Реконструкция бассейна «Лужники»: кольца, кристаллы, мох и чешуя
Наконец-то обнародованы проекты участников второго этапа национального конкурса на реконструкцию бассейна в Лужниках. Портал Архсовета Москвы рассмотрел эти проекты с пристрастием и проанализировал, куда и зачем плывет современная архитектура.
«Было – стало» в цифрах
Бассейн «Лужники» был построен в 1956 г., в комплексе c Центральным стадионом. На сегодняшний день он, по своим техническим характеристикам, уже не отвечает требованиям международных спортивных федераций и нуждается в серьезной модернизации. Реконструкции подлежит не только само здание бассейна, но и весь земельный участок площадью 3,48 га, на котором он расположен.
Чтобы было понятно, речь идет о территории, более чем в полтора раза превышающей по размерам Центр современного искусства «Винзавод».
Задание конкурса предусматривало создание вокруг бассейна пешеходной зоны шириной 20 м, аванплощади перед главным входом размером 1000 кв. м и пешеходной аллеи шириной 45 м, ведущей к станции метро «Воробьевы горы».
На настоящий момент общая площадь здания бассейна составляет 26 000 кв. м. По окончании запланированных работ она должна быть существенно увеличена – до 42 000 кв. м в целом (мы здесь приводим не директивные, а максимально допустимые цифры) и до 32 000 кв. м в надземной части (при ее планируемой общей высоте 26 м). По замыслу дирекции «Лужников» подлежала увеличению и общая площадь зеркала воды в бассейне – с 2000 кв. м до 6000 кв. м.
«Было – стало»: стилистический аспект
Некоторые элементы композиции здания бассейна признаны исторически ценными, поэтому северные и южные стены с колоннадами, а также северо-восточную стену с барельефами нужно было сохранить.
Если говорить в целом, то общее архитектурное решение реконструируемого комплекса должно обеспечить гармоничное единство старых и новых его частей, как, впрочем, и всего ансамбля спортивных сооружений в Лужниках.
В то же время в проектном задании особо оговаривалась необходимость использования современных высококачественных материалов и конструкций. Авторам предписывалось предусмотреть возможность перекрытия основной, спортивно-оздоровительной, зоны бассейна мобильной светопрозрачной кровлей.
Только наши!
Конкурс – национальный, не международный. Поэтому право на участие в нем получили российские проектные структуры и представительства иностранных компаний, а также возглавляемые отечественными архитектурными бюро консорциумы с участием зарубежных фирм. В состав конкурсного жюри под председательством Владимира Плоткина (ТПО «Резерв») вошли главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, руководитель Москомнаследия Александр Кибовский, главный архитектор НИиПИ Генплана Андрей Гнездилов, а также известные московские архитекторы Дмитрий Бархин, Николай Ляшенко, Сергей Чобан и Николай Шумаков, партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов и по три представителя от заказчика и организатора.
Открытый отбор финалистов конкурса осуществлялся на основе представленных эскизных проектов и анализа портфолио участников. Его итоги были подведены 25 января.
Из 19 проектных предложений от 43 зарегистрированных участников жюри выбрало 6 концепций, заслуживающих детализации в ходе второго этапа конкурса. По его завершении – 29 апреля –жюри подвело окончательные итоги, и 2 июня проекты общественности представили все шесть проектов, включая трех финалистов: UNK project (первое место), консорциума ПИ «Арена» + LANIK (второе) и «А-Б Студии» (третье место рейтинга), «Арх груп», «Архитектурной группы ДНК» и «Архитектурного бюро Асадова».
«Драконья чешуя»
Главная отличительная особенность проекта, представленного студией «Арх груп», – экспрессивная синяя криволинейная кровля, особо выразительная по контрасту с обликом соседствующей Главной спортивной арены Лужников. Кровля напоминает волнистую гладь моря с коралловым рифом и рассчитана на зрительское восприятие издалека, с Воробьевых гор, Комсомольского проспекта и метромоста.
С близкого расстояния ее рельефные очертания, по замыслу авторов, уподоблены чешуе сказочного морского дракона. В то же время с трех сторон они почти не видны: архитекторы сохранили старые стены всех фасадов, кроме юго-восточного, и заполнили пространство между ними прямоугольным стеклянным объемом. Этот объем задуман как нейтральный фон и для «футуристической» кровли, и для исторических структурно-декоративных элементов.
Тем более впечатляющ главный фасад, обращенный к автомобильной трассе и станции метро: его композиция дополнена боковым медиа-экраном.
Территория озеленена, деревья предполагается высадить и внутри здания. В кровле устроено три открывающихся остекленных проема, секции фасадов стеклянного объема тоже раздвигаются. Обозреваемый уже с улицы аквапарк в интерьере – это замысловатое пространство с горками, пляжем, островами, «рекой», водопадом и аквариумом с рыбами и водорослями.
«Перевернутая чаша»
Бюро «Архитектурная группа ДНК» выбрало другую точку зрения, выстраивая зрительный образ нового водно-спортивного центра, ориентируясь, в первую очередь, на то, как он будет выглядеть со смотровой площадки на Воробьевых горах. Крупномасштабный симметричный светлый объем визуально перекликается с Большой ареной и стадионом, построенным к Олимпиаде-80, и, как ни странно, композиционно даже связывает эти два внешне очень разные сооружения.
Получившееся в итоге здание – несколько излишне монументальное – сродни среднеазиатским музеям позднесоветского времени.
Оболочка огромной «перевернутой чаши», окруженной историческими фасадами, сформирована несущей решетчатой стальной конструкцией, а края консольно нависают над выступающим из-под них крытым общественным пространством фойе. Значительная часть облицовывающих «чашу» панелей (15%) запроектирована прозрачными. Некоторая тяжеловесность здания подчеркивается внушительной толщиной оболочки (1,8 м) и облицовки (1,5 м), однако по контрасту ночная подсветка комплекса создает эффект легкости и залитости «морем огней».
Композиционными акцентами интерьера должны стать разновысотные пространства аквапарка и главного плавательного бассейна, перекрытые светопрозрачными фонарями. Кровля над ними, как и в предыдущем проекте, может раздвигаться.
Мох на фасадах и спа на крыше
Авторы концепции «Архитектурного бюро Асадова» описывают свой проект следующим образом: «в существующий классический периптер вставляется вытянутый параллелепипед-«пенал» с новыми функциями. Строгая геометрия классической архитектуры дополняется неровной поверхностью нового объема, состоящего словно из пластов земли и прорезанного щелями оконных проемов.
Специальная пропитка фасада формирует питательную среду для мхов и лишайников, постепенно покрывающих «пенал» зеленым ковром.
На крыше «пенала» расположена эко-спа-зона, словно «затерянный мир» в центре Москвы. В срединной части кровли, отрезанной от краев гладью воды, среди живописной растительности размещены различные ванные с термальными водами и джакузи. Внутреннее пространство продолжает тему «затерянного мира» – с влаголюбивой растительностью и всевозможными водными развлечениями».
По замыслу Андрея Асадова и его коллег, наиболее эффектный ракурс для обзора реконструированного комплекса должен открываться со стороны Большой арены: в северо-западной части здания запроектирована открытая терраса для летних концертов, располагающаяся под крупным консольным выносом зеленого параллелепипеда.
Интересный «плюс» этого проекта – создание подчеркнуто благоприятного фона для зрительского восприятия сохраняемых исторических фасадов. При взгляде снизу, новые элементы композиции безоговорочно подчинены старым стенам и колоннадам, но при панорамном обзоре с дальних точек в глаза бросается невиданное ранее в Москве искусственное озеро с озелененными островами на крыше.
«Медиа-бассейн»
Концепция, получившая по рейтингу жюри третье место, названа авторами «Медиа-бассейном». Как сказано в пояснительной записке к проекту, объем здания решено превратить в подобие огромной белой светящейся скульптуры с максимально прозрачными вырезами панорамного остекления. Фасады и стены интерьера будут выглядеть как калейдоскоп экранов, расположенных и вертикально, и под углом к земле. И на каждый будет проецироваться световая графика самого различного формата!
