ENG
 
Город

Магда Чихонь и Лукаш Качмарчик, Blank Architects – о трендах Всемирного фестиваля архитектуры 2020

18 Декабря 2020

Всемирный фестиваль архитектуры (WAF) в 2020 году, как и многие другие выставки, прошел в онлайн-формате. WAF Virtual 2020 собрал профессионалов мира архитектуры, строительства и дизайна со всего мира на этот раз для того, чтобы поделиться невероятным новым опытом работы в условиях изоляции, изменениях в подходе к проектированию объектов, уникальных функциях зданий и гибридных форматах. Партнеры Blank Architects Магда Чихонь и Лукаш Качмарчик рассказали порталу АрхСовета об актуальных трендах WAF Virtual 2020.

- Оценили ли вы новый формат WAF Virtual? Как говорить об архитектуре, не находясь, собственно, в ее контексте?

Лукаш Качмарчик: Разумеется, пандемия сильно повлияла на фестиваль. В традиционном формате с презентациями самых эффектных проектов года и выставкой объектов WAF, мы надеемся, состоится в июне 2021 года, но и декабрьское мероприятие WAF Virtual было очень интересным. «Фестиваль» прошел полностью онлайн и имел совсем другой характер – разнообразных лекций, разделенных по тематике и географии. Этот год не просто «запер» всех нас, но и заставил переосмыслить множество тем, в том числе подходы к самой профессии архитектора. Удаленная работа для всех стала шоком, и в том числе для архитекторов: коллеги много обсуждали, что некоторые за время локдауна успели реализовать проекты, и все это не выходя из дома. Авторский надзор осуществлялся в Zoom, а сейчас благодаря BIM настроены и удаленные процессы проектирования.

Магда Чихонь: На лекциях WAF Around the world архитекторы со всего мира рассказали о том, как изменилась жизнь в их городах в связи с пандемией. Надо отдать должное – благодаря технологиям мы смогли получить опыт Австралии, Японии, Сингапура, Великобритании, России без ограничений, несмотря на все преграды. Словом года стало «изменение» - и это, пожалуй, самая точная характеристика и архитектуры, и всех других сфер труда человека. Именно об изменениях и говорили спикеры фестиваля.

- Чей опыт, на ваш взгляд, стал самым вдохновляющим?

М.Ч.: Каждая страна переживает пандемию по-своему, но для каждого крупного мегаполиса такая ситуация обнажает наиболее проблемные точки в структуре городов и зданий. Но есть и общие места. Например, Сингапур привел в целом позитивную статистику – страна быстро преодолела кризис пандемии. Но сама эпидемия и вызванные ей ограничения обнажили проблему высокого числа заболеваний среди трудовых мигрантов – и с этим городу в своей структуре еще предстоит работать. Общая для всех городов проблема - огромное количество пустующих сегодня рабочих пространств: многие крупные бизнесы перешли на удаленный режим работы и не планируют возвращаться к старой системе. Мне понравилась идея о том, что этот вызов, с одной стороны, может стать благотворным. Освободив офисные площади, крупные компании дают платформу для развития малым креативным бизнесам, открытия необычных для центра города форматов предприятий. Чем ниже будет арендная ставка для невостребованных офисов, тем более нестандартными станут арендаторы офисных центров в городах.

Л.К.: Что еще отметили и в Сингапуре, и в других городах – при сокращении потоков людей и машин все медиа заговорили о резком улучшении качества воздуха, фауны и флоры в городах. И людям это понравилось – таким образом в урбанистике наметился новый вектор развития на поддержание биологического разнообразия в городах. Это означает большее внимание к паркам и зонам отдыха, к созданию зеленых пространств в центре города, и это определенно позитивный момент.

– В мировом сообществе все острее поднимаются темы защиты здоровья людей в зданиях. Как эти идеи были оценены на мировом уровне?

Л.К.: Сама по себе тема healthy building или healthy architecture не нова и давно интересует ряд архитекторов. Архитектура может влиять и влияет на социальное, физическое и даже ментальное здоровье людей. Какие подходы позволяют спроектировать здания, располагающие для физической активности? Например, архитекторы прячут лифты в общих зонах и акцентируют внимание пользователей на лестничных маршах, чтобы заставить их двигаться. Лестницы, в то же время, становятся местами для встреч и отдыха, обретают новый функционал за счет ширины и длины ступеней. Эта концепция не лишена и научной подоплеки: по данным ВОЗ, человек, который проходит в среднем 8 лестничных маршей в день, существенно снижает свой риск смертности. Архитектура способна помочь людям в этом.

- А что говорили о ментальном здоровье? Есть ли уже в мире объекты, где архитектура «заботится» о человеке?

Л.К.: Изоляция вскрыла проблемы одиночества людей в мегаполисах и, конечно, повлияла на ментальное здоровье общества, хотя существовала она не вчера – иронично, что технологии долго отдаляли нас друг от друга, а теперь соединяют в условиях закрытых границ. Архитекторам и урбанистам уже сейчас нужно заботиться о том, чтобы архитектурные объекты располагали нас к встречам и личными контактам – это может быть, к примеру, создание неожиданных общественных пространств на точках маршрутов движения людей на улицах города или в здании. В качестве примера успешной интеграции такого подхода - штаб-квартира Booking.com в Амстердаме. В здании предусмотрены пространства для случайных и запланированных встреч, лифты скрыты от прямого взгляда, спроектировано множество лестниц, но все функции при этом имеют прямой доступ. Этот объект компактен, но перенасыщен естественным светом, а зона ритейла и ресторанов на первом этаже помогает интегрировать в сообщество резидентов объекта местных жителей, разнообразить их общение. Нельзя не отметить растущую роль озеленения в комфорте пользователей – когда человек работает «на природе», его состояние и настроение улучшаются.

- Есть ли предпосылки к сокращению или трансформации офисных пространств в городах? С учетом потери актуальности на фоне роста удаленной работы.

Л.К.: Офисное и жилое пространство сейчас сочетаются друг с другом во всех смыслах. Обсуждается перспектива опустения офисов, и эти объекты нужно как-то адаптировать к новому порядку, где дом становится главной точкой жизни и работы людей. Архитекторы будут проектировать офисные здания так, чтобы в случае необходимости их можно было легко и быстро трансформировать в жилье – перепланировать пространство под квартиры. На первое место в архитектуре выходят гибкость и адаптивность. 

Обратная сторона – это необходимость привнесения функций «офиса» в наши квартиры, где мы сегодня работаем. Для совмещения этих функций сегодня уже придуманы как простые и недорогие решения – ниши для рабочих столов, создание рабочих кабинетов на остекленных балконах, так и более системные приемы – организация коворкингов в общих зонах жилых комплексов. Это прямой ответ на смену образа жизни по всему миру. Но кто компенсирует эти затраты? Пока этот вопрос остается открытым. В офисе издержки по коммунальным платежам и арендной плате несет за нас работодатель, дома же мы предоставлены сами себе. Возможно, в ближайшем будущем будут разработаны компенсационные решения, в первую очередь от крупных бизнесов, и даже появятся нормативы по организации домашнего рабочего места – такой сценарий вполне вероятен.

- Если мы все же вернемся в офисы, то в какие?

Л.К.: Наши новые офисы будут иметь более презентационную функцию, нежели рабочую. Это открытые и светлые пространства, созданные для действительно важных встреч или совещаний. И главное – с возможностью для работы на открытом воздухе, на террасах или во внутренних дворах офисных центров, где гораздо меньше шансов заболеть, чем в условиях центрального кондиционирования и вентиляции. 

- «За бортом» сегодня оказались не только офисы, но и многие торговые центры: закрытые магазины, пустые витрины и тотальное господство онлайн-торговли. Какие изменения могут произойти в архитектуре и концепциях торговых центров или торговых улиц – с учетом того, что некоторые магазины закрыты почти уже год?

М.Ч.: Интересно изучить в этом контексте опыт Лондона. В рамках WAF Virtual британские архитекторы заинтересовались тем, что делать с постоянно закрытыми магазинами на центральных и наиболее дорогих улицах, таких как Оксфорд стрит. Предполагается, что магазины в стрит-ритейле в наиболее востребованных локациях будут работать в формате шоурумов: жители города уже привыкли к доступной двухчасовой доставке, и вернуть большинство людей в магазины будет сложно. Но что делать с огромными универмагами и торговыми центрами – пока вопрос открытый. Выдвигались предположения, что эти здания могут быть также перепланированы под жилье – таким образом в историческом центре города открываются новые возможности для создания престижного жилья. Если в России во время пандемии люди стали покидать свои города и устремились на дачи, то в Европе ситуация обратная. Потеряв традиционный туристический трафик, владельцы жилья в центре европейских столиц вернулись в свои квартиры. Жить в сердце исторического города снова интересно.

- А крупные ТЦ, которые продолжат работать, должны измениться?

М.Ч.: Взглянув на будущее торговых центров по всему миру, оценив представленный опыт Китая или США, мы на самом деле увидели, что архитекторы сочетают и переосмысляют уже существующие приемы. Мы увидели, к примеру, как на самом деле актуален один из наших первых проектов для России – торговый центр «Тройка» в Москве. Наложение объемов зданий друг на друга, плавность интерьеров, открытость галерей для посетителя и просторные атриумы – сейчас это самое лучшее решение для торговых центров, которые утрачивают часть функций шопинга и должны больше располагать людей к взаимодействию друг с другом. Общение – одна из главных идей архитектуры настоящего и ближайшего будущего. 

 


Изображения: Blank Architects


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.