Поддержка и продвижение современной архитектуры. Новое исследование от Москомархитектуры
Москомархитектура продолжает изучение проблем поддержки и продвижения современной архитектуры, начатое в 2018 году в рамках работы «Поддержка архитектурной деятельности: международный опыт и возможности применения в российской практике».
В исследовании 2021 года речь идет о деятельности государства, общественных институтов, а также усилиях самой архитектурной среды в продвижении понимания значимости профессии и ее продукта. Экосистема бренда современной архитектуры рассматривается авторами в рамках тем государственной архитектурной политики, каналов продвижения современной архитектуры, а также соучаствующего проектирования. При этом взаимозависимыми полагаются процессы повышения качества городской среды, уровня компетенций специалистов и интереса общественности к этим факторам.
170-страничный документ из 6 глав позволяет узнать о многообразии соответствующего инструментария, а также специфике его применения в разных частях мира и примерах эффективных практик. Фокус на освещение конкретных кейсов, которые дополняются комментариями российских и международных экспертов, делает работу интересной как для тех, кто уже работает в этом сегменте, так и для архитекторов, желающих получить поддержку или заняться продвижением собственного бренда.
Чуть менее двух третей исследования описывают иностранную практику. Повествование начинается с рассказа о таком, пока несуществующем в России, документе как «архитектурная политика страны». В нем содержатся принципы, цели и формы деятельности, выступающие руководством для органов власти в процессе развития городской среды. Рассмотрен опыт Нидерландов, одной из первых стран ЕС, кто написал и принял архитектурную политику (1991 год), Дании, Франциии и Великобритании. Становится понятно, как наличие подобного документа оказывается базой для функционирования, в том числе негосударственных институтов поддержки и продвижения: всевозможных фондов, агентств, конкурсов и рейтингов. То есть архитектурная политика формирует запрос на их деятельность. Она же закладывает и фундамент для работы с младшим поколением специалистов, а также со студентами. Например, в Дании и Норвегии для вовлечения начинающих карьеру архитекторов в закрытые конкурсы действует система под названием «стратегия шальной карты» (wild card strategy), когда к участию в закрытых конкурсах и рабочих группах приглашаются начинающие, не успевшие зарекомендовать себя архитектурные бюро. Благодаря исследованию можно узнать о существующих грантовых системах, стипендиях и других видах субсидирования проектов и исследований. Отдельное внимание уделено теме идеологической и финансовой поддержки экспорта архитектурного продукта страны за рубеж. Обращает на себя внимание участие в реализации архитектурной политики не только министерств, отвечающих за территориальное развитие и строительство, но, например министерства культуры. То есть архитектура трактуется как комплексное явление, находящееся на стыке искусства, бизнеса и реализации государственных стратегий.
Представлен большой обзор каналов репрезентации архитектуры и информирования о работе специалистов: премии, выставки,фестивали, традиционные сми и новые медиа. Авторы анализируют наиболее заметные ресурсы и форматы площадок как основных мест диалога и представления участников архитектурного рынка и все это - с учетом особенностей темы, в которой любая демонстрация реализованного объекта кроме экскурсии – это его интерпретация, поскольку сам он прикован к месту постройки.
Специальный раздел исследования посвящен возможностям института PR в данной сфере. Перечислены стратегии формирования бренда на данном рынке с оценкой их эффективности и выявлением подводных камней. Освещена проблема отношения самих архитекторов к рекламе, как занятию, не соответствующему художественному естеству профессии. Это выделяет архитектуру среди других креативных индустрий. Приводя различные примеры, авторы призывают к пересмотру традиционных способов коммуникации.
3 главы, посвященные российской ситуации, демонстрируют ее инаковость. С одной стороны, авторы перечисляют многие инструменты поддержки и продвижения аналогичные иностранным, с другой, заметно меньшее их разнообразие и разрозненность, отсутствие некоего обобщающего ядра, выводящего тему в глобальную повестку на уровне государства.
«Значение профессии в обществе в настоящее время невелико», - пишут авторы, подводя итог комментариям экспертов в разделе, посвященном Закону об архитектурной деятельности. Впрочем, упоминание дат начала работы многих зарубежных институций помогает понять, сколь важную роль здесь играет время и накопительный эффект. В тех же Нидерландах всплеск развития интереса к архитектуре предварялся экономическим кризисом, из-за которого специалисты стали больше времени тратить на общественную, а не коммерческую деятельность.
В этом смысле описание российских практик позволяет увидеть существующую картину во всей ее полноте, включая пустующие ниши, которые предстоит заполнить. А упомянутая в исследовании программа по развитию креативных кластеров, поддерживаемая Президентом РФ, дает повод заняться развитием деятельности в направлении поддержки и продвижения современной архитектуры в России. Присутствуют в исследовании и главы с анализом отношения горожан к новым объектам архитектуры и строительства как одному из факторов, который необходимо учитывать при выстраивании информационной политики, а также социокультурным трендам, влияющим на продвижение архитектуры в медиа пространстве.
Заканчивается работа рекомендациями по развитию конкретно московских инструментов поддержки и продвижения. Среди них и создание площадки межвузовского взаимодействия, и ежегодное издание лучших проектов, и основание единой web-платформы для партисипаторных практик. Всего 19 пунктов, результатом реализации которых станет формирование бренда современной московской архитектуры.
Полный текст исследования опубликован на сайте Архсовета Москвы.
- Темы:
- Исследование |
- реклама |
- Комфортный город