На старой сцене открылся реконструированный театр «Геликон-опера»
Театр вернулся на свою историческую сцену, расположенную в комплексе зданий усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской улице и отмечает завершение восьмилетней реконструкции серией гала-концертов. Над их сценографией работал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
2 ноября 2015 года «Геликон-Опера» открыла свой 26-й сезон гала-концертом в историческом здании на Большой Никитской улице. Специально к этому событию Сергеем Кузнецовым и архитектором Агнией Стерлиговой была разработана сценография, которая позволила продемонстрировать уникальные возможности новой театральной сцены, ее механику и самое современное освещение.
«Мы долго думали о сценографии нашего концерта к открытию нового театра и понимали, что перед нами сложная задача — удивить зрителя техническими возможностями нашей новой сцены и поразить красотой интерьеров и сценографией, гармонично встроенной в эти интерьеры. Мне кажется, у нас это получилось, благодаря таланту, креативности и высокому профессионализму Сергея Кузнецова», — рассказал художественный руководитель театра Дмитрий Бертман.
Портал Архсовета попросил главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова прокомментировать проект:
— Расскажите, пожалуйста, как проходила работа над декорациями?
Сергей Кузнецов: Это мой первый опыт сценографии, и работа, конечно, была очень интересной, при том что я делал много разных проектов, помимо архитектуры, и издательских, и выставочных. Мы начали работу над проектом этим летом, совместно с художественным руководителем театра Дмитрием Бертманом, который является идеологом всего театра и спектакля открытия. В этом плане нам был дал определенный карт-бланш, хотя, конечно, мы согласовывали наши действия и представляли ему свои эскизы.
Чтобы погрузиться в тему, мы специально ходили с коллегами, смотрели спектакли на старой сцене, много времени проводили в театре, наблюдали, как они работают, чтобы понять атмосферу. Но надо еще сказать, что команда в театре, которая занимается сценографией в обычном режиме, сама по себе сильная, и они нам очень помогали.
— А в чем все-таки сложность и специфика работы сценографом для архитектора, который ранее этим не занимался?
— Самым сложным был, наверное, необычный режим работы: в театре все работают вместе - и художники-декораторы, и труппа, так что приходилось подстраиваться, тем более, что главные на сцене — актеры, тогда как архитектура здесь играет роль вспомогательную и служит оформлением для действа.
— На чем строится концепция сценографии?
— В этом проекте мы старались сделать то, что отвечает духу самого театра, как институции, и духу театра как здания. И здесь, как мне кажется, были найдены интересные и одновременно современные формы представления спектакля, референтные и традиции русского театра, и русского искусства. Опыт совместной работы был, безусловно, позитивным.
— Гала-концерты — своеобразный пролог к будущему сезону и, в частности, демонстрация новых возможностей сцены....
— Да, действительно, театр оборудован по последнему слову техники, и мы используем эти возможности механизации сцены, системы света, звука. Понятно, что и такие традиционные вещи как занавесы, проекции — все, что можно использовать в театре, даже дизайн интерьера, нами учитывались. Мы постарались все это задействовать, чтобы в открытии максимально показать, на что способен не только художественный коллектив, но и само новое помещение, потому что это все-таки серьезное обновление формата для театра.
Справка о проекте:
Театр въехал на Большую Никитскую улицу в 1990-е годы, а в 2002 году Правительством Москвы было принято решение о реконструкции и реставрации усадебного комплекса, являющего памятником архитектуры. Однако стройка затянулась, в частности, по вине подрядчика, и в итоге лишь в 2014 году АО «Мосинжпроект» возобновило работы и завершило проект в довольно короткий срок.
«Геликон-опере» исполняется в этом году 25 лет, и было бы неправильно, если бы в этот замечательный юбилей этого уникального творческого коллектива мы не закончили здание, в котором начиналась история», — отметил мэр Москвы Сергей Собянин, поздравляя театр с возвращением на старую сцену. Пока реконструировался театр, по программе «Моя улица», тем временем, была обновлена и сама Большая Никитская, напомнил мэр, и сегодня здесь формируется целый театральный квартал, с приятной атмосферой и комфортной городской средой.
Проект реконструкции выполняли ЗАО «Фирма Вектор+» и ОАО «МАХПИ имени Академика Полянского». Структурно театр объединил все здания усадьбы с новопостроенным зданием в единый комплекс, получив тем самым необходимый набор помещений. Во дворе усадьбы появился большой зал-амфитеатр на 500 мест, со сценой, техническое оснащение которой выполнено на уровне лучших оперных театров мира. Малая сцена (на 216 мест), а также фойе и буфет остались в старом здании театра, которое было аккуратно отреставрировано. Здесь, в частности, была восстановлена подлинная лепнина XIX в., мраморные колонны, сохранен деревянный сводчатый потолок.
- Темы:
- реконструкции |
- реставрации |
- объекты культуры |
- Сергей Кузнецов