Подведены итоги конкурса на дизайн станций «Проспект Маршала Жукова» и «Кленовый бульвар 2»
Определены победители международного открытого конкурса на дизайн двух новых станций столичного метрополитена. Для «Проспекта Маршала Жукова» выбрана концепция московского бюро ASADOV, для станции «Кленовый бульвар 2» — проект консорциума с участием мировых звезд Zaha Hadid Architects Ltd. Они обе станут пересадочными на Большое кольцо метро (БКЛ). Отдельно жюри отметило креативный вариант от команды Nowadays/Architects of Invention.
Победители конкурса получают право на заключение контракта на разработку буклета станции для получения «Свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства» и авторское сопровождение проектных и строительных работ по реализации конкурсного предложения.
«Мы провели уже пять конкурсов на дизайн станций, и каждый раз получаем максимально интересные результаты. Для архитектуры московского метрополитена это знаковые вещи, которые популяризируют и столичный метрополитен, и современную архитектуру Москвы в целом. Проекты победителей в этом году получились яркими, новаторскими, они доказывают, что мы движемся в правильном направлении. Не сомневаюсь, что новые станции попадут в туристические маршруты города», - отметил Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, заместитель председателя жюри.
По его словам, проекты-победители были выбраны по ряду критериев, среди которых: оригинальный и запоминающийся дизайн, соответствие контексту района и местоположению станций, соблюдение требований комфортного и безопасного передвижения для всех категорий пассажиров; экономическая целесообразность и, конечно, их реализуемость с учетом технических требований Московского метрополитена.
Концепция станции «Кленовый бульвар 2» разработана консорциумом под лидерством Zaha Hadid Architects Ltd (Лондон, Великобритания), куда также вошли A-project, Krost (Москва); ArupLighting (Великобритания, Лондон); Systematicas.l.r (Италия, Милан)
Станция мелкого заложения будет расположена в районе Нагатинский Затон, в створе Кленового бульвара на пересечении с Коломенской улицей. Помимо очевидных транспортно-логистических преимуществ для жителей района Нагатинский затон, метро обеспечит необходимую интеграцию районов Курьяново и Бирюлёво, а также удобный доступ к музею-заповеднику «Коломенское».
По мнению авторов, станция метро нового поколения должна быть элегантной, легкой, современной, без излишеств и с четкой навигацией для удобства пользователей, в которой присутствуют чистые линии, прозрачность и интуитивно понятное визуальное руководство для пользователей.
«Мы рассматриваем эту станцию в качестве современного дополнения к сети Московского метрополитена. То, что «Кленовый бульвар 2» расположен на периферии, дает уникальную возможность предложить что-то новое, столь же радикальное, какими являются станции старого стиля, то, что станет маяком для станций будущего. Это новое поколение проектных решений разработано для того, чтобы сделать транспорт комфортным, приятным и безопасным. Современное программное обеспечение позволяет воздействовать на чувства пользователя, предоставляя ему необходимую, хорошо организованную информацию.
Одним из составляющих элементов проекта является освещение, которое необходимо разработать таким образом, чтобы обогатить окружающую среду и привнести столь необходимое чувство ориентации и простоту в навигации по самой станции. С изменением освещения пользователям поступает информация о предстоящем прибытии поездов, что позволяет им подготовиться к посадке, в то время как динамическая система световых температур дает руководство на уровне интуиции и восприятия», - говорят архитекторы.
Темой светового дизайна станции «Кленовый бульвар 2» является «Будущее». Архитекторам удалось создать запоминающийся образ, придумав схему освещения пространства без видимых источников света, и при этом организовать очень эргономичную среду.
Наземный вестибюль задуман как полностью прозрачная конструкция. Так пассажиры будут чувствовать себя в безопасности, а достаточное естественное освещение позволит экономить электроэнергию. Посетители смогут наблюдать контраст в освещении, перемещаясь от яркого дневного светы улицы – к затемненному вестибюлю, где электрический свет создаст эффект погружения. Проем в потолочной части освещает лестницу и нижний уровень коридора, ведущего в билетный зал. А ночью мягкий свет, исходящий от двух основных доминант – фирменного логотипа Московского метрополитена и эскалатора, сразу привлечет внимание. При строительстве будет использоваться бежевый и темно-серый известняк, а также серый гранит и элементы из нержавеющей стали. По периметру павильона как внутри, так и снаружи установят лавочки для отдыха.
Проект также отличает продуманная навигация. Попадая в кассовый зал, пассажиры сразу же получают четкое и общее представление о пространстве, расположении турникетов, контрольных точек, билетных касс, службы помощи и поддержки, а также лифтов. Общее освещение зала и зоны турникетов обеспечит изогнутый светодиодный светильник, встроенный в потолок. Данная световая система будет включать в себя стеклянный рассеиватель, технология производства которого используется производителями ветровых стекол для автомобилей. Это позволит следовать сложной архитектурной геометрии и соответствовать требуемым нормам пожарной безопасности, технического обслуживания и долговечности. В качестве напольного покрытия решено использовать темно-серый полированный гранит, а облицовку стен и потолков выполнить из стекло-фибробетона. При этом панели на стенах будут иметь линии, которые послужат и указателями, и придадут пространству движение. А на потолке такую же задачу будут выполнять светодиодные лампы.
Платформенную часть украсят колонны, спроектированные в виде «стрелок», чтобы подчеркнуть направленность движения в пространстве. «Такие «стрелки» является как частью колонны, так и частью световых линий, украшающих потолок и пол, обеспечивая как функциональное освещение по мере необходимости, так и визуальное обозначение краев платформы и направленности движения по ней. Все обозначения в пространстве тщательно организованы, чтобы обеспечить краткосрочную и долгосрочную визуальную информацию простым и минималистичным способом», - отметили авторы концепции.
