ENG
 
Город

Союз метро и железных дорог

18 Августа 2015

До конца 2015 года в Москве планируется завершить реконструкцию МКЖД, чтобы уже в 2016-м запустить движение по Малому кольцу. Таким образом, в столице появится полноценное легкое метро, интегрированное в систему метрополитена. Портал Архсовета посмотрел, как преобразуется железнодорожная сеть в крупнейших городах мира.

«МКЖД — это „ржавое“ кольцо Москвы, которое превращается в кольцо для движения пассажирских поездов, для того, чтобы промзоны вокруг этого кольца стали развиваться, чтобы на них строились новые микрорайоны, создавались новые рабочие места, — говорит мэр Москвы Сергей Собянин. — И, самое главное, чтобы МКЖД превратилось в пересадочный контур метро и пригородных железных дорог». Длина окружной составит 54 км. Малое кольцо будет перевозить до 300 млн человек в год, что сопоставимо с потоком пассажиров на активных ветках метро.

Финляндия, The Ring Rail Line

Финляндия, The Ring Rail Line (фото Finnish Transport Agency)

В целях разгрузки автомобильного трафика Финляндия еще в 2009 году начала реализовывать масштабный проект «Кольцевая окружная железнодорожная линия» (The Ring Rail Line). По задумке линию должны были интегрировать в систему общественного транспорта Хельсинки и обеспечить транспортное сообщение с аэропортом. И эту задачу удалось решить — движение по кольцевой железной дороге в Хельсинки было запущено 1 июля 2015 года.

Таким образом, окружная железнодорожная линия протяженностью 18 км станет важной частью городской транспортной системы столицы, связав районы резиденций Ваанты с деловыми центрами, а также с аэропортом Helsinki-Vantaa (через ж/д станцию Vantaankoski).Кроме того, запуск линии в эксплуатацию сократит использование автобусов и автомобилей, снизив тем самым вредное воздействие на окружающую среду.Стоимость проекта оценивается в 750 млн евро.

Финляндия, The Ring Rail Line

Всего задумано 5 новых станций: Вехкала (Vehkalan), Кивисто (Kivistö), Авиаполис (Aviapolis), Аэропорт (Lentoasema) и Лейнеля (Leinelä). Согласно информации, предоставленной Транспортным ведомством Финляндии, железнодорожная станция аэропорта Хельсинки будет открыта сразу же после окончания строительства западного входа в вокзал, расположенного со стороны улицы Тиетотие (Tietotie). Вход в здание терминала откроется позднее, в течение осени этого года.

Финляндия, The Ring Rail Line

Франция, настоящее RERи будущее LaPetiteCeinture

В Париже к настоящему времени сложилась устойчивая система наземного городского транспорта, в котором существенную роль играет железнодорожное сообщение. К «городским электричкам» здесь можно было бы отнести систему RER, интегрированную с парижским метрополитеном. Первая линия была открыта в 1961 году. Всего в Париже действует пять линий RER, обслуживающих столицу и регион Иль-де-Франс. Наиболее загруженные линии — A и B, т.к. они соединяют центр Парижа с Диснейлендом и двумя аэропортами.

RER, Париж

RER, Париж

В границах Парижа RER имеет несколько пересадок, поэтому в черте города на нём действуют те же билеты, что на наземный транспорт и метро. Отличие в том, что станции RER, как правило, имеют большую глубину заложения, а линии гораздо меньше искривлены (по этим параметрам RER ближе, например, к московскому метрополитену). И, несмотря на то, что архитектура станций RER разрабатывалась с учётом традиций парижского метро (односводчатые залы без колонн, с боковыми платформами), их вестибюли гораздо более просторны. Сами французы называют их «станциями-соборами», это одни из самых больших подземных железнодорожных станций в мире.

RER, Париж

RER, Париж

Кроме того, в будущем, возможно, будет возрождена кольцевая линия поездов La Petite Ceinture (Малый пояс), протяженность которой составляет 30 км. Пути были проложены в 1857 году, чтобы соединить несколько вокзалов Парижа, но в 1930-х линия была закрыта — ее функции стал выполнять метрополитен. До сегодняшнего дня этот инфраструктурный объект постепенно разрушался без ремонта, зарос травой и даже успел превратиться в туристическую диковинку. Однако недавно вновь зашла речь о том, чтобы вернуть La Petite Ceinture к жизни, правда в несколько ином виде. Архитекторы Amilcar Ferreira и Marcelo Fernandes предложили использовать поезда на линии не для перевозки пассажиров, а для уличной торговли. Каждый пассажирский состав станет мобильным торговым центром, переезжающим с одной станции в центре Парижа к другой. В киосках, встроенных в вагоны, можно продавать антиквариат, сувениры, фаст-фуд, сладости и прочие популярные среди туристов товары.Туристы также смогут использовать этот поезд для передвижения по Парижу, ведь железная дорога La Petite Ceinture проходит через самый центр города неподалеку от основных достопримечательностей столицы Франции. Пока это всего лишь задумка, которой составляют большую конкуренцию проекты, вдохновленные парком The High Line — удачным американским опытом переоборудования железнодорожных путей.

RER, Париж

RER, Париж

Нью-Йорк, The High Line

Нью-Йоркские архитекторы показали миру отличный пример того, как старую железнодорожную инфраструктуру можно превратить в современное место для отдыха горожан. Это знаменитый парк The High Line, а в прошлом — надземная железная дорога, проходившая через индустриальные кварталы Манхэттена. В 1980 году по дороге прошёл последний состав, после чего она была закрыта и долгое время её судьба оставалась неясной — всё шло к тому, что дорогу должны были демонтировать. Но в 1999 году местные жители Роберт Хэммонд (RobertHammond) и Джошуа Дэвид (Joshua David) основали некоммерческую организацию «Друзья Хай-Лайна» (Friends of the High Line), деятельность которой была направлена на сохранение дороги и преобразования её в публичный парк. После нескольких лет проектирования и подготовки, в 2008 году открылась первая часть парка, а спустя ещё 3 года, 2011-м — вторая.

Нью-Йорк, The High Line

The High Line— один из первых примеров урбанизации промзоны, который до сих пор остается самым уникальным проектом во всем мире и иллюстрируют, как без внедрения дополнительных технологий преобразить пришедшую в упадок промышленную территорию с учетом исторических и практических целей.Парковая зона общей протяжённостью около 1.6 км располагается на мосту и полностью повторяет маршрут железной дороги. Некогда самый грязный промышленный район превратился в функциональное пространство, где на высоте 10 метров от земли каждый находит, чем заняться: кто-то использует бывшую железную дорогу в качестве идеальной беговой дорожки, кто-то отдыхает на лоне природы, а остальные просто наслаждаются видом города с высоты.

Нью-Йорк, The High Line

Архитектурные и градостроительные решения, предложенные авторами этого «навесного» парка в Нью-Йорке, остаются новаторскими и сегодня. Так, цветы на территории парка растут самосевом, работники парка лишь подстригают подросшую траву. Кое-где даже проглядывают заржавелые рельсы, но они больше похожи на арт-инсталляцию, специально оставленную для создания нужной атмосферы.Ржавый забор сменили экологические материалы и неоновая подсветка. Променад на уровне третьего этажа постоянно петляет, «перешагивает» через дома и пронзает здания насквозь. Дизайнеры подвели сюда оригинальные лестницы и лифты, превратив The High Line в настоящее театральное зрелище. В покрытие променада искусно интегрированы фонари, фонтанчики, скамьи, ограждения и урны. Девять входов в парк разработаны с учетом удобства для людей с ограниченными физическими способностями.

Нью-Йорк, The High Line

Лондон, Crossrail

В Лондоне находится центр обширной радиальной железнодорожной сети, обслуживающей пригороды столицы. Каждый вокзал принимает поезда какой-либо пригородной линии. Кроме радиальных существует несколько кольцевых линий, соединяющих внутренние районы города между собой.Постоянное увеличение нагрузки на систему пригородных железных дорог и метрополитен, вызванное необходимостью перевозки пассажиров от крупных вокзалов, стало причиной появления в 2009 году проекта Crossrail — системы высокоскоростной железной дороги в Лондоне.

