ENG
 
Город

Москва всем миром строится

28 Июля 2020
1 из 15
2 из 15
3 из 15
4 из 15
5 из 15
6 из 15
7 из 15
8 из 15
9 из 15
10 из 15
11 из 15
12 из 15
13 из 15
14 из 15
1 / 15

Увеличить

То, что в мировом сообществе понимается сегодня под московской архитектурой, было бы невозможно не только без Фьораванти, Кваренги, Ринальди, Жилярди, Бове, Ле Корбюзье, но и, конечно же, без Палладио, оммажи которому положили начало русскому палладианству. В разные годы зодчие привозили в Россию передовые идеи, опыт решения масштабных градостроительных задач и новые технологии. Москву строили и строят самые блестящие мировые архитектурные умы.

Проекты новых зданий и реконструкции исторических объектов представляют лауреаты Притцкеровской премии - главной архитектурной награды мира, обладатели золотых медалей Royal Institute for British Architects (RIBA) и Американского института архитектуры ( AIA Gold Medal), призеры Мирового фестиваля архитектуры (World Architecture Festival), авторы и участники самых заметных архитектурных событий современности.

Российская архитектурная школа не была бы самой собой, если бы «варяги» из других стран не оставались здесь всерьёз и надолго. Про московскую же архитектуру говорили: корни – всегда европейские, но ствол, крона и цветы - русские. Тут, конечно, нужно помнить о том, насколько другой для этих корней была в России и почва – именно это рождало шедевры, которых в других странах у этих авторов просто не могло быть ввиду иного культурного и пространственного контекста. Интересно, что уже к концу XIX века в Москве сложилось полное равноправие российских и европейских архитекторов, что закрепил затем успех русского модерна, неорусского стиля, а позднее – авангарда с триумфом Константина Мельникова на Парижской выставке в 1925 году и признанием русской конструктивистской школы.

Потом были Ле Корбюзье, Мендельсон, триумфальное шествие детройтской Albert Kahn, Inc. – главного консультанта правительства СССР по промышленному строительству с уникальными для тех лет разработкой рабочих чертежей за неделю и возведением корпусов промышленных предприятий за пять месяцев (Сталинградский тракторный завод, Челябинский тракторный завод – всего с 1929 по 1932 гг. фирма Кана спроектировала 521 объект). Тогда же - активное участие (и победы) других иностранных авторов в советских архитектурных конкурсах, проекты советских городов Эрнста Мая, потом - расцвет сталинского ампира, а затем многолетняя закрытость от всего мира, стагнация технологий и инженерии привели к тому, что к распаду СССР страна утратила (или просто не могла приобрести) многие компетенции.

Могли снова спасти «варяги», но приглашать их сначала не было возможностей и денег, потом же, когда деньги появились, а времена изменились, авансцену заполнили «лужковский» и «рублёвский» стили. Башенки-замки-яйца-золото и другой «русский постмодернизм» проникали не только в подмосковные посёлки, но и в центр Москвы – чего стоят одни только торговые центры «Наутилус» и «Охотный ряд». Продолжался и бег назад по части технологий – всё чаще российские компании говорили, что «не возьмутся» за строительство небоскрёбов или просто объектов со сложной инженерией.

Начало новой эры для иностранных архитекторов и инженеров в России, впрочем, было обусловлено не только этим – стране, а особенно ее городам, как никогда, был нужен взгляд со стороны. Работа звезд мировой архитектуры в столице продолжается - вспоминаем, кто из них что строил, строит и будет строить в Москве и посмотрим на самые ожидаемые премьеры предстоящих лет от международных мэтров.

Московский Кремль

О том, как Иван III по совету «грекини Софии» пригласил для переустройства Кремля Аристотеля Фьораванти, Пьетро Солари, Алевиза Фрязина, Марка Фрязина, знают все. Центром проекта тогда становится Соборная площадь с построенным 58-летним Фьораванти Успенским собором (1475-79) - местом венчаний и коронаций великих князей, царей и императоров, усыпальницей митрополитов и патриархов. Но не все помнят, как Фьораванти, любимец принцев и венгерского короля, построил сначала на Яузе кирпичный завод, где делались кирпичи по его рецепту – их прозовут «аристотелевыми».

