ENG
 
От первого лица

Александр Балабин: "Для меня эскиз — рабочий инструмент"

14 Февраля 2018
1 из 6
2 из 6
3 из 6
4 из 6
5 из 6
6 из 6
1 / 6

Увеличить

Мы поговорили с генеральным директором компании "Северин Проект" архитектором Александром Балабиным о выставке его архитектурной графики "От линии к объему", которая открывается 20 февраля в Музее архитектуры им. А.В.Щусева, об эскизе как рабочем инструменте, о свободе в поиске формы и воплощении найденной линии в архитектуре.

— Можете подробнее рассказать о выставке? Как она появилась?

А.Б: Идею выставки подсказали мои коллеги. Работаю как архитектор я больше двадцати лет и всегда рисую в процессе работы. Когда мы стали просматривать работы, выяснилось, что сохранились эскизы в большом количестве чуть ли не за 20 лет.

Эскизы для меня не самодостаточная графика, я ими работаю - для меня это средство проектирования. Сейчас я эскизирую каждый день, но исключительно в рамках создания проектов. Например, мы работаем над весьма интересным объектом -это винерия, с дегустационными залами, производством, офисной частью. Это целый комплекс, и эскизов очень много - они нужны для того, чтобы быть уверенным, что ты ничего не упустил, все продумал и проверил.

Я делаю много эскизов, а дальше наша задача перенести схваченную в идею в архитектуру, сохранить линию, восприятие объема - и здесь уже начинается профессия - не упустить при проектировании важные нюансы, помнить из каких элементов состоит эта линия.

Во время подготовки к выставке, просматривая работы, мы подумали, что будет интересно показать развитие проекта, как он рождается, меняется, обрастает деталями. В архитектурном сообществе существует полемика о том, должен ли архитектор рисовать от руки или нет. Мы решили рассказать, насколько большую вариативную свободу в поиске нужной формы дает именно такой метод.

— А почему вы предпочитаете эскиз от руки компьютерному?

А.Б: Есть люди, которые создают эскизы сразу на компьютере, но я им вообще не пользуюсь, я его не чувствую, его даже нет на моем столе. Не то чтобы я отрицаю современные гаджеты, но ручная графика для меня более органична.

Мне не нужен компьютер, чтобы увидеть проект в полном объеме, я делаю это в голове и переношу на эскиз. Для меня это естественный процесс, а эскиз - следствие эмоциональной деятельности. И это конечно совсем не полет фантазии - в основе любой архитектурной формы лежит функция объекта.

— Расскажите о концепции выставки.

А.Б: За долгую практику у меня накопилось много работ и весь материал разный: по технике, по характеру. Большая часть эскизов отражают весь процесс "создания" проекта в рисунке: от первых линий до мелких деталей фасада или интерьера, разных ракурсов, фактур и материалов. Это и стало центральной идеей выставки.

Концепция компоновки графики была продиктована особенностями пространства. Выставка пройдет в трех залах малой анфилады Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Первый зал будет рассказывать про технику, логика пространства выстроена с целью показать разнообразие стилей и графических подходов. В центре экспозиции, во втором зале, собраны истории эволюции эскизных проектов. А третий зал мы решили сделать "запасником", здесь собраны эскизы разных типов объектов, выполненные в разных техниках. Мы кстати сами разрабатывали проекты интерьеров выставки, делали эскизы. Была масса вариантов, мыслей и дискуссий.

— А интерьеры выставки вы тоже готовили с помощью эскизов?

А.Б: Да, конечно. Получился эскиз выставки эскизов. Для "Северин Проект" это позитивная практика, стиль работы. Свои эскизы я передаю коллегам, которые делают качественные визуализации.

— А ваши коллеги тоже начинают с эскизов от руки?

А.Б: Отдельные части - да, но глобально, как я - нет. Мы с 2007 года используем BIM, у нас очень разные объекты и клиенты. Нельзя отрицать сильные стороны современного подхода к проектированию при помощи инновационных технологий, и мы активно их используем в работе.

Это скорее вопрос поиска оптимальной формы объекта, мне для этого необходима ручная графика. На мой взгляд, умение нарисовать или сделать скетч от руки - это большое преимущество для архитектора, хотя, безусловно, это не является показателем его гениальности.

— Вашим заказчикам вы презентуете проекты в эскизах?

А.Б: Да безусловно, но не всем, а тем, кто готов уловить идею на уровне эскиза и обладает изрядной "насмотренностью", искушенным взглядом. Иные же не имея опыта восприятия такой подачи, не сразу считывают эскизы, и готовы воспринять идею, лишь поданную в рендерах.

— А в эскизах за все это время у вас произошла какая-то эволюция? Как они менялись со временем?

А.Б: Сейчас эскизы гораздо лаконичнее, чем были раньше. Плотная прорисовка требует времени, которого в последнее время, к сожалению, все меньше. К тому же раньше мы делали много интерьеров, где много деталей и нюансов, а сейчас все больше работаем с крупными формами. Но и в работе над проектом многоквартирного дома или сложного инфраструктурного объекта мне по-прежнему помогает эскиз, я рисую с детства, и рисунок давно стал для меня способом мышления.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.