ENG
 
От первого лица

Адриан Гезе: нужно создавать больше пространств для детей, зелени и пешеходов

17 Октября 2017

Голландский архитектор, основатель бюро West 8, которое уже 30 лет специализируется на проектах парковых зон, Адриан Гёзе примет участие в Санкт-Петербургском культурном форуме

Гёзе расскажет о личном опыте проектирования в рамках сессии «Общественные функции как драйвер развития городских территорий. Новые общественные пространства: Зарядье, Лужники, Новая Голландия, региональные проекты и международный опыт», которая пройдет во второй день секции «Креативная среда и урбанистика» на VI Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге.

В числе проектов West 8 – парк Говернорс-Айленд в Нью-Йорке и благоустройство набережной в Мадриде. В России бюро реализовало проект реставрации Новой Голландии в Санкт-Петербурге, а также разработало проект реконструкции Тверской улицы. 

Адриан, мой первый вопрос – о сохранении культурной идентичности. Вы работаете в разных странах мира, актуальна ли вообще тема национальной специфики в настоящее время?

Мы видим, что коммерческие интересы и медиа-ресурсы стремятся навязать нам, я имею виду не только профессионалов, а вообще жителей городов, определенные глобальные стандарты. Но наше бюро пытается избежать их в своей работе. Я уверен, что можно добиться гораздо более интересного результата используя национальный, культурный контекст, и это касается не только центра любого города, но и окраин. 

А можете рассказать в чем конкретно отличие, например, ваших проектов, созданных для разных городов?

Хороший вопрос. В Мадриде выбор проекта нам диктовал климат, мы старались создать как можно больше тени, выбрать такие деревья и спроектировать такую сетку высадки, чтобы получился настоящий тенистый лес. В Нью-Йорке площадку отличало обилие видовых точек – на центр города, на Бруклинский мост и на реку. Поэтому мы активно использовали возможности этого водного пространства. В Санкт-Петербурге мы работали в тесном сотрудничестве с представителями Департамента культуры/охраны памятников, потому что Санкт-Петербург – это город с ярко выраженным багажом культурно-исторического наследия и его специфику нужно было учитывать. И общественное мнение там очень сильно. Я считаю, что всегда, когда работаешь над созданием общественных пространств нужно принимать во внимание общественную повестку, общественный контекст. И эта дискуссия с местным обществом и ложившейся эстетикой имеет огромное значение. 

Вы работали и в Москве, и в Санкт-Петербурге – в чем отличие ваших проектов и отличия этих двух городов?

Это два совершенно разных города. Санкт-Петербург – очень романтичный город, с глубокими корнями, люди, которые здесь живут, очень им гордятся. А Москва более космополитична, более энергична.

Если говорить о специфике наших проектов, то в Санкт-Петербурге главным функциональным назначением объекта было создание паркового пространства, куда люди приезжают в выходные, где всегда проходят какие-то активности – спортивные соревнования, фестивали. И в этом была специфика задачи. В Москве  мы работали, совместно со КБ Strelka над площадью Белорусского вокзала – принципиально другим проектом, над очень интенсивно используемым пространством, то есть он был на 100% про функциональность, максимальное использование площади, безопасность, хорошую навигацию. Так что эти проекты даже нельзя сравнивать.

Вы участвовали в создании проекта благоустройства Тверской улицы в Москве. Как вы оцениваете результат?

Это очень здорово, и мы видим, что на Тверской уже открылись новые рестораны, бары, магазины, люди сидят за столиками на улице, их вообще стало больше.  И деревья уже являются заметным элементом дизайна, хотя высажены они не так давно. И если раньше это было достаточно агрессивное пространство, где доминировал автомобильный трафик, то теперь она больше улыбается, в том числе благодаря деревьям.   

В России много говорят о деталях, цвете гранита, бордюрных камнях, но в качестве отправной точки я горжусь результатом, и мне очень интересно посмотреть, как это будет выглядеть дальше. Тверская к тому же очень красивая улица, у нее удивительное расположение, она выходит прямо на Кремль. Я думаю, что она должна стать одним из главных прогулочных маршрутов Москвы, как Елисейские поля в Париже.

Если говорить о Москве в целом, какие общественные пространства ей нужны и какие основные задачи нужно решить?

Это скорее политический вопрос, и я не знаю на него точного ответа, но я могу сказать, что Москва – огромный город, возможно самый большой в Европе, и, конечно, траффик и сопутствующие ему явления оказывают огромное негативное влияние на Москву. Загрязнённый воздух, шум, опасность – все это побочные эффекты транспортного доминирования. И я уверен, чтоМоскве нужно больше пространства для пешеходов. 

Тротуары, пешеходные зоны должны быть зелеными, приятными, безопасными. Очевидно, что мы не можем отказаться от автомобилей, но городу предстоит найти баланс между пешеходами и машинами. Я думаю, это самое главное. И больше зелени. Деревья украшают город, но они не только декорации, они оказывают значительное влияние на микроклимат: очищают воздух, дают тень летом и защищают от ветра зимой. Я говорю сейчас о центре, а вообще Москва, конечно, гораздо шире, чем центр. 

А что тогда нужно спальным районам?

 В Москве они очень зеленые. Я не уверен, что у них есть собственный стиль, но жители Москвы очень активно пользуются всеми доступными общественными, парковыми пространствами, они гуляют с детьми, они проводят там время. Но и здесь автомобили преобладают в городской ткани. Так что, я думаю, совет тот же самый – нужно искать баланс. 

Мировые тренды формирования общественных пространств как-то пересекаются с тем, что вы видите в России?

 Да, вы знаете, формирование правильного соотношения между пешеходами, автомобилистами и велосипедистами, о котором я только что говорил – это международный тренд, и эта проблема официально признана многими странами. Большинство наших городов проектировалось в 50-60 гг. XX века, и сейчас нам нужно работать с этим наследием, создавая больше пространств для детей, зелени, пешеходов. Что, кстати, окажет положительное влияние на стоимость недвижимости и на бизнес, потому что красивые, безопасные, зеленые пространства с чистым воздухом гораздо привлекательнее для людей, они хотят там жить, они хотят гулять, а значит делать покупки, обедать, пить кофе – от этого выигрывают все.

Понимая это, по всему миру городские власти и общество стали уделять больше внимания формированию общественных пространств. Даже Лос-Анжелес, город автомобилей, сегоднясфокусировался на решении этой задачи. Но, я думаю, что главная тенденция, влияющая на развитие городского пространства и формирование парков – это изменение климата. Мы видим, как температура меняется по всему миру. И, например, в городах Италии, в том числе в Риме с этим связано огромное количество проблем – нехватка воды, температура выше 40 градусов… Поэтому мы должны проектировать, учитывая эти условия, создавать естественные преграды жаре – сажать больше деревьев, создавать большие зеленые зоны – парки, скверы. Я думаю, это один из основных трендов. 


Изображения: MosDay.ru


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.