ENG
 
Хроники конкурсов

Реконструкция бассейна «Лужники»: кольца, кристаллы, мох и чешуя

03 Июня 2014

Наконец-то обнародованы проекты участников второго этапа национального конкурса на реконструкцию бассейна в Лужниках. Портал Архсовета Москвы рассмотрел эти проекты с пристрастием и проанализировал, куда и зачем плывет современная архитектура.

Бассейн в Лужниках

«Было – стало» в цифрах

Бассейн «Лужники» был построен в 1956 г., в комплексе c Центральным стадионом. На сегодняшний день он, по своим техническим характеристикам, уже не отвечает требованиям международных спортивных федераций и нуждается в серьезной модернизации. Реконструкции подлежит не только само здание бассейна, но и весь земельный участок площадью 3,48 га, на котором он расположен.

Чтобы было понятно, речь идет о территории, более чем в полтора раза превышающей по размерам Центр современного искусства «Винзавод».

Задание конкурса предусматривало создание вокруг бассейна пешеходной зоны шириной 20 м, аванплощади перед главным входом размером 1000 кв. м и пешеходной аллеи шириной 45 м, ведущей к станции метро «Воробьевы горы».

На настоящий момент общая площадь здания бассейна составляет 26 000 кв. м. По окончании запланированных работ она должна быть существенно увеличена – до 42 000 кв. м в целом (мы здесь приводим не директивные, а максимально допустимые цифры) и до 32 000 кв. м в надземной части (при ее планируемой общей высоте 26 м). По замыслу дирекции «Лужников» подлежала увеличению и общая площадь зеркала воды в бассейне – с 2000 кв. м  до 6000 кв. м.  

Бассейн в Лужниках

«Было – стало»: стилистический аспект

Некоторые элементы композиции здания бассейна признаны исторически ценными, поэтому северные и южные стены с колоннадами, а также северо-восточную стену с барельефами нужно было сохранить.

Если говорить в целом, то общее архитектурное решение реконструируемого комплекса должно обеспечить гармоничное единство старых и новых его частей, как, впрочем, и всего ансамбля спортивных сооружений в Лужниках.

В то же время в проектном задании особо оговаривалась необходимость использования современных высококачественных материалов и конструкций. Авторам предписывалось предусмотреть возможность перекрытия основной, спортивно-оздоровительной, зоны бассейна мобильной светопрозрачной кровлей.

Бассейн в Лужниках

Только наши!

Конкурс – национальный, не международный. Поэтому право на участие в нем получили российские проектные структуры и представительства иностранных компаний, а также возглавляемые отечественными архитектурными бюро консорциумы с участием зарубежных фирм. В состав конкурсного жюри под председательством Владимира Плоткина (ТПО «Резерв») вошли главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, руководитель Москомнаследия Александр Кибовский, главный архитектор НИиПИ Генплана Андрей Гнездилов, а также известные московские архитекторы Дмитрий Бархин, Николай Ляшенко, Сергей Чобан и Николай Шумаков, партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов и по три представителя от заказчика и организатора.

Открытый отбор финалистов конкурса осуществлялся на основе представленных эскизных проектов и анализа портфолио участников. Его итоги были подведены 25 января.

Из 19 проектных предложений от 43 зарегистрированных участников жюри выбрало 6 концепций, заслуживающих детализации в ходе второго этапа конкурса. По его завершении – 29 апреля –жюри подвело окончательные итоги, и 2 июня проекты общественности представили все шесть проектов, включая трех финалистов: UNK project (первое место), консорциума ПИ «Арена» + LANIK (второе) и «А-Б Студии» (третье место рейтинга), «Арх груп», «Архитектурной группы ДНК» и «Архитектурного бюро Асадова».

Реконструкция бассейна в Лужниках, проект Arch group

«Драконья чешуя»

Главная отличительная особенность проекта, представленного студией «Арх груп», – экспрессивная синяя криволинейная кровля, особо выразительная по контрасту с обликом соседствующей Главной спортивной арены Лужников. Кровля напоминает волнистую гладь моря с коралловым рифом и рассчитана на зрительское восприятие издалека, с Воробьевых гор, Комсомольского проспекта и метромоста.

С близкого расстояния ее рельефные очертания, по замыслу авторов, уподоблены чешуе сказочного морского дракона. В то же время с трех сторон они почти не видны: архитекторы сохранили старые стены всех фасадов, кроме юго-восточного, и заполнили пространство между ними прямоугольным стеклянным объемом. Этот объем задуман как нейтральный фон и для «футуристической» кровли, и для исторических структурно-декоративных элементов.