Начиная с 1485 года, вокруг Кремля появляются стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. В подклете Благовещенского собора же Марко Руффо устроит новое Казнохранилище. Руффо считается и автором Грановитой палаты, площадью пятьсот квадратных метров и с опорой сводов всего на один столб. Заканчивал палату Руффо вместе с Пьетро Антонио Солари. За три года в Москве Солари завершит замысел Ивана III – превратить Кремль в самую неприступную крепость в Европе «всю в башнях».

Верхние торговые ряды - ГУМ

При Екатерине II на месте старых лавок в Москве решают построить большой пассаж в стиле классицизма. Проект начинал ещё Кваренги, но после пожара 1812 года торговые ряды перестраивал уже Осип Бове, отстроивший тогда всю Москву. Именно в ГУМе на товары впервые стали прикрепляться ценники, а позднее – демонстрировать готовое платье на манекенах. Сегодня здание ГУМа в псевдорусском стиле, неоднократно реконструированное и перестроенное (от закрытого архитектурного конкурса в конце XIX века с участием Померанцева, Клейна и Вебера до постоянных работ в наши дни), остаётся одним из символов Москвы и самых известных гранд-универмагов мира.

«Фабрика Станиславского»

Бизнес-центр "Фабрика Станиславского", расположенный рядом с метро «Таганская» в Москве, получил премию Королевского института британских архитекторов (The Royal Institute of British Architects, RIBA). RIBA является самым влиятельным архитектурным институтом в мире, который был образован в 1834 году. Ежегодно институт проводит в Лондоне конкурс нa лучшие архитектурные и дизайнерские проекты.

Бывшая золотоканительная фабрика семьи Константина Алексеева стала одним из первых и интересных проектов редевелопмента в Москве. Проект реконструкции фабрики, построенной в XIX веке, принадлежит лондонскому бюро John McAslan + Partners. Комплекс зданий занимает 32 тысячи квадратных метров на территории 3,5 гектара. Полная реконструкция фабрики завершилась в 2007 году.

Многофункциональное пространство с жилыми домами, ресторанами, театром предложили именно специализирующиеся на редевелопменте и реконструкциях британцы из John McAslan + Partners. Это неудивительно: архитекторы бюро – авторы сразу нескольких признанных в истории современной архитектуры культовыми реконструкций исторических зданий: веерного депо в Лондоне (1846), последней работы Ч.Р. Макинтоша - бывшего дома У.Дж. Бассета-Лоука в Нортгемптоне (1919), Павильона Де Ла Варр в приморском Бексхилле (1935, архитекторы Серж Чермаев и Эрих Мендельсон). Среди работ бюро также штаб-квартира компании Max Mara близ Милана (2004), головной офис банка Yapi Kredi в Гезбе (1999).

Кампус школы управления «Сколково»

По словам британского архитектора сэра Дэвида Фрэнка Аджайе, посвященного в рыцари за заслуги в области архитектуры, во время работы над комплексом инновационной бизнес-школы он вдохновлялся картиной Малевича «Супрематизм». Аджайе – признанная звезда своего поколения и «маэстро архитектуры света» - конечно же, был приглашён для работы со Сколково тоже неслучайно. Основатели школы считали, что кампус должен воплощать высокотехнологичное и многофункциональное решение «новой архитектуры», а Аджайе предложил нестандартное видение и оригинальную концепцию, названные затем экспертным сообществом «явлением в истории современной архитектуры».

Главный архитектор Национального музея афроамериканской истории и культуры, офицер Ордена Британской империи, член Королевской академии художеств, иностранный член Американского философского общества, родился в Танзании в семье ганского дипломата, и вообще славится умением «подружить» восток и запад, прошлое и будущее, цитируя в работах Танзанию, Египет, Йемен, Ливан, и Англию. Показательно, что в 2009 году именно Аджайе вместе с другими авторами выбирают для разработки архитектурного дизайна нового Смитсоновского национального музея афроамериканской истории и культуры на Национальной аллее в Вашингтоне. Параллельно с крупными международными проектами, Аджайе всю жизнь продолжает работать над частными домами – для Александра МакКуина, Джейка Чепмена, Юргена Теллера, Эвана МакГрегора и пр. Среди проектов последних лет – Музей современного искусства в Денвере, Нобелевский мирный центр в Осло, разработка проекта нового здания Музей-студии в Гарлеме. Член консультационного совета Института Архитектуры в Барселоне и исследовательской программы LSE Cities Лондонской школы экономики и политических наук, Аджайе создал в Сколково ансамбль из нескольких разных зданий: основное - двухэтажная платформа в форме диска - включает аудитории, ресторанный атриум и парковку. На крыше – четыре других дома с танзанийским декором.

