чистом виде современный материал, но при этом по цветовой гамме он чрезвычайно удачно вписывается в классическую московскую застройку центра с ее желто-белыми и кирпичными фасадами.

 Какие критерии оценки уместности и актуальности таких «смешенных» проектов существуют? Как их оценивают горожане, девелоперы и архитекторы?

 Жители города оценивают эти проекты прежде всего с личных позиций – нравится их внешний вид или нет, приятно ли находиться внутри или неуютно. Девелопер, город и архитектор смотрят на проект под иным углом – востребован ли он, приобретают ли в нем недвижимость, хотят ли арендовать, приходят ли люди в общественные пространства внутри или избегают их. Такие критерии применяются ко всем объектам, и те, что сочетают старую и новую застройку, не исключение. Важно, чтобы такой проект был «живым», а не представлял собой реанимированную старину. Нужно стремиться создавать комфортную среду, а «якорем», центром притяжения в таких проектах могут быть совершенно разные по функционалу решения – как комфортный  ландшафтный парк, так и интересная функция – выставочное пространство, кластер магазинов или ресторанов, то, что привлекает людей и формирует новое впечатление от уже известного городского исторического объекта.

 Насколько этот формат дороже или дешевле в проектировании и реализации, чем просто реконструкция?

 Обычно выбор смешанной застройки связан с тем, что на своей площадке девелопер может реализовать больший объем метров, чем существует в исторической застройке на участке. Выбор обычно происходит между тем чтобы снести значительный объем старых зданий и построить нечто новое, или напротив максимально сохранить историческую архитектуру, дополнив небольшим объемом нового строительства, интегрировав новое в сложившуюся среду, а не перестраивая локацию заново. Конечно, второй подход более трудозатратен и обходится в проектировании дороже, но я уверен, что конечный результат в итоге более выигрышный и для девелопера и, безусловно, для города и его жителей. Смешанные проекты формируют особую идентичность города, показывают «слои» его развития, и это не может не быть интересным. 

 Для кого могут быть наиболее выгодны такие проекты-миксы - для частного или госкапитала? Насколько велика в появлении новых объемах на исторических территориях финансовая составляющая, или это все же больше вопрос эстетики и городского развития? 

 Я считаю, что сохранение исторической составляющей в конечном счете выгодно прежде всего девелоперу: такой проект всегда будет иметь свою уникальную среду, история формирует его особенный облик и выделяет прежде всего для покупателей. Задача города в таких проектах – поддерживать линию сохранения исторического наследия и также минимизировать «серые» для девелоперов зоны, четко конкретизируя, какие старинные здания можно сносить, а какие нельзя. Регулярное обновление и пополнение реестров московского наследия – это позитивный тренд на формирование идентичности Москвы.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.