ENG
 
Хроники конкурсов

Московские конкурсы: дореволюционная эпоха

27 Января 2014

Сегодня словосочетание «архитектурный конкурс» у всех на слуху, и в том немалая заслуга нынешней градостроительной политики, избравшей принцип здоровой конкуренции одним из главных инструментов архитектурного модерирования. Только за последний год конкурсов в Москве прошло более десятка, в том числе и таких громких, как парк «Зарядье» и ГЦСИ. Меж тем, конкурсный принцип выбора проектов существует у нас не одно столетие. Вот только история этих проектов, как и всего Государства Российского, местами полна иронии и даже трагизма.

На Западе, как мы знаем, конкурсная практика, позволяющая сделать архитектурную среду более понятной и открытой, уже давно отработана и распространена. Многие из конкурсов быстро приобретают международный масштаб и широко освещаются в прессе. В результате японцы строят в Европе, французы и англичане – в Азии, итальянцы – в Латинской Америке, бразильцы – в США…

Россия в этот «всемирный архитектурный круговорот» пока не вписалась, хотя исторически конкурсы ей тоже отнюдь не чужды. Большинство наших признанных и известных архитекторов считали участие в профессиональных «состязаниях» обязательным и престижным, а многие важные московские постройки появились как раз в результате соревновательного процесса.

К сожалению, подавляющее число проектов, на которые был объявлен конкурс, имели довольно сложную историю, а архитекторы-победители далеко не всегда становились баловнями судьбы.

Храм Христа Спасителя, архитектор А. Витберг

Один из показательных примеров – архитектор Александр Витберг, разработавший первый вариант Храма Христа Спасителя, а позже не сумевший справиться с масштабной стройкой и обвиненный в растрате. В то же время открытый конкурс на проект Храма Христа Спасителя, объявленный в 1814 году, стал одним из первых и самых масштабных в истории русской архитектуры, а кроме того – важной вехой становления наших зодчих.

Проект храма Христа Спасителя, архитектор А. Воронихин, 1813 год

При создании конкурсных проектов большинство из них ориентировалось на классическое наследие, Пантеон и собор Святого Павла в Риме – лишь Андрей Воронихин разработал храм, отсылающий к древнерусской архитектуре. Однако Александру I хотелось «золотой середины» – храма, построенного по классическим канонам, но наполненного новой национальной идеей; возвеличивающего не просто какое-то библейское событие или святого, но саму Россию, победившую Наполеона.

Проект Храма Христа Спасителя, архитектор А. Л. Витберг, 1817 год

Именно это царь увидел в проекте молодого художника Витберга. Выделили огромные для того времени средства (16 млн. рублей), определили площадку – Воробьевы горы. Но строительство, начавшись в октябре 1817 года, через 10 лет было приостановлено, так толком ничем и не закончившись.

Проект храма Христа Спасителя, архитектор А.И. Мельников, 1831 год

В 1830 году состоялось что-то вроде второго этапа. Архитекторам Москвы и Санкт-Петербурга предлагалось сделать проект храма, ориентируясь на уже выбранную площадку – Воробьевы горы. Впрочем, по условиям позволялось рассматривать и другие варианты – некоторые участники, в том числе Осип Бове, так и поступили.

Генеральный план места строительства  храма Христа Спасителя по проекту К.А. Тона, 1832 год

Например, выбор Бове пал на Швивую горку (современные улицы Верхняя Радищевская, Яузкая и Гончарная в районе м. Таганская). А петербуржец Константин Тон предложил сразу три места размещения храма: за Воспитательным домом (Москворецкая набережная), на месте нынешней Пушкинской площади и на участке между Москвой-рекой и Волхонкой вблизи Большого Каменного моста.

До сих пор неизвестно, почему Николай I остановил свой выбор на Константине Тоне и на Волхонке, но в 1831 году – уже без всякого конкурса – царь утвердил именно этот проект.

