ENG
 
От первого лица

Алюминий, войлок, радонит: Сергей Никешкин о создании архитектурных макетов

29 Сентября 2020
1 из 9
2 из 9
3 из 9
4 из 9
5 из 9
6 из 9
7 из 9
8 из 9
9 из 9
1 / 9

Увеличить

Архитектурный макет – неотъемлемая часть работы проектировщика. Мы поговорили с Сергеем Никешкиным, партнером и главным архитектором бюро «Крупный план», о том, как утилитарность сменяется креативностью и макеты становятся арт-объектами. 

Кажется, у архитекторов к макетам – отдельная любовь. Расскажите, какие они вообще бывают, и всегда ли нужны в проекте. 

— В целом, архитектурный макет – вещь достаточно утилитарная. Например, рабочие макеты изготавливают для проверки проектных решений в ходе работы, чтобы понять, как они будут выглядеть в объеме. Как правило, их делают на скорую руку, не прорабатывая деталей. Но это достаточно устаревшая история – если проектируешь все в BIM, с созданием подробных 3D-моделей, такие макеты просто не нужны. Существуют и другие макеты – для презентации проекта заказчику, для участия в выставках, для собственного офиса. Это уже своего рода скульптура, здесь уже есть простор для креативных идей. Такие макеты должны быть максимально художественными, состоять из близких к реальному  или реальных материалов объекта, с выразительной текстурой. 

Каким образом удается добиться реалистичности?

— Мы очень много внимания уделяем выбору материалов. Стараемся максимально использовать натуральные материалы – дерево, металл. Часто комбинируем: например, окружение создаем из дерева, а сами здания печатаем на 3D-принтере в лаконичных цветах. Выглядит очень эффектно.

Водоёмы создаем из воска – заливаем форму. Это прекрасный природный материал, он отлично имитирует воду, дает эффект прозрачности, и при этом без синтетичности. На поверхности могут оставаться отпечатки пальцев, и это несовершенство делает его живым.

Делали как-то макет из необоженной глины – на деревянном подмакетнике. Сложность работы с глиной заключается  в том, что она высыхает и трескается. Но в результате все эти трещины образуют оригинальную фактуру.

Процесс очень творческий…

— Действительно, в какой-то момент интерес к созданию макетов и у меня, и у моих сотрудников перерос рамки функциональности и стал мигрировать в зону чистого творчества. Мне очень интересно работать с металлами. Несколько макетов я собственноручно отлил из алюминия в специальной печи.

Это теперь хобби?

— Хобби на стыке архитектуры и скульптуры. Я живу за городом, и в своем доме обустроил мастерскую, в том числе для работы с металлами. Сначала сам выложил печь для обжига – из шамотного термостойкого кирпича, по собственному проекту. Эта дровяная печь сначала использовалась для обжига керамики. Кстати, именно в ней обжигались керамические буквы для логотипа KPLN, который висит у нас в офисе. Потом я начал использовать эту печь для расплавки металла. Например, в ней был расплавлен алюминий для создания необычного светильника для моего дома. Расплавленный металл залили в форму прямо в земле, и ее неоднородный рельеф, прямо вместе с веточками, листьями, шишками, сформировал особенную, неповторимую фактуру светильника.

— Очевидно, что дело трудоемкое …

— Плавка металла в дровяной печи отнимает много времени и сил, требует дополнительных ухищрений и приспособлений. Поэтому в итоге пришлось приобрести полупрофессиональную печь, работающую на природном газе – это уже совсем другие возможности. В этой печи я создал, например, макет аэропорта в Челябинске – одного из самых интересных наших конкурсных проектов. С его созданием связана любопытная история – он вышел лучше, чем мы ожидали. Я вылепил фасад аэропорта из пластилина, сделал по нему слепок из гипса - форму для отливки. К моменту отливку гипсовая форма не полностью высохла, оставалась чуть влажной. А гипс - гигроскопичный материал. В процессе отливки влага начала закипать и проходить через алюминий, в результате, металл стал словно вспененный. После обработки и полировки мы получили очень интересную, необычную фактуру. 

А откуда вы берете материалы?

Сырье я покупаю в пункте приёмки цветных металлов. То есть, это переработка вторсырья, экологичная история, вполне укладывающаяся в актуальную концепцию устойчивой архитектуры. 

Вы только с алюминием дома работаете?

—  Преимущественно да, но планирую расширить горизонты. Недавно начал работать с медью – создал несколько небольших предметов интерьера, например, канцелярскую подставку под карандашей – она стоит у нас в офисе, но по назначению не используется. Она весит 15 кг, ни одного карандаша в ней нет, это чистый арт-объект, сложной авангардной формы. В перспективе мы собираемся применять медь в работе над макетом одного из новых объектов – полностью или частично. Работа с металлом – это очень захватывающий, увлекательный творческий процесс – да еще и с впечатляющим результатом. 

На «АрхМоскве» были эффектные макеты…

— Да, своими арт-объектами мы оформили стенд на выставке в прошлом году и получили диплом 2 степени в номинации «Лучшая экспозиция в разделе архитектура».   

А тот же войлок или камень используете?

— Для одного из недавних макетов, конкурсного проекта реорганизации гольф-клуба, мы долго искали фактуру для газонов и полей – как вы понимаете, для гольф-клуба это важнейшая часть. В результате, придумали сделать их из разных типов войлока. Этот материал обладает теплой, атмосферной структурой. Мы очень тщательно комбинировали оттенки и добились художественного эффекта. Сейчас есть идея попробовать сделать макеты полностью из войлока – по технологии валяния. Такого еще никто не делал, может получиться очень интересно. 

С камнем также много работаю – использую ручные инструменты для камнеобработки. Сейчас у меня в загородном доме лежит тонна радонита – пока думаю, что с ним сделать. Дело в том, что мой  архитектурный фетиш – станция Маяковская, колонны которой до реставрации были отделаны ярким высокосортным радонитом удивительной окраски: градиент цвета фуксии с чёрным и жёлтым. Я очень люблю этот материал, поэтому постарался заполучить себе такой же. Несколько камней я отшлифовал, отполировал – они сейчас тоже украшают наш офис как арт-объекты. Как видите, границ у творческого процесса нет.  


Изображения: Крупный план


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.