Определены победители конкурса на дизайн станций метро «Остров Мечты» и «Загорье»
Подведены итоги Международного конкурса на разработку облика двух станций Бирюлёвской линии метро. Для станции «Остров Мечты» был выбран проект ООО «ТОТЕМЕНТ/ПЭЙПЕР», а в номинации «Загорье» победил проект ООО «ЮНК интерьер».
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил: «Выбор победителей – максимально ответственное решение, поскольку от этого будет зависеть весь процесс реализации. Но сложностей бояться не надо, на моей памяти много проектов, которые казались чересчур оригинальными, но в итоге уже построены и вызывают восхищение и у профессионального сообщества, и у горожан, регулярно попадая в рейтинги топовых мест. Конкурсная практика активно поддерживается мэром Москвы и однозначно будет продолжаться. Хочу обратиться к участникам будущих конкурсов – делайте запоминающуюся выразительную архитектуру для нашего города, для нашего метрополитена, тогда у вас будут максимально высокие шансы на победу».
При отделке станции «Остров Мечты» планируется использовать металлические кассеты, алюминиевые композитные панели и полированный гранит Санарский и Цветок Урала. Черно-белые узоры, покрывающие стены и потолок платформенного зала по замыслу специалистов ООО «ТОТЕМЕНТ/ПЕЙПЕР» будут символизировать соединение двух миров – земного и подземного, связанные с образами и мифами древнего мира.
Станция «Загорье», по задумке архитекторов ООО «ЮНК интерьер», будет посвящена прогрессу российской промышленности и сырьевому богатству страны. Основным материалом, который будет использован при отделке, станет металл. Композиционным центром зала стал элемент с отверстиями, ассоциирующийся с листом прокатного металла. Маскируя опорные колонны, он разделяет станцию на два независимых пространства, что заметно облегчает навигацию.
При рассмотрении концепций члены жюри также отметило в номинации «Остров мечты» проект Архитектурной мастерской Алексея Ильина, представленный ее основателем. А в номинации «Загорье» – DDD Architects, проект был представлен главными архитекторами проектов, партнерами бюро Дарьей Семёновой, Данилой Царьковым и Дэниилом Гайдукевичем.
В конкурсе приняли участие 7 консорциумов и 56 индивидуальных участников. Большинство подавших заявку – российские участники из 11 регионов. Лидером по количеству компаний является Москва – 45, за ней следует Санкт-Петербург – 12, Нижний Новгород – две, по одной из Владивостока, Владикавказа, Волгограда, Домодедово МО, Екатеринбурга, Калуги, Ростова-на-Дону, Якутска и Ярославля. В конкурсе также примут участие компании из Ташкента, Сухума и Риги.
Организатор конкурса — Группа компаний «Мосинжпроект», которая является генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком по строительству новых линий и станций столичной подземки. Конкурс проходит при поддержке Правительства Москвы и главного архитектора Сергея Кузнецова. Оператор конкурса – Агентство стратегического развития «ЦЕНТР».
Остановимся подробнее на каждой концепции!
«Загорье»
Проектируемая станция расположена в районе Бирюлево на Липецкой улице, а Липецк, как известно, — важный центр развития черной металлургии. Поэтому в основу концепции интерьера станции легла промышленная тема. Композиционным центром зала стал элемент с отверстиями, ассоциирующийся с листом прокатного металла. Маскируя опорные колонны, он разделяет станцию на два независимых пространства, что заметно облегчает навигацию.
Интерьеры двух частей зала различны. Платформа, на которую прибывают поезда, идущие в центр города, оформлена в холодных оттенках металла. На противоположной стороне, напротив, преобладают теплые оттенки. Эти различия созданы с помощью декоративной подсветки, символизирующей раскаленное состояние металла.
Наземные павильоны над лестничными сходами унаследовали формообразование из подземной части станции. Основой образа также является металлический элемент с отверстием. Так как семь наземных павильонов находятся близко друг к другу, архитекторы намеренно ушли от повторения одинакового фасадного решения. Вместо этого появилась модульная система, на основе которой разработаны семь разных павильонов.
Благодаря единой модульной основе прочитывается принадлежность всех павильонов к единому транспортному комплексу. Этот прием облегчает навигацию и привносит композиционное разнообразие в облик района. Множество ракурсов восприятия рождает разнообразие вариантов сочетания павильонов друг с другом.
Кроме того, будучи вписанными в архитектурный контекст из жилых зданий 1970-х годов павильоны являются переосмыслением идеи модульности в панельной архитектуре. С помощью этой концептуальной стилеобразующей связи с окружающей застройкой в дневное время павильоны органично вписываются в визуальную среду района. Функциональная подсветка над лестничными сходами в вечернее время акцентирует внимание на округлых отверстиях в фасаде, благодаря чему они превращаются в главные визуальные акценты и точки притяжения.
Основной материал, использованный в отделке станции, — металл. Он не только долговечен и удобен с точки зрения эксплуатации, но и подчеркивает главную задумку архитекторов — прогресс российской промышленности и сырьевое богатство страны.
«Остров Мечты»
Если посмотреть непредвзято, Метро — вещь несколько волшебная — ты спустился под землю, и через некоторое время поднялся в другой части города. Два мира — Земной, где мы постоянно находимся и чем‐то заняты, и Подземный, где некое чудо перемещает нас, если не мгновенно, то очень быстро и необъяснимым образом — спуск свет, тьма, мелькание, и ты уже в другом месте. Каждая станция — отдельное царство. Разные по времени создания, станции перемещают нас и во времени. Когда поезд выносится из туннеля, ты встречаешь нечто новое, неожиданное, отдельное от предыдущего. Это свойство некой волшебности, понятия Земного и Подземного, связанные с образами и мифами древнего мира, стали отправной точкой в поиске образного решения.
Паттерн, состоящий из двух черно‐белых элементов, покрывающий стены и потолок платформенного зала, балансирует между ясным (кажущимся знакомым) и хаотическим, не позволяющим воображению использовать простые аналогии — основной элемент и ключ всего проекта. Найденный «ключ» превратился из плоскостного элемента в объемный и с его помощью были созданы все элементы станции — вестибюль, с его внешней и внутренней оболочками, эскалаторные ходы, и элементы — колонны, светильники и мебель.
Ротонда (вестибюль) и колоннада (платформа) — древние архетипы, которые каждая эпоха переосмысливает и рождает их новые трактовки, определяя каждую «современность» относительно прежних эпох. Используя древние архетипы, архитекторы нашли образ, соответствующий нашему времени.