Политехнический музей, арх. Монигетти, 1884

Позднее на конкурсной основе выбирались проекты на многие, более или менее крупные и важные для города сооружения. Так, по конкурсу был выбран проект строительства Политехнического музея: архитектор Николай Шохин разработал поэтажные планы и общий объем музея, который участники должны были оформить снаружи должным образом (подобные варианты заданий актуальны и сегодня – примером служит конкурс на разработку фасадов нового корпуса Третьяковской галереи).

И. А. Монигетти, Н. А. Шохин. Политехнический музей в Москве (1873—1877 гг.)

Выбор победителя проходил непросто, в несколько этапов, и интересен тем, что сначала им стал «французский» вариант архитектора Китнера, но с подачи великого князя Константина Николаевича на втором этапе – в 1875 году – предпочтение отдали проекту Монигетти в русском стиле.

В это же время состоялся конкурс на здание Исторического музея, в котором победил проект архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А.Семенова.

В. О. Шервуд. Исторический музей в Москве (1875—1883 гг.). Фотография 1880-х годов

В 1888 году в конкурсе на здание Верхних торговых рядов (нынешнего ГУМа) приняло участие 23 претендента, и то, что мы видим сегодня, было построено по проекту архитектора Александра Померанцева.

Главный вход в Верхние Торговые ряды. Фотография конца XIX века. Из собрания Э.В. Готье-Дюфайе

А на объявленном в том же году конкурсе на строительство Московской городской думы участников было уже 38, и победила работа Дмитрия Чичагова с неоренессансным композиционным решением и декором в  «русском стиле».

Проект Чичагова был настолько угоден, что признан лучшим и на втором конкурсном этапе, который провели после обнаружения проблем с фундаментами на отведенном под строительство участке.

Здание Московской городской Думы на Воскресенской площади, 1890 – 1892 гг., арх. Д.Н. Чичагов

В самом конце XIX века Императорская Академия художеств кинула клич среди архитекторов на лучший проект здания музея Изящных искусств (сегодня это небезызвестный ГМИИ им. А. С. Пушкина). Отозвалось 19 зодчих из разных городов России, и золотую медаль получил московский архитектор Р. И. Клейн, чей проект и лег в основу строительства.

Р. И. Клейн. Музей изящных искусств в Москве. Вариант проекта главного фасада, 1890-е годы

В его доработке участвовали такие именитые мастера, как Рерберг, Жолтовский, Бархин. Кто дополнит этот список в XXI веке, нам скоро предстоит узнать – в ближайшее время планируется снова объявить конкурс, и на этот раз международный.

Уже в XIX веке конкурсы проводились не только на общественно значимые проекты и по государственному заказу, но и по инициативе частных заказчиков.

В 1890-х годах Савва Мамонтов выкупил трехэтажную гостиницу, построенную по проекту Бове, и задумал создать в самом сердце Москвы масштабный развлекательный центр «Метрополь»: с ресторанами, художественными галереями, спортивной ареной и театром. Объявленный Мамонтовым конкурс выиграли архитекторы Л. В. Кекушев и Н. Л. Шевяков. Однако организатор состязания выбрал другого автора – Вильяма Валькота, чей проект стал только четвертым.

Проект

Впрочем, после начала строительства Мамонтов разорился, и новые владельцы участка вновь обратились к Кекушеву и Шевякову, которые и достроили здание отеля в том виде, в котором мы знаем его и сейчас.

Похожая история – с выбором заказчиком проекта, формально не занявшего первого места, – произошла с домом Перцова в Соймоновском проезде. Купивший участок инженер Перцов объявил закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле», пригласив в жюри знаменитых художников и архитекторов – Поленова, Сурикова, Шехтеля. Но в итоге выбрал победителя сам – проект Сергея Малютина, который по мнению жюри занял лишь второе место (после работы Аполлинария Васнецова).

Дом Перцова на Пречистенской набережной

Несмотря на возникающие сложности и нестыковки, конкурсный механизм набирал обороты. В начале XX века в России проводились конкурсы уже на самые разные по масштабу и типологии здания – от школ и гимназий до театров и купеческих собраний.

Читать про конкурсы советской эпохи




Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.