«Большевик» и Музей русского импрессионизма

Здания кондитерской фабрики «А.Сиу и Ко» (с 1924 года - «Большевик»), были первым электрифицированным предприятием Москвы. Комплекс построен в конце XIX века Оскаром Дидио.

Проект же ревитализации, реконструкции и реставрации фабрики, разработанный John McAslan + Partners, включал сохранение семнадцати исторических объектов, а также возведение новых. Бюро Джона МакАслана, имевшее беспрецедентный опыт работы с историческими зданиями, снова было выбрано за умение не только строить, но и бережно сохранять и «оживлять». В итоге появился многофункциональный комплекс и Музей русского импрессионизма, облицованный перфорированным металлом, с пятью этажами и террасой на крыше. Жилые корпуса премиальных апартаментов спроектировали российские коллеги Джона МакАслана - архитекторы бюро IND architects в соответствии с дизайн-кодом, заданным британцами.

Понимая, как никто, с объектом какого уровня он работает, Джон МакАслан бережно сохранил фасады, выдержанные авторами в стиле так называемой русской краснокирпичной промышленной архитектуры, удалив поздние штукатурные растворы и восстановив утраченные кирпичи и элементы декора. Во всех зданиях на основе обмерных чертежей, архивных фотографий и подлинных образцов тех лет были восстановлены исторические дверные и оконные проемы, а в фабричном корпусе появилась парадная наружная лестница главного фасада. В жилом же доме для служащих при устройстве парадного и дополнительных входов на основе архивных фотографий и исторических аналогов воссозданы декоративная металлическая решетка и козырек, а также наружные и внутренние двери. В здании кондитерского магазина произведена реставрация металлического ограждения и сохранившейся первоначальной фигурной консоли балкона второго этажа.

Центр современной культуры, Музей современного искусства «Гараж»

С 2008 года проект Дарьи Жуковой занимал легендарный Бахметьевский автобусный гараж Константина Мельникова. В 2012 «Гараж» переезжает в парк Горького, в построенный знаменитым японским архитектором, лауреатом Притцкеровской премии Шигеру Баном временный павильон. Через год рядом с павильоном появляется Образовательный центр музея «Гараж», а летом 2015-го проект встречает посетителей в новом здании. Глобальная реконструкция, реализованная видным голландским архитектором и теоретиком архитектуры, также Притцкеровским лауреатом  Ремом Колхасом и его бюро ОМА, превратила бывшее здание советского ресторана «Времена года» (1968) в музейные пространства.

В бюро Колхаса, выпускника Школы архитектуры Архитектурной ассоциации в Лондоне и Корнеллского университета, теперешнего иностранного члена Американского философского общества, начинала карьеру Заха Хадид. Среди работ Колхаса – музей Гуггенхайм-Эрмитаж в Лас-Вегасе, посольство Нидерландов в Берлине, Дом музыки в Порту. В 2010 году Колхасу на Венецианской биеннале был вручён «Золотой лев» за вклад в архитектуру. Колхас консультировал Эрмитаж в связи с реконструкцией Главного штаба, и является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова.

Центральный телеграф

Легендарный московский Центральный телеграф появился в 1927 году, и по проекту Ивана Рерберга, включал радиоузел, районное почтовое отделение, зал собраний, Народный комиссариат связи и библиотеку для просвещения трудящихся - тогда телеграф занимал целый квартал. Телеграф был одним из самых передовых сооружений своего времени: сложный железобетонный каркас, большие окна, пневматическая почта, аппаратные залы и часы с уникальным механизмом на фасаде.

В конце 2021 года начнется обновление здания Центрального телеграфа по проекту британского архитектурного бюро David Chipperfield Architects. Работы планируется завершить в начале 2024 года.