Реконструкция бассейна в Лужниках, проект Arch group

Тем более впечатляющ главный фасад, обращенный к автомобильной трассе и станции метро: его композиция дополнена боковым медиа-экраном.

Территория озеленена, деревья предполагается высадить и внутри здания. В кровле устроено три открывающихся остекленных проема, секции фасадов стеклянного объема тоже раздвигаются. Обозреваемый уже с улицы аквапарк в интерьере – это замысловатое пространство с горками, пляжем, островами, «рекой», водопадом и аквариумом с рыбами и водорослями.

«Перевернутая чаша»

Реконструкция бассейна в Лужниках, проект DNK

Бюро «Архитектурная группа ДНК» выбрало другую точку зрения, выстраивая зрительный образ нового водно-спортивного центра, ориентируясь, в первую очередь, на то, как он будет выглядеть со смотровой площадки на Воробьевых горах. Крупномасштабный симметричный светлый объем визуально перекликается с Большой ареной  и стадионом, построенным к Олимпиаде-80,  и, как ни странно, композиционно даже связывает эти два внешне очень разные сооружения.

Получившееся в итоге здание – несколько излишне монументальное – сродни среднеазиатским музеям позднесоветского времени.

Реконструкция бассейна в Лужниках, проект DNK

Оболочка огромной «перевернутой чаши», окруженной историческими фасадами, сформирована несущей решетчатой стальной конструкцией, а края консольно нависают над выступающим из-под них крытым общественным пространством фойе. Значительная часть облицовывающих «чашу» панелей (15%)  запроектирована прозрачными. Некоторая тяжеловесность здания подчеркивается внушительной толщиной оболочки (1,8 м) и облицовки  (1,5 м), однако по контрасту ночная подсветка комплекса создает эффект легкости и залитости «морем огней».

Реконструкция бассейна в Лужниках, проект DNK

Композиционными акцентами интерьера должны стать разновысотные пространства аквапарка и главного плавательного бассейна, перекрытые светопрозрачными фонарями. Кровля над ними, как и в предыдущем проекте, может раздвигаться.

Мох на фасадах и спа на крыше

Реконструкция бассейна в Лужниках, проект мастерской Асадова

Авторы концепции «Архитектурного бюро Асадова» описывают свой проект следующим образом: «в существующий классический периптер вставляется вытянутый параллелепипед-«пенал» с новыми функциями. Строгая геометрия классической архитектуры дополняется неровной поверхностью нового объема, состоящего словно из пластов земли и прорезанного щелями оконных проемов.

Специальная пропитка фасада формирует питательную среду для мхов и лишайников, постепенно покрывающих «пенал» зеленым ковром.

Реконструкция бассейна в Лужниках, проект мастерской Асадова

На крыше «пенала» расположена эко-спа-зона, словно «затерянный мир» в центре Москвы. В срединной части кровли, отрезанной от краев гладью воды, среди живописной растительности размещены различные ванные с термальными водами и джакузи. Внутреннее пространство продолжает тему «затерянного мира» – с влаголюбивой растительностью и всевозможными водными развлечениями».

По замыслу Андрея Асадова и его коллег, наиболее эффектный ракурс для обзора реконструированного комплекса должен открываться со стороны Большой арены: в северо-западной части здания запроектирована открытая терраса для летних концертов, располагающаяся под крупным консольным выносом зеленого параллелепипеда.

Реконструкция бассейна в Лужниках, проект мастерской Асадова

Интересный «плюс»  этого проекта – создание подчеркнуто благоприятного фона для зрительского восприятия сохраняемых исторических фасадов. При взгляде снизу, новые элементы композиции безоговорочно подчинены старым стенам и колоннадам, но при панорамном обзоре  с дальних точек в глаза бросается невиданное ранее в Москве искусственное озеро с озелененными островами на крыше.

«Медиа-бассейн»

Реконструкция бассейна в Лужниках, проект

Концепция, получившая по рейтингу жюри третье место, названа авторами «Медиа-бассейном». Как сказано в пояснительной записке к проекту, объем здания решено превратить в подобие огромной белой светящейся скульптуры с максимально прозрачными вырезами панорамного остекления. Фасады и стены интерьера будут выглядеть как калейдоскоп экранов, расположенных и вертикально, и под углом к земле. И на каждый будет проецироваться световая графика самого различного формата!

Несмотря на элементы сдержанной «деконструкции», новый объем в основе своей строго прямоуголен. Монументально возвышаясь над  стенами 1956 года, он издали напоминает качественные образцы советской архитектуры 60-х, особенно со стороны главного фасада, обращенного к Большой арене.

Реконструкция бассейна в Лужниках, проект

Широкий консольный навес над открытой частью бассейна и трибунами в форме прямоугольной плиты с поперечными рядами небольших круглых светильников вызывает ассоциации с кинотеатром «Россия» и Кремлевским дворцом съездов. Авторы как бы восстанавливают выпавшее звено исторической преемственности.

В то же время, обилие световых эффектов, включая задуманную архитекторами регулярную смену колористики ночного освещения,  делает предложенный «А-Б студией» вариант преображения водно-спортивного комплекса в Лужниках подчеркнуто современным.

«Ажурный дворец»

Реконструкция бассейна в Лужниках, проект

Проект консорциума «Арена»+«Ланик» тоже предусматривает традиционно-прямоугольную базовую основуконфигурации встраиваемого в старые стены основного объема. Впрочем, и в этом случае очень существенны детали. Как сказано в пояснительной записке, «упругие масштабные прогибы прозрачных стеклянных плоскостей фасада дополнены «мерцающей», зыбкой структурой наружной поверхности, образованной слоем полупрозрачных вьющихся ламелей, что придает облику здания текучесть и указывает на его связанность с водной стихией».

Спирально закрученные ламели из перфорированного металла закрывают и крышу вместе с установленными на ней элементами технической инфраструктуры.

Реконструкция бассейна в Лужниках, проект

Главный вход – в данном случае со стороны дороги к станции метро «Воробьевы горы» – акцентирован ассиметричной плавной дугой во всю ширину фасада. Здание явно вписывается в типологический ряд ажурных «дворцов» общественного назначения, особенно тех из них, которые, начиная с XIX века, регулярно строятся для всемирных выставок.

В интерьере очень отчетливы мотивы «кристалличности», напоминающие о льде и снеге.

Освещение здания – согласно техническому заданию – запроектировано многовариантным: обычно ровное и равномерное, оно может резко меняться. Особая роль в выполнении световых сценариев отводится цветодинамическим светильникам, интегрированным в мощение площади для подсветки фонтанов.

«Окольцованный эпохой»

Реконструкция бассейна в Лужниках, проект UNK Project

Победивший на конкурсе проект бюро UNК Project во главе с Юлием Борисовым резко отличается от всех остальных работ участников второго этапа. Прежде всего – программным намерением авторов отказаться от всякой стилистической контрастности между архитектурным решением исторических элементов здания и экстерьера вновь создаваемой части.

Сохраняемые стены интегрируются в один из двух ярусно выступающих один над другим прямоугольных объемов, при этом часть барельефов переносится в интерьер нижнего яруса.

Верхний ярус и сердцевина нижнего представляют собой единый объем с орнаментом из сопрягающихся колец, акцентирующим остекленные фасады.

Реконструкция бассейна в Лужниках, проект UNK Project

Венчающая часть здания дополнительно декорирована крупными барельефами, идентичными по стилистике более мелким аутентичным скульптурным композициям 1950-х годов. Как подчеркивают архитекторы, это решение заимствовано из арсенала выразительных средств, применявшихся в свое время создателями первоначального проекта бассейна Лужников.

Мотив колец, связанный с исторической памятью об Олимпиаде-1980, в канун которой водно-спортивный комплекс перестраивался первый раз, подхватывается и в декоре интерьера. В отделке больших плоскостей использованы мозаичные панно, выполненные по мотивам известных работ Александра Дейнеки.

Малые архитектурные формы площади вокруг здания также предполагается выполнить в духе стилизации под советский уличный дизайн середины XX века.

Реконструкция бассейна в Лужниках, проект UNK Project

Справка

Открытый национальный конкурс на разработку архитектурной концепции объемно-пространственного решения бассейна «Лужники», проведенный при поддержке Москомархитектуры, был объявлен полгода назад, в конце декабря 2013 г. Заказчиком конкурса выступило ОАО «Олимпийский комплекс «Лужники», функции организатора взяла на себя строительная компания Codest International, а консультанта – Центр коммуникационных технологий «Агломерация». Он же, по договору с заказчиком, подготовил все необходимые предварительные документы, включая материалы для заседаний жюри.

Подробнее о конкурсе


Изображения: предоставлены авторами проектов


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.