ENG
 
Открытый город 2019 — внутренние
Хроники конкурсов

Облик станций метро «Солнцево» и «Новопеределкино» определит конкурс

25 Июня 2014

На архитектурно-художественное решение новых станций Калининской линии объявлен открытый национальный конкурс. Несмотря на рекордные сроки ввода, в проектах всех новых станций планируется уйти от однообразия типовых ре­шений и сделать дизайн каждой ярким и индивидуальным.

Московский метрополитен по объемам строительства в последние годы находится в числе мировых лидеров: с 2011 по 2020 гг. метро удлиняется на 162 км новых линий и 79 станций и составит в общей протяженности более 450 км.

Пока что в этом плане – по сравнению с крупнейшими метрополитенами дргих мегаполисов (в Пекине, Шанхае, Лондоне, Нью-Йорке) – столичная подземка слегка отстает, несмотря на вторую по плотности загрузку в мире после токийского. В то же время московский метрополитен по праву считается одним из красивейших, и многие его станции выдерживают сравнение с настоящими подземными дворцами. И хотя сегодня станции вводятся рекордными темпами – только за прошедшие три года их построено 12, в 2014 году откроются еще пять. – метрополитен не намерен занижать уровень архитектурных решений. Для большей скорости современные станции строятся по типовым проектам, но для каждой, как правило, разрабатывается свой дизайн.

Объявленный конкурс ставит планку еще выше: для двух новых станций Калининской линии – «Солнцево» и «Новопеределкино» – облик будут придумывать команды архитекторов и дизайнеров со всей России.

По словам заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, конкурс призван возродить традиции поиска оригинальных и новаторских решений в оформлении станций метро, какими были большинство станций, построенных до конца 1950-х гг.

В конкурсном задании оговаривается, что, при минималистичном облике в целом, станции должны быть современными, с ярким, запоми­нающимся дизайном, акцентами на световом и цветовом решениях и сочетании материалов. Архитекторам необходимо разработать рациональные и технически реализуе­мые конструктивные ре­шения, а также использовать в них материалы отечественного производства.

Солнцевский радиус столичного метро – один и самых долгожданных, потому что жители многонаселенных районов Солнцево и Ново-Переделкино несколько десятилетий добираются в центр главным образом через Боровское и Киевское шоссе, чья пропускная способность – а следовательно, и возможности добраться до ближайшего метро «Юго-Западная» – оставляет желать лучшего. Железнодорожные станции «Переделкино» и «Солнцево» находятся вне зоны пешей доступности. При этом ведется активное строительство жилья на прилегающих территориях: «Переделкино ближнее» (1,3 млн кв. м), «Солнцево-парк» (500 тыс. кв. м), «Татьянин парк» (270 тыс. кв. м).

Тем не менее, много лет ввод новой линии откладывался. Солнцевская линия была запланирована еще в 1971 году как продление Арбатско-Покровской, от «Киевской» до Солнцево, но так и не была построена, а в конце 1980-х был принят новый проект – Солнцевско-Мытищинской хордовой линии. Денег на ее реализацию не хватило, и уже на схеме 1993 года от хордовой линии остался лишь участок от Солнцево до парка Победы.

В 2002 году было решено построить линию легкого метро от станции «Юго-Западная». Но и от этого проекта позже отказались в силу нецелесообразности, вернувшись к предыдущим планам строительства классического метро от парка Победы.

В 2005 году появился проект Третьего пересадочного контура (Второе кольцо метро), включивший в себя участки, ранее предполагавшиеся для продления как Солнцевского радиуса на север, так и Калининской линии на запад. В результате Калининский и Солнцевский радиусы объединились.

Сейчас Калининская линия состоит всего из восьми станций, однако в ближайшем будущем протяжен­ность радиуса увеличится почти втрое.

В Солнцево, Ново-Переделкино, а также деревню Рассказовка метро придет в 2017-м. Вслед за открывшимся в этом году участком от станции «Деловой центр» до «Парка Победы», в следующем откроется отрезок от «Парка Победы» до станции «Раменки». На станции «Деловой центр» будет организован переход на линию Третьего пересадочного контура. Уча­сток «Парк Победы» — «Раменки» планируется открыть для пассажи­ров в конце 2015 года. А в 2020 году линия объединится в центре через станции «Волхонка», «Плющиха» и «Кутузовский проспект».

Создание Калининско-Солнцевской линии — буквально спасение для целого ряда районов западного сектора Москвы: Раменки, Очаково-Матвеев­ское, Тропарево-Никулино, Солнцево, Ново-Переделкино, поселе­ний Московский и Внуковское. Более половины их жителей по завершении строительства будут обеспечены станцией метро в пешей доступности. Пассажиропоток на новом участке Калининско-Солнцевского радиуса по прогнозам должен со­ставить 610 тысяч человек в сутки (около 190 млн. пассажиров в год).

В дальнейшем в планах – продлить линию от тупиков за стан­цией «Рассказовка» вдоль Боровского шоссе к аэропорту «Внуково», а также организовать три новых транспортно-пересадочных узла: «Озер­ная площадь», «Терешково» и «Рассказовка».

Новая станция «Солнцево» по проекту расположится между улицей Богданова и Боровским шоссе, отодвинувшись от храма Преподобного Сергия Радонежского и водоохранной зоны пруда. Утренняя пиковая нагрузка на станцию составит 7500 человек в час. Станция «Новопеределкино» будет построена под Боровским шоссе, перед пересечением с улицей Шолохова.

Суммарный пассажиропоток на обе станции по утрам составит порядка 12 тыс. человек в час. Обе будут иметь по два подземных вестибюля с кассовыми залами и входами из подземных пешеходных переходов. На земле появятся павильоны над лестничными сходами. Для маломобильных групп населения предусмотрены лифты с холлами.

Для этой, в общем, стандартной комбинации станций участниками конкурса нужно найти неординарное и яркое решение: придумать инте­рьеры пассажирских зон – в частности, вестибюля и касс, зон эскалаторов и лестниц, платформ, подземных переходов и лифтовых павильонов для маломобильных групп, – а также разработать дизайн наземных павильонов над лестничными сходами. Кроме того, в проекте необходимо предусмотреть и такие важные детали, как удобные места для встреч, достаточное количество лавочек, урн, разработать дизайн мебели и удобную навигацию.

Конкурсный отбор будет проводиться в два этапа с 23 июня по 13 ноября 2014 года. На первом этапе будет сформирован шорт-лист из 10 эскизных проектов станций метро, а на втором конкурсные работы доработают и представят заказчику. Техническое задание будет размещено на портале Стройкомплекса и официальном сайте конкурса metro-competition.ru. Там же будут опубликованы конкурсные работы, вышедшие в финал, и работы победителей.


Изображения: Стройкомплекс Москвы


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.