После реновации телеграф превратится в многофункциональный комплекс, включающий торговую галерею, офисы и общественные пространства. Британское архитектурное бюро David Chipperfield Architects, известное бережным подходом к работе с историческими зданиями, было выбрано девелопером проекта компанией Vos’hod неслучайно. Дело не только в том, что команда Дэвида Чипперфильда удостоена многочисленных международных наград за достижения в области архитектуры, в том числе - премии Стирлинга Королевского института британских  архитекторов (Royal Institute for British architects, RIBA), и премии Миса ван дер Роэ - главной премии Европейского союза за современную архитектуру. И не в том, что у сэра Дэвида Чипперфильда – поистине впечатляющее портфолио: от Нобелевского центра в Стокгольме до универмага Selfridges и Royal Academy в Лондоне и реставрации знаменитых Старых Прокураций на площади Сан Марко в Венеции.

Главное - Чипперфильд убежден, что качественная архитектура способна долгое время оставаться в прежнем виде, не поддаваясь веяниям времени и моды. Именно за тонкое и бережное отношение к историческим зданиям Чипперфильда называют «маэстро реконструкций» и «архитектором археологом». Неудивительно, что именно Дэвид в своё время был выбран, например, и архитектором для создания мастер-плана Музейного острова в Берлине, включая реконструкцию Нового музея и проектирование галереи Джеймса Симона. В разные годы ювелирное мастерство реконструкции и реставрации Чипперфильд демонстрировал и в работе со многими знаковыми музеями и зданиями.

Bvlgari Hotel & Residences Moscow

Усадебный дворец графа Разумовского конца XVIII века между Большой Никитской и Средним Кисловским переулком упоминается Матвеем Казаковым в его «Альбомах партикулярных строений» среди наиболее совершенных зданий Москвы. Особняк в стиле классицизма многократно перестраивался. Здесь появится гостиничный комплекс с резиденциями Bvlgari Hotel & Residences – единственный в России отель международной сети Bvlgari Hotels & Resorts. Архитектурной концепцией проекта занималось итальянское бюро Antonio Citterio-Patricia Viel, которое проектирует все отели сети уже более 15 лет.

Антонио Читтерио и Патрисию Виель любят везде приглашать именно за то, что они убеждены: каждый дом должен напоминать произведение ювелирного искусства. Многие созданные Антонио объекты вошли в экспозиции самых известных музеев мира, в том числе - нью-йоркского Музея современного искусства и парижского центра Помпиду. Среди архитектурных проектов — реставрация картинной галереи Брера в Милане и активная работа в мире моды с созданием интерьеров для гранд-Домов.

ГЭС-2

Выведенная из эксплуатации электростанция в центре Москвы на Болотной набережной работала с 1907 по 2015 гг. В 2009 году комплекс в неорусском стиле получил статус объекта культурного наследия регионального значения; после закрытия объект передали фонду современного искусства V-A-C, начавшему реконструкцию здания под арт-центр, запуск которого назначен на 2021 год.

Уже в сентябре 2015-го фонд провел в электростанции выставку современного паблик-арта «Расширение пространства», тогда же объявив о планах реконструкции для открытия Академии современного искусства по проекту известного итальянского бюро Renzo Piano Building Workshop под руководством Притцкеровского лауреата и обладателя AIA Gold Medal Ренцо Пиано, автора Центра Помпиду. По словам Пиано, его масштабный и уникальный замысел предполагает восстановление первоначального исторического облика Трамвайной электростанции и переосмысление его внутреннего пространства с обращением к принципам энергоэффективной и устойчивой архитектуры. Приехав в Москву и увидев ГЭС-2, влюбленный в воду и набережные Ренцо сразу спросил: «Как используют реку, когда она замерзает?».

ЦДХ на Крымском валу

Концепцию реконструкции ЦДХ на Крымском разработал голландский архитектор Рем Колхас. Работы по внутренней модернизации здания планируется начать в 2023 году. Основные изменения произойдут внутри выставочного пространства и в западном крыле центра ЦДХ, где находится Новая Третьяковка - здесь планируется раскрыть верхнюю часть стены и сделать входные группы с четырех сторон здания. Кроме того, архитекторы хотят расчистить территорию от внутренних барьеров и сделать навигацию по галерее простой и удобной.

По словам Зельфиры Трегуловой, директора Третьяковской галереи, ей импонирует, что Колхас – признанная звезда и легенда мировой архитектуры - имеет большой опыт работы в России, и не предлагает сложно реализуемых идей. Это неудивительно - только в СССР Колхас приезжал двенадцать раз, тогда он изучал авангард и писал книгу об Иