ENG
 
Хроники конкурсов

Определены победители конкурса на дизайн станций метро «Остров Мечты» и «Загорье»

09 Августа 2022
Станция «Загорье» Бирюлёвской линии
Станция «Загорье» Бирюлёвской линии
1 из 10
Станция «Загорье» Бирюлёвской линии
Станция «Загорье» Бирюлёвской линии
2 из 10
Станция «Загорье» Бирюлёвской линии
Станция «Загорье» Бирюлёвской линии
3 из 10
Станция «Загорье» Бирюлёвской линии
Станция «Загорье» Бирюлёвской линии
4 из 10
Станция «Загорье» Бирюлёвской линии
Станция «Загорье» Бирюлёвской линии
5 из 10
Станция «Остров Мечты» Бирюлёвской линии
Станция «Остров Мечты» Бирюлёвской линии
6 из 10
Станция «Остров Мечты» Бирюлёвской линии
Станция «Остров Мечты» Бирюлёвской линии
7 из 10
Станция «Остров Мечты» Бирюлёвской линии
Станция «Остров Мечты» Бирюлёвской линии
8 из 10
Станция «Остров Мечты» Бирюлёвской линии
Станция «Остров Мечты» Бирюлёвской линии
9 из 10
Станция «Остров Мечты» Бирюлёвской линии
Станция «Остров Мечты» Бирюлёвской линии
10 из 10
1 / 10

Увеличить
Станция «Загорье» Бирюлёвской линии
ООО «ЮНК интерьер»

Подведены итоги Международного конкурса на разработку облика двух станций Бирюлёвской линии метро. Для станции «Остров Мечты» был выбран проект ООО «ТОТЕМЕНТ/ПЭЙПЕР», а в номинации «Загорье» победил проект ООО «ЮНК интерьер».

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил: «Выбор победителей – максимально ответственное решение, поскольку от этого будет зависеть весь процесс реализации. Но сложностей бояться не надо, на моей памяти много проектов, которые казались чересчур оригинальными, но в итоге уже построены и вызывают восхищение и у профессионального сообщества, и у горожан, регулярно попадая в рейтинги топовых мест. Конкурсная практика активно поддерживается мэром Москвы и однозначно будет продолжаться. Хочу обратиться к участникам будущих конкурсов – делайте запоминающуюся выразительную архитектуру для нашего города, для нашего метрополитена, тогда у вас будут максимально высокие шансы на победу».

При отделке станции «Остров Мечты» планируется использовать металлические кассеты, алюминиевые композитные панели и полированный гранит Санарский и Цветок Урала. Черно-белые узоры, покрывающие стены и потолок платформенного зала по замыслу специалистов ООО «ТОТЕМЕНТ/ПЕЙПЕР» будут символизировать соединение двух миров – земного и подземного, связанные с образами и мифами древнего мира.

Станция «Загорье», по задумке архитекторов ООО «ЮНК интерьер», будет посвящена прогрессу российской промышленности и сырьевому богатству страны. Основным материалом, который будет использован при отделке, станет металл. Композиционным центром зала стал элемент с отверстиями, ассоциирующийся с листом прокатного металла. Маскируя опорные колонны, он разделяет станцию на два независимых пространства, что заметно облегчает навигацию.

При рассмотрении концепций члены жюри также отметило в номинации «Остров мечты» проект Архитектурной мастерской Алексея Ильина, представленный ее основателем. А в номинации «Загорье» – DDD Architects, проект был представлен главными архитекторами проектов, партнерами бюро Дарьей Семёновой, Данилой Царьковым и Дэниилом Гайдукевичем.

В конкурсе приняли участие 7 консорциумов и 56 индивидуальных участников. Большинство подавших заявку – российские участники из 11 регионов. Лидером по количеству компаний является Москва – 45, за ней следует Санкт-Петербург – 12, Нижний Новгород – две, по одной из Владивостока, Владикавказа, Волгограда, Домодедово МО, Екатеринбурга, Калуги, Ростова-на-Дону, Якутска и Ярославля. В конкурсе также примут участие компании из Ташкента, Сухума и Риги.

Организатор конкурса — Группа компаний «Мосинжпроект», которая является генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком по строительству новых линий и станций столичной подземки. Конкурс проходит при поддержке Правительства Москвы и главного архитектора Сергея Кузнецова. Оператор конкурса – Агентство стратегического развития «ЦЕНТР».

Остановимся подробнее на каждой концепции! 

«Загорье»

Проектируемая станция расположена в районе Бирюлево на Липецкой улице, а Липецк, как известно, — важный центр развития черной металлургии. Поэтому в основу концепции интерьера станции легла промышленная тема. Композиционным центром зала стал элемент с отверстиями, ассоциирующийся с листом прокатного металла. Маскируя опорные колонны, он разделяет станцию на два независимых пространства, что заметно облегчает навигацию.

Интерьеры двух частей зала различны. Платформа, на которую прибывают поезда, идущие в центр города, оформлена в холодных оттенках металла. На противоположной стороне, напротив, преобладают теплые оттенки. Эти различия созданы с помощью декоративной подсветки, символизирующей раскаленное состояние металла.

Наземные павильоны над лестничными сходами унаследовали формообразование из подземной части станции. Основой образа также является металлический элемент с отверстием. Так как семь наземных павильонов находятся близко друг к другу, архитекторы намеренно ушли от повторения одинакового фасадного решения. Вместо этого появилась модульная система, на основе которой разработаны семь разных павильонов.

Благодаря единой модульной основе прочитывается принадлежность всех павильонов к единому транспортному комплексу. Этот прием облегчает навигацию и привносит композиционное разнообразие в облик района. Множество ракурсов восприятия рождает разнообразие вариантов сочетания павильонов друг с другом.

Кроме того, будучи вписанными в архитектурный контекст из жилых зданий 1970-х годов павильоны являются переосмыслением идеи модульности в панельной архитектуре.  С помощью этой концептуальной стилеобразующей связи с окружающей застройкой в дневное время павильоны органично вписываются в визуальную среду района. Функциональная подсветка над лестничными сходами в вечернее время акцентирует внимание на округлых отверстиях в фасаде, благодаря чему они превращаются в главные визуальные акценты и точки притяжения.

Основной материал, использованный в отделке станции, — металл. Он не только долговечен и удобен с точки зрения эксплуатации, но и подчеркивает главную задумку архитекторов — прогресс российской промышленности и сырьевое богатство страны.

«Остров Мечты» 

Если посмотреть непредвзято, Метро — вещь несколько волшебная — ты спустился под землю, и через некоторое время поднялся в другой части города. Два мира — Земной, где мы постоянно находимся и чем‐то заняты, и Подземный, где некое чудо перемещает нас, если не мгновенно, то очень быстро и необъяснимым образом — спуск свет, тьма, мелькание, и ты уже в другом месте. Каждая станция — отдельное царство. Разные по времени создания, станции перемещают нас и во времени. Когда поезд выносится из туннеля, ты встречаешь нечто новое, неожиданное, отдельное от предыдущего. Это свойство некой волшебности, понятия Земного и Подземного, связанные с образами и мифами древнего мира, стали отправной точкой в поиске образного решения.

Паттерн, состоящий из двух черно‐белых элементов, покрывающий стены и потолок платформенного зала, балансирует между ясным (кажущимся знакомым) и хаотическим, не позволяющим воображению использовать простые аналогии — основной элемент и ключ всего проекта. Найденный «ключ» превратился из плоскостного элемента в объемный и с его помощью были созданы все элементы станции — вестибюль, с его внешней и внутренней оболочками, эскалаторные ходы, и элементы — колонны, светильники и мебель.

Ротонда (вестибюль) и колоннада (платформа) — древние архетипы, которые каждая эпоха переосмысливает и рождает их новые трактовки, определяя каждую «современность» относительно прежних эпох. Используя древние архетипы, архитекторы нашли образ, соответствующий нашему времени.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.