Лондон, Crossrail

Планируется, что новый вид общественного транспорта свяжет городские районы, а также восточные и западные пригороды. Под центром города железная дорога пройдёт под землёй: новые станции будут находиться на ключевых участках центра города и иметь переходы на линии метро.Также линия будет пересекаться с Национальной железной дорогой.

Несмотря на то, что подземный Лондон напичкан тоннелями, стоками канализации, фундаментами старых зданий и электрическими кабелями, специалисты уже проложили 42 км новых тоннелей и приступают к монтажу самих путей. Параллельно с подземным строительством, идет масштабная реконструкция имеющейся наземной инфраструктуры. Необходимо удлинить платформы на многих пригородных станциях, построить билетные кассы и проложить переходы.

Лондон, Crossrail

В итоге система метрополитена Лондона будет интегрирована с железной дорогой в общую систему общественного транспорта, что позволит добраться от делового центра до аэропорта за 40 минут, не делая пересадок. Общая длина линии Сrossrail вместе с подземными тоннелями по проекту составит 136 км. Введение в эксплуатацию запланировано на 2018 год.

На этом Лондон останавливаться не планирует. Еще один перспективный транспортный проект — линия Chelsea-Hackney или Сrossrail 2, которая будет проходить с юго-запада на северо-восток Лондона. Сейчас проект находится на стадии проектирования.

Лондон, Crossrail

Германия, S-Bahn

Интегрированную рельсовую систему в Германии реализовали 50 лет назад. Система городских электричек сложилась в ряде немецких городов — Берлине, Мюнхене и Гамбурге. Берлин обслуживают два вида рельсовых систем: метрополитен (U-Bahn) и те самые городские электропоезда S-Bahn, курсирующие по железнодорожным линиям как в пределах, так вне пределов города. Сеть очень развита и позволяет доехать практически в любой район города без пробок. Можно пересесть с линий U на линии S и обратно, это не составит проблем. Но на многих станциях надо очень внимательно смотреть, в каком направлении следуют поезда: одна платформа зачастую обслуживает не одно направление.

Германия, S-Bahn

Германия, S-Bahn

Поскольку линии метро проложены вдоль основных городских магистралей, тоннели строились открытым способом. Станции находятся неглубоко, расстояния между ними маленькие, не больше километра. Сами платформы оформлены, в большинстве случаев, максимально аскетично, все детали декора выполняют какую-либо функцию. На станциях довольно темно, но виной тому не скудное освещение, а темная окраска стен и колонн. Линии S-Bahn— совсем другое дело, они пронизывают весь город, проходя по мостам, эстакадам и живописным пригородам. Длина железнодорожной сети городской электрички — 331 км (165 станций).

Германия, S-Bahn

Германия, S-Bahn

Азия и Австралия

Аналогичные европейским системы отдельных или тесно интегрированных с метрополитенами городских поездов, а также аэроэкспрессов действуют в Гонконге, Сигапуре, Японии и других странах. Система общественного транспорта Гонконга включает в себя метрополитен, пригородные и внутригородские электропоезда (KCR) и т.д. В Сиднее система городского общественного транспорта, главным образом, представлена городской окружной железной дорогой или City Circle loop, которая эксплуатируется аж с 1855 года.

На восточном побережье Австралии (острове Моретон) с 2010 года также реализуется проект строительства железнодорожной линии, включающей шесть станций. Проект Moreton Bay Rail Link имеет значительный социально-экономический эффект, учитывая рост населения и деловой активности в ближайшие десятилетия. Закончить строительство планируют уже в 2016 году.

С расширением метрополитена индийской столицы Нью-Дели (опять же до 2016 года) власти решили возобновить реализацию проекта Кольцевой железнодорожной линии (The Ring Rail project), построенной еще 30 лет назад. Линия протяженностью 34 км включает 20 станций, девять из которых на данный момент соединены со станциями метро. В настоящее время решается вопрос организации фидерного сервиса по подаче автобусов к остальным станциям «кольца» для доставки пассажиров к станциям метро.

Германия, S-Bahn


Изображения: etoday.ru, masterok.livejournal.com, rumbur.ru, aasarchitecture.com, Finnish Transport Agency


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.