Несмотря на элементы сдержанной «деконструкции», новый объем в основе своей строго прямоуголен. Монументально возвышаясь над стенами 1956 года, он издали напоминает качественные образцы советской архитектуры 60-х, особенно со стороны главного фасада, обращенного к Большой арене.
Широкий консольный навес над открытой частью бассейна и трибунами в форме прямоугольной плиты с поперечными рядами небольших круглых светильников вызывает ассоциации с кинотеатром «Россия» и Кремлевским дворцом съездов. Авторы как бы восстанавливают выпавшее звено исторической преемственности.
В то же время, обилие световых эффектов, включая задуманную архитекторами регулярную смену колористики ночного освещения, делает предложенный «А-Б студией» вариант преображения водно-спортивного комплекса в Лужниках подчеркнуто современным.
«Ажурный дворец»
Проект консорциума «Арена»+«Ланик» тоже предусматривает традиционно-прямоугольную базовую основуконфигурации встраиваемого в старые стены основного объема. Впрочем, и в этом случае очень существенны детали. Как сказано в пояснительной записке, «упругие масштабные прогибы прозрачных стеклянных плоскостей фасада дополнены «мерцающей», зыбкой структурой наружной поверхности, образованной слоем полупрозрачных вьющихся ламелей, что придает облику здания текучесть и указывает на его связанность с водной стихией».
Спирально закрученные ламели из перфорированного металла закрывают и крышу вместе с установленными на ней элементами технической инфраструктуры.
Главный вход – в данном случае со стороны дороги к станции метро «Воробьевы горы» – акцентирован ассиметричной плавной дугой во всю ширину фасада. Здание явно вписывается в типологический ряд ажурных «дворцов» общественного назначения, особенно тех из них, которые, начиная с XIX века, регулярно строятся для всемирных выставок.
В интерьере очень отчетливы мотивы «кристалличности», напоминающие о льде и снеге.
Освещение здания – согласно техническому заданию – запроектировано многовариантным: обычно ровное и равномерное, оно может резко меняться. Особая роль в выполнении световых сценариев отводится цветодинамическим светильникам, интегрированным в мощение площади для подсветки фонтанов.
«Окольцованный эпохой»
Победивший на конкурсе проект бюро UNК Project во главе с Юлием Борисовым резко отличается от всех остальных работ участников второго этапа. Прежде всего – программным намерением авторов отказаться от всякой стилистической контрастности между архитектурным решением исторических элементов здания и экстерьера вновь создаваемой части.
Сохраняемые стены интегрируются в один из двух ярусно выступающих один над другим прямоугольных объемов, при этом часть барельефов переносится в интерьер нижнего яруса.
Верхний ярус и сердцевина нижнего представляют собой единый объем с орнаментом из сопрягающихся колец, акцентирующим остекленные фасады.
Венчающая часть здания дополнительно декорирована крупными барельефами, идентичными по стилистике более мелким аутентичным скульптурным композициям 1950-х годов. Как подчеркивают архитекторы, это решение заимствовано из арсенала выразительных средств, применявшихся в свое время создателями первоначального проекта бассейна Лужников.
Мотив колец, связанный с исторической памятью об Олимпиаде-1980, в канун которой водно-спортивный комплекс перестраивался первый раз, подхватывается и в декоре интерьера. В отделке больших плоскостей использованы мозаичные панно, выполненные по мотивам известных работ Александра Дейнеки.
Малые архитектурные формы площади вокруг здания также предполагается выполнить в духе стилизации под советский уличный дизайн середины XX века.
Справка
Открытый национальный конкурс на разработку архитектурной концепции объемно-пространственного решения бассейна «Лужники», проведенный при поддержке Москомархитектуры, был объявлен полгода назад, в конце декабря 2013 г. Заказчиком конкурса выступило ОАО «Олимпийский комплекс «Лужники», функции организатора взяла на себя строительная компания Codest International, а консультанта – Центр коммуникационных технологий «Агломерация». Он же, по договору с заказчиком, подготовил все необходимые предварительные документы, включая материалы для заседаний жюри.
- Темы:
- Сергей Кузнецов |
- конкурсы |
- спортивные сооружения |
- Лужники |
- Александр Кибовский |
- Андрей Гнездилов |
- Сергей Чобан