Началась реставрация здания-фары на Авиамоторной
В Лефортове на юго-востоке Москвы началась реставрация гаража Госплана, построенного по проекту архитектора Константина Мельникова, сообщает mos.ru.
Гараж Госплана — последнее крупное здание, созданное по чертежам знаменитого архитектора Мельникова, оно было построено в 1936 году и стало символом завершения эпохи авангарда и конструктивизма в советской архитектуре.
Основная часть дома — одноэтажная, на западном фасаде располагается крупное окно, выполненное в виде фары, или «глаза», как называл его сам архитектор. Это пространство предназначалось для стоянки автомобилей, здесь также размещалась столовая. Еще один корпус гаража, где находились администрация и мастерские, — четырехэтажная постройка. Она подчеркнута объемными вертикальными колоннами, как бы прорезающими здание. Во двор выходят прямоугольные окна, повторяющие направление внутренних лестниц.
Специалистам предстоит отреставрировать фасады здания — избавиться от существующих трещин, привести в порядок цементную штукатурку и покрыть стены защитными растворами. Гараж Госплана покрасят в белый и желтый цвета в соответствии с колористическим паспортом здания.
Авангардное здание было построено для автомобилей Госплана СССР (ведомства, занимавшегося общегосударственным планированием развития народного хозяйства). Его возведение было поручено архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 7 во главе с архитектором Валерием Курочкиным. Константин Мельников проектировал только архитектурное оформление фасадов. По его задумке, композиция гаража напоминает автомобиль — с фарой, вытянутым крылом первого этажа и решеткой радиатора — вертикальными белыми колоннами. В 90-е годы прошлого века гараж получил статус объекта культурного наследия регионального значения.
Госплан СССР занимал здание до 1955 года, потом оно был отдано в пользование 8-му таксомоторному парку Москвы. С 1990-х помещения гаража сдаются в аренду.
Константин Мельников — один из родоначальников советского авангарда. Широкую известность ему принесло строительство павильона СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. В результате ему поступил заказ — разработать проект гаража на тысячу машин для столицы Франции. Архитектор предложил несколько вариантов — полупрозрачный десятиэтажный стеклянный куб и здание с консольно-подвесными конструкциями. Эти проекты так и не были реализованы, однако Мельников использовал некоторые архитектурные решения при строительстве гаражей уже в Москве.
Так, он разработал особую систему проектирования, которая была основана на учете точных маневров автомобилей. По задумке, каждая машина попадала в гараж, занимала свое место и выезжала, двигаясь только вперед. Именно по такому методу в 1930-е годы были построены два гаража — на Бахметьевской и Новорязанской улицах. В их проектировании принимал участие известный русский инженер Владимир Шухов (1853–1939). Однако в случае с гаражом на Авиамоторной Мельников занимался только обликом здания, сконцентрировавшись на крупных формах, прямых линиях и объемах. Внутренней же частью и планировкой занимались его коллеги из мастерской Моссовета № 7.
Константин Мельников также проектировал здания домов культуры, например Дом культуры имени Русакова (1929) или клуб Дорхимзавода имени М.В. Фрунзе (1929). Кроме того, в 1929 году архитектор разработал проект Парка Горького и закончил строительство собственного дома-мастерской в Кривоарбатском переулке. Все эти здания сохранились до наших дней, они являются памятниками архитектуры и яркими примерами советского авангарда.
Работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры в Москве ведется постоянно. Кроме гаража Госплана, в Лефортове также отреставрируют фасады трехэтажного здания таможни. Это один из немногих домов, построенных на юго-востоке столицы в конце XVIII — начале XIX века и сохранившихся до наших дней. Здание является образцом промышленной эклектики, распространенной в годы активного развития мануфактурного производства в Москве.
Обновление ждет Оранжерейные пруды музея-заповедника «Царицыно». А в Замоскворечье летом этого года завершилась реставрация фасадов главного здания Государственного центрального театрального дома-музея имени А.А. Бахрушина. Дом был построен купцом и меценатом Алексеем Бахрушиным в 1894 году по проекту московского архитектора Карла Гиппиуса. Весной специалисты привели в порядок фасад здания Московской государственной картинной галереи народного художника СССР Александра Шилова. Это кирпичный особняк, возведенный в 1829 году.
- Темы:
- реставрация |
- гараж Госплана