Александр Балабин: "Для меня эскиз — рабочий инструмент"
Мы поговорили с генеральным директором компании "Северин Проект" архитектором Александром Балабиным о выставке его архитектурной графики "От линии к объему", которая открывается 20 февраля в Музее архитектуры им. А.В.Щусева, об эскизе как рабочем инструменте, о свободе в поиске формы и воплощении найденной линии в архитектуре.
— Можете подробнее рассказать о выставке? Как она появилась?
А.Б: Идею выставки подсказали мои коллеги. Работаю как архитектор я больше двадцати лет и всегда рисую в процессе работы. Когда мы стали просматривать работы, выяснилось, что сохранились эскизы в большом количестве чуть ли не за 20 лет.
Эскизы для меня не самодостаточная графика, я ими работаю - для меня это средство проектирования. Сейчас я эскизирую каждый день, но исключительно в рамках создания проектов. Например, мы работаем над весьма интересным объектом -это винерия, с дегустационными залами, производством, офисной частью. Это целый комплекс, и эскизов очень много - они нужны для того, чтобы быть уверенным, что ты ничего не упустил, все продумал и проверил.
Я делаю много эскизов, а дальше наша задача перенести схваченную в идею в архитектуру, сохранить линию, восприятие объема - и здесь уже начинается профессия - не упустить при проектировании важные нюансы, помнить из каких элементов состоит эта линия.
Во время подготовки к выставке, просматривая работы, мы подумали, что будет интересно показать развитие проекта, как он рождается, меняется, обрастает деталями. В архитектурном сообществе существует полемика о том, должен ли архитектор рисовать от руки или нет. Мы решили рассказать, насколько большую вариативную свободу в поиске нужной формы дает именно такой метод.
— А почему вы предпочитаете эскиз от руки компьютерному?
А.Б: Есть люди, которые создают эскизы сразу на компьютере, но я им вообще не пользуюсь, я его не чувствую, его даже нет на моем столе. Не то чтобы я отрицаю современные гаджеты, но ручная графика для меня более органична.
Мне не нужен компьютер, чтобы увидеть проект в полном объеме, я делаю это в голове и переношу на эскиз. Для меня это естественный процесс, а эскиз - следствие эмоциональной деятельности. И это конечно совсем не полет фантазии - в основе любой архитектурной формы лежит функция объекта.
— Расскажите о концепции выставки.
А.Б: За долгую практику у меня накопилось много работ и весь материал разный: по технике, по характеру. Большая часть эскизов отражают весь процесс "создания" проекта в рисунке: от первых линий до мелких деталей фасада или интерьера, разных ракурсов, фактур и материалов. Это и стало центральной идеей выставки.
Концепция компоновки графики была продиктована особенностями пространства. Выставка пройдет в трех залах малой анфилады Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Первый зал будет рассказывать про технику, логика пространства выстроена с целью показать разнообразие стилей и графических подходов. В центре экспозиции, во втором зале, собраны истории эволюции эскизных проектов. А третий зал мы решили сделать "запасником", здесь собраны эскизы разных типов объектов, выполненные в разных техниках. Мы кстати сами разрабатывали проекты интерьеров выставки, делали эскизы. Была масса вариантов, мыслей и дискуссий.
— А интерьеры выставки вы тоже готовили с помощью эскизов?
А.Б: Да, конечно. Получился эскиз выставки эскизов. Для "Северин Проект" это позитивная практика, стиль работы. Свои эскизы я передаю коллегам, которые делают качественные визуализации.
— А ваши коллеги тоже начинают с эскизов от руки?
А.Б: Отдельные части - да, но глобально, как я - нет. Мы с 2007 года используем BIM, у нас очень разные объекты и клиенты. Нельзя отрицать сильные стороны современного подхода к проектированию при помощи инновационных технологий, и мы активно их используем в работе.
Это скорее вопрос поиска оптимальной формы объекта, мне для этого необходима ручная графика. На мой взгляд, умение нарисовать или сделать скетч от руки - это большое преимущество для архитектора, хотя, безусловно, это не является показателем его гениальности.
— Вашим заказчикам вы презентуете проекты в эскизах?
А.Б: Да безусловно, но не всем, а тем, кто готов уловить идею на уровне эскиза и обладает изрядной "насмотренностью", искушенным взглядом. Иные же не имея опыта восприятия такой подачи, не сразу считывают эскизы, и готовы воспринять идею, лишь поданную в рендерах.
— А в эскизах за все это время у вас произошла какая-то эволюция? Как они менялись со временем?
А.Б: Сейчас эскизы гораздо лаконичнее, чем были раньше. Плотная прорисовка требует времени, которого в последнее время, к сожалению, все меньше. К тому же раньше мы делали много интерьеров, где много деталей и нюансов, а сейчас все больше работаем с крупными формами. Но и в работе над проектом многоквартирного дома или сложного инфраструктурного объекта мне по-прежнему помогает эскиз, я рисую с детства, и рисунок давно стал для меня способом мышления.
- Темы:
- архиграфика |
- Александр Балабин