Каждая колонна будет слегка отличаться по форме и представлять собой легкую стальную конструкцию, на которой закрепят предварительно изготовленные облицовочные панели из серого или бежевого известняка. Это позволит заранее запроектировать и заложить внутрь колонн инженерные сети для освещения и вентиляции. На пол положат темно-серый полированный гранит, со встроенным герметичным освещением, которое буквально «путешествует» по полу, стене и потолку.
Концепция станции «Проспект Маршала Жукова» разработана московским бюро ASADOV
Это пересадочная станция глубокого заложения, соединяющая две линий метро — Большую кольцевую линию и Рублёво-Архангельский радиус. Станция будет расположена на пересечении с проспектом Маршала Жукова. Ей будет отведена роль ключевого транзитного пункта для жителей района Хорошёво-Мнёвники.
Орден Великой Отечественной войны – одна из самых почитаемых наград страны, служит прообразом архитектурного решения станции. Красная звезда, белое обрамление и золотые лучи сплелись воедино, превратившись в обелиски славы. В парадном строю застыли воины-победители. Темные боковые стены, олицетворяя трагизм войны, зрительно раздвигают пространство.
«Большую роль в архитектуре станции играет свет. Общее освещение создается отраженным светом, источники которого спрятаны за боковыми продольными карнизами и основаниями звезд – капителями колонн. Тонкие лучи золотого света создают геометрический световой орнамент на потолке. Особую торжественность интерьеру придает рубиновый свет стеклянных участков колонн. Входные павильоны в виде красных клиньев четко маркируют зоны входов на станцию и, вместе с тем, несут символическую составляющую, перекликаясь со стрелками военных карт», - комментируют авторы проекта.
Наземные вестибюли станции будут представлять собой прямоугольные остекленные призмы со встроенными объемами в виде повернутой пирамиды красного цвета, опирающейся на три точки. Они ассоциативно отсылают к обозначениям наступательных операций на картах Великой Отечественной войны. Подземные переходы также имеют элементы в виде стрелок, и выполнены в едином колористическом решении с входными павильонами и платформой. Ярко-красный цвет хорошо заметен на большом расстоянии, особенно в ночное время. А расположение светильников в переходах предусмотрено таким образом, что они интуитивно направляют ко входам на платформу, при этом не перекрывая лайтбоксы навигации.
Колонны на платформе с яркими белыми и красными элементами в виде звезды эффектно выделяются на нейтральном фоне путевых стен. Опять же есть отсылка к маршальским погонам – полосы на полу и светильники на потолке в форме ромба.
Используемые отделочные материалы подобраны в соответствии с требованиями безопасности и эксплуатации, они максимально долговечны, не требуют последующей окраски/пропитки/шлифовки. Кроме того, все элементы имеют ровную поверхность без фактуры и уклонов, куда так любит забиваться мусор и пыль. Уличные павильоны изготовят из металлических конструкций и ударопрочного стекла, для облицовки колонн платформы будет использоваться огнеупорный монолитный поликарбонат, панели из натурального камня, черный керамогранит. В переходах – белый керамогранит и стеклянная мозаика красного цвета на стенах, серый гранит на полу, потолки оштукатурят.
Напомним, конкурс на станцию Рублёво-Архангельской линии Московского метрополитена «Проспект Маршала Жукова» и станцию «Кленовый бульвар2» Бирюлёвской линии, стартовавший 15 апреля 2020 года, проходил при поддержке Правительства Москвы и при участии главного архитектора столицы Сергея Кузнецова. Инициатор конкурса — АО «Мосинжпроект», единый оператор программы развития московского метрополитена. Оператор конкурса – Агентство стратегического развития «ЦЕНТР».
Для участия в конкурсе было подано 113 заявок из 12 стран, что на 50% больше количества заявок, поданных на аналогичный конкурс в 2018 году. На первом этапе компетентное жюри под председательством заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева на основе портфолио, релевантного опыта и двух эссе по каждой номинации выбрало по 5 финалистов в каждой номинации. В рамках второго этапа, который длился 1,5 месяца, 10 финалистов разрабатывали свои проекты в соответствии с техническим заданием, а затем презентовали на финальном заседании жюри:
Номинация «Кленовый бульвар 2»:
• ООО «Бюро «Крупный план» (Москва, Россия);
• Консорциум под лидерством Zaha Hadid Architects Ltd (Лондон, Великобритания), члены консорциума: A-project, Krost (Москва); Arup Lighting (Великобритания, Лондон); Systematica s.l.r (Италия, Милан);
• ООО «АБТБ» (Москва, Россия);
• ЗАО «Блэнк Архитэктс» (Москва, Россия);
• Консорциум под лидерством Buro Vozduh (Москва, Россия), члены консорциума: WPI ARC Plan GmbH (Германия, Ганновер).
Номинация «Проспект Маршала Жукова»:
• ООО «АБТБ» (Москва, Россия);
• ЗАО «Блэнк Архитэктс» (Москва, Россия);
• ООО «АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО АСАДОВА» (Москва, Россия);
• Консорциум под лидерством ООО «НОВАДЭЙС» (Москва, Россия) член консорциума: Architects of Invention (Великобритания, Лондон);
• ООО «Мастерская Архитектурных Пространств» (Москва, Россия).
Среди всех проектов, вышедших в финал конкурса, члены жюри особо отметили проект бюро Nowadays (Москва) и Architects of Invention (Великобритания, Лондон) как самый креативный и проработанный. Их концепция не имела отсылок к территориальному контексту станции «Проспект Маршала Жукова» и в итоге не победила. Однако было принято решение предложить архитекторам для работы другую станцию метро, без привязки к конкурсу.
- Темы:
- конкурсы |
- метро |
- Сергей Кузнецов