ai-architects: Начинать практиковаться нужно как можно раньше
Совладельцы бюро ai-architects Александр Томашенко и Иван Колманок закончили МАрхИ в 2009 году, но работать начали уже на 2 курсе. Что нужно, чтобы дать возможность молодым талантам проявить себя, и как руководить собственным бюро не в ущерб творчеству? Вместе с ai-architects и другими молодыми архитекторами мы обсудим это на нашей конференции «Открытый город. Образование» 27 октября.
Архсовет: Какие пути есть у выпускника архвуза на рынке трудоустройства сегодня?
Александр Томашенко: Я вижу два перспективных пути: развиваться и стремиться к своему делу, либо становиться отличными членами команд лучших архитектурных бюро. Мы с Иваном работали уже на втором курсе. А чувство творческой свободы нам привил брат Ивана Колманок, архитектор Василий Сошников. После Института Василий пригласил нас на работу в свою творческую команду.
Я считаю, начинать практиковаться нужно как можно раньше, устраиваться на стажировки, на летние практики. Полезно общаться с рабочим коллективом уже в период становления архитектурного понимания. Неверно расти в тепличных условиях, «не пачкаясь» реальной работой. Студент должен максимально глубоко участвовать в публичной архитектурной жизни. Конкурсы, выставки, воркшопы, практики и т.п. Это позволит всегда быть на острие. Это поможет двигаться в выбранном направлении и определить свое место.
Архсовет: Что нужно, чтобы создать собственное бюро? Назовите три основные вещи.
Александр Томашенко: Желание отстаивать свое решение до конца, что бы ни происходило и как бы ни хотели на него повлиять. Желание вести за собой единомышленников, проповедуя свой подход к делу. Готовность жертвовать всем ради общего дела.
Архсовет: Какими навыками должен обладать молодой руководитель? Назовите три качества
Александр Томашенко: Руководитель архитектурного бюро — это и управленец, и антикризисный менеджер, и одновременно художник. Порой такие качества сложно совмещать в одном человеке, так как это влечет за собой ограничение каких-то возможностей каждой ипостаси. Я и Иван дополняем друг друга. В нашем бюро мы «министры» внутренних и иностранных дел, пытаемся создать максимально комфортные условия для работы в команде.
Идеальная ситуация, как мне кажется, была придумана в корпорации Disney: их офис делился поэтажно на три части — «идея», «критики» и «исполнители». Когда идея рождается, она спускается к критикам, они ее анализируют, докручивают, а затем уже идея обсуждается с исполнителями. То есть, идеологи должны сохранять свободу мышления, творчества, и мы стараемся в нашем бюро этот подход культивировать.
Архсовет: Назовите приобретенные в институте навыки, которые оказались для вас очень полезными. И навыки, которым вас не научили в вузе.
Александр Томашенко: Самая основная и важная заслуга института в том, что он дает понимание дисциплины творческого процесса, алгоритм решения определенных задач, учит формулировать и показывать свои идеи — как донести до зрителя то, что есть в твоей голове.
Мы закончили его в 2009 году, и мы до сих пор все начинаем с ручной работы, с чертежной доски и карандаша
Но я отношусь к МАрхИ двояко. Форма обучения должна стремительно меняться, как меняется все в наше время. Раньше обработка информации занимала определённое время, сейчас все происходит молниеносно. Необходима многозадачность, причем в одном направлении. Этим занимается МАРШ — дает возможность своим студентам чувствовать себя в общем процессе, общаться с практикующими российскими и зарубежными архитекторами, расширяя свое видение и подход.
Мой партнер Иван Колманок преподает в МАрхИ «Проект» и говорит, что молодые таланты есть, но чтобы они раскрылись, не нужно к ним применять конвейерный обезличенный подход, необходимо создавать почву, на которой каждый из индивидов найдет возможность проявить себя и высказаться.
Архсовет: В чем плюсы, а в чем минусы работы молодого архитектора не в своем бюро?
Александр Томашенко: Архитектор — это профессия, где обучение не останавливается никогда. Когда архитектор скажет, «я знаю все», на этом этапе его развитие встало. Архитектор должен развиваться постоянно, и в основном сначала ты идешь наемником, учишься. Если есть в тебе эта жила, амбиции и силы биться за свое мнение , то ты идешь дальше — открываешь свое бюро.
Архсовет: Как сочетать роль архитектора и бизнесмена/ руководителя бюро?
Александр Томашенко: Мы с Иваном дополняем друг друга по всем вопросам. Практически все вопросы довольно остро обсуждаем. Мы взаимозаменяемы. В творческом процессе пребываем оба, дальше задача раскладывается на составляющие, и каждый работает в своей зоне ответственности.
Нам удается выдерживать баланс между творчеством и бизнесом, чтобы не страдало самое главное — реализация идеи в ее первозданном виде.
- Темы:
- образование