ENG
 
Город

Все идет по мастер-плану

07 Декабря 2021
Григорий Соломин, Иван Курячий, Юрий Милевский – управляющие партнеры компании «Новая земля»
1 из 10
Мастер-план Дербента. Приоритетные проекты развития города
2 из 10
Мастер-план Дербента. Границы компактного города
3 из 10
Благоустройство улицы Керима Мамедбекова. Реализованный проект
4 из 10
Благоустройство улицы Рзаева по разработанным стандартам благоустройства и дизайн-коду. Реализованный проект
5 из 10
Этническое арт-кафе «Дом Гриши», важный объект туристической карты города, открытый в 2021 г
6 из 10
Карьер Октябрьский, центр жилого района Аваин. Фото существующего положения, 2019
7 из 10
Мастер-план Дербента. Жилой район «Аваин-парк», реновация квартала Октябрьский. Начало строительства 2022 г. Авторы проекта Новая земля/drom
8 из 10
Мастер-план Дербента. Центральный маршрут парка «Cосновый бор». Авторы: «Новая земля»
9 из 10
1 / 10

Увеличить
Григорий Соломин, Иван Курячий, Юрий Милевский – управляющие партнеры компании «Новая земля»

О том, зачем городу нужен мастер-план, и как Дербент использует свой «шанс на чудо» рассказывает городской планировщик, архитектор, урбанист, управляющий партнер компании «Новая земля» — Григорий Соломин.

Если делать карту с точками, где в современной российской урбанистике происходит что-то значимое, на ней, прежде всего, стоит отметить Дербент. В этом месяце исполняется два года, как был принят в реализацию мастер-план Дербента, разработанный под лидерством Российско-Британской проектной консалтинговой компании «Новая земля».

Как Вы считаете, почему два года назад в международном конкурсе, в котором участвовали лучшие команды со всего мира, победил мастер-план «Дербент – перекрёсток культур», разработанный консорциумом под лидерством «Новой земля»? В чем было его преимущество перед остальными?

Григорий Соломин: Основное отличие нашего проекта в самом подходе — это ставка на человекоцентричность. Мы опирались на культурную идентичность города и его жителей. Мы предложили такую стратегию развития, которая обеспечивает потребности всех социальных групп. Наш мастер-план нацелен на создание города, с которым люди хотели бы связать свое будущее, и в развитие которого они были бы сами вовлечены.

Города в XXI веке конкурируют не технологиями, а возможностью удерживать и привлекать людей, которым важно реализовать себя и видеть будущее для своих детей. Нас единогласно поддержало не только жюри конкурса, но и совет из уважаемых горожан Дербента. Всем было очевидно, что это проект для них и они увидели себя в нем.

Каким образом вам удалось выяснить, чего хотят жители Дербента?

Григорий Соломин: Важно сказать, что у нас уже был исследовательский проект в Дагестане в 2013 году – мы хорошо знали территорию, ее культурный и экономический контекст. Кроме того, мы опросили тысячи жителей, нашли лидеров мнений, выясняли реальные запросы и потребности горожан. Решение основных городских проблем и легло в основу мастер-плана. В «Новой земле» никогда не проектируют «с гугла» – важно глубоко погружаться в задачу, изучать контекст, искать единомышленников на территории, взаимодействовать с местными экспертами — хранителями уникальных знаний, связанных с данным местом. Потому что, в конечном итоге, города развивают не внешние консультанты, а люди, которые в нем живут и работают. Наша миссия — не сделать за кого-то и уйти, а передать свой опыт и свою экспертизу местным специалистам и нашим заказчикам.

Какие основные идеи были заложены в мастер-план Дербента? Расскажите про ключевые проекты мастер-плана.

Григорий Соломин: Глобально мастер-план состоит из принципиальных стратегических решений, которые затем расшиваются на отдельные инвестиционные проекты. Стратегические – например, реализация концепции «компактного города»: территория города фиксируется в границах, уже обеспеченных инфраструктурой, что позволит сконцентрировать муниципальные и частные инвестиции для повышения качества городской среды. Такой отказ от дальнейшего роста границ города и строительства в полях создает возможности для переустройства города и повышения качества жизни в нём. Так развиваются самые привлекательные европейские города: Барселона, Милан, Париж и сейчас Москва.

На основе стратегических принципов мастер-план расшивается на ряд инвестиционных и инфраструктурных проектов в социальных и экономических сферах, необходимых для городских изменений. Это туризм, здравоохранение, легкая промышленность, девелопмент, транспорт, городская среда и другие проекты.

Как Вы оцениваете сроки и качество реализации мастер-плана?

Григорий Соломин: Как показывает опыт, любой проект выходит из изначально планируемых сроков и бюджета — это неизбежно. Важно эффективное управление изменениями и корректировками. В Дербенте создан целый Проектный офис под руководством главного архитектора Исы Магомедова, где работают отличные специалисты - Николай Медведенко, Тимур Гарунов и другие – они являются «хранителями» мастер-плана, формируют и управляют реализацией стратегии. Создан градостроительный совет Дербента, куда входим мы как разработчики мастер-плана, а также другие местные и внешние эксперты.

 А когда будет заметен эффект от первых шагов?

Григорий Соломин: С момента принятия мастер-плана прошло ровно два года, и уже есть реализованные проекты — идёт комплексное благоустройство исторического центра города, достраиваются парки, созданы туристические маршруты, внедряется дизайн-код. Понятно, что масштабные инвестиционные проекты требуют больше времени. Сейчас десятки проектов переходят в фазу строительства.

Развитие города на основе мастер-плана дает эффекты в том числе и для привлечения инвестиций. Для сравнения — Оренбург с полумиллионом жителей получил 6 миллиардов рублей инфраструктурного кредита — и это большой успех, а Дербенту, где проживает 120 тысяч человек, одобрено более 46 миллиардов только федеральных инвестиций, ещё более 7 млрд  выделяет регион и 128 млрд планируется привлечь из внебюджетных источников. О таком успехе мы даже не могли подумать! При работе над мастер-планом мы ориентировались на республиканскую программу в 23 миллиарда рублей, сейчас ресурсов значительно больше. Так что можно с уверенностью сказать, что мастер-план — это инструмент привлечения федеральных и частных инвестиций, а Дербент стал самым эффективным примером. На основе фактов, можно предположить, что Дербент станет одним из самых привлекательных городов нашей страны не только для жизни, но и для инвестиций. Если такой темп развития сохранится, к 2025 году город принципиально изменится.

А принимают ли какое-то участие в проекте местные власти, предприниматели и сами горожане?

Григорий Соломин: Для нас, как специалистов, самым важным и ощутимым является то, что градостроительная политика Дербента — публичная. Горожане могут открыто взаимодействовать с командой главного архитектора города, мэром – сообщать о своих пожеланиях, замечаниях и предложениях. В Дагестане коммуникация выстраивается на взаимоуважении. Благодаря заложенной с самого начала градостроительной политике экс-главы города, а сейчас депутата Госдумы, Хизри Магомедовича Абакарова горожане правильно восприняли развитие Дербента, несмотря на огромное количество строительных работ на улицах, запреты на новое строительство без разрешительной документации, размещение вывесок, несогласованных с принципами дизайн-кода. Жители вовлечены в обсуждения, поэтому соблюдают все установленные правила.

Один из важнейших драйверов развития Дербента - туризм, а его развивают люди. Сейчас предприниматели сами открывают новые туристические и сервисные проекты, они искренне рады гостям города. Благодаря таким инициативам местных жителей в Дербент, действительно, уже сейчас хочется вернуться.

Сейчас наблюдается рост цен на недвижимость в Дербенте, превышающий темп роста других городов республики и даже Махачкалы, а значит состояние местных жителей постепенно увеличивается, город востребован для горожан, мастер-план уже сработал.

Проект выглядит, как «урбанистическое чудо», есть ли сложности, с которыми Вы столкнулись?

Григорий Соломин: Дербент – это кейс, на который смогут в дальнейшем ориентироваться другие города. “Чудом” его можно назвать благодаря сочетанию нескольких важных факторов.

Первое и необходимое для его реализации — это привлечённые материальные ресурсы, затем — сильная команда на местах, политическая воля руководителей, поддержка горожан за счёт прозрачной градостроительной политики на всех этапах реализации. Это 4 фактора успеха мастер-плана.

Мы реализуем наши проекты в разных регионах России, сложности везде схожие. В первую очередь, они связаны с качеством и темпами строительства, с низкими компетенциями, так как местные подрядчики и специалисты не имеют опыта реализации проектов такого качества и масштаба. Но при правильных управленческих решениях эта задача компенсируется за счет привлечения на территорию качественной внешней экспертизы и обучения местных специалистов.

После победы мастер-плана “Новая земля” продолжает разрабатывать и курировать проекты в Дербенте? В каком статусе вы там присутствуете?

Григорий Соломин: Сейчас наша главная миссия — обеспечивать преемственность и реализацию решений мастер-плана. Также мы помогаем Проектному офису Дербента привлекать любую необходимую экспертизу. Нам доверили разработать генплан города, правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты и дизайн-код города. Чтобы сделать все быстро и максимально качественно, мы привлекли коллег из института Урбаника, бюро Практика, бюро APREL.

Стратегическим консалтингом и территориальным развитием мы занимаемся с 2013 года. Наша основная сила — городское планирование, в одной команде работают экономисты, эконом-географы, социологи, архитекторы, дизайнеры. Но все-таки наша главная цель — не создавать красивую архитектуру, а разработать комплексную стратегию, которая будет экономически эффективной и приносящей максимальные социальные эффекты. Под специфические задачи проекта мы подбираем партнеров с релевантным опытом. Например, для стратегии развития морской набережной в Дербенте мы приглашали бюро WEST 8. Для работы с историческим наследием - французских планировщиков Groupe Huit, имеющих опыт работы с объектами ЮНЕСКО. Нам было важно получить экспертизу от Mae architects по редевелопменту территорий на основе их британского опыта. Так же хотелось бы отметить коллег-экономистов из компании Erfolg, архитектурное бюро APREL, Филиппа Якубчука из МАРШлаб. По сути, любой наш проект мы разбиваем на множество сформулированных задач и пытаемся их максимально проработать. Работая в консорциуме, мы всегда отвечаем за то «что делаем» и «зачем делаем». А задача наших партнеров архитекторов – помочь нам решить, «как это сделать», «как это будет выглядеть». Разработку всего цикла проекта от стратегии до авторского надзора за строительством мы ведем сами, отвечая перед заказчиком и горожанами за качество финального результата.

А какие-нибудь проекты «быстрых побед»?

Григорий Соломин: Мы разработали мастер-план района Аваин, первый в Дагестане проект комплексного развития территорий, и привлекли на архитектурные решения коллег из голландского бюро DROM и российского М.А.М. По нему уже выпущена проектно-сметная документация. Уникальный для России кейс: современный жилой район формируется на месте бывшего карьера по добыче камня, в нем создается городской парк, а рядом строятся кварталы жилой застройки по стандартам ДОМ.РФ.

Сейчас район Аваин - жилая застройка без общественных пространств и инфраструктуры. Для преобразования района и создания нового центра города на месте карьера мы разработали многоуровневый ландшафтный парк с большой городской площадью, которой так не хватает Дербенту. На ней будут проводиться праздники и фестивали, а новый медиацентр станет площадкой для развития современной культуры города. Площадь будет покрыта камнем из разных горных районов Дагестана, формируя своеобразный масштабный ковёр, отсылающий к местным ремесленным традициям.

Вы сказали, что занимаетесь и генпланом Дербента. Объясните пожалуйста, зачем небольшому городу нужен и генплан, и мастер-план?

Григорий Соломин: Генплан необходим городу как официальный документ градостроительного планирования.  По сути, мастер-план — техническое задание для генплана, это стратегия развития, наложенная на конкретные кадастровые участки. Генпланы, ПЗЗ, градостроительные регламенты юридически фиксируют цели, задачи и решения мастер-плана.

Где, помимо Дербента, сейчас ведет проекты компания «Новая земля»?

Григорий Соломин: Наш опыт востребован не только в России, наше подразделение Novaya LTD в Лондоне занимается стратегией развития городской агломерации Йоханнесбурга в ЮАР, также работаем над проектом развития туризма и сохранения исторического наследия в Узбекистане, над социальным проектом в Армении. Параллельно, мы стараемся развивать образование в нашей сфере — участвуем в научных и образовательных проектах факультета городского и регионального развития Высшей школы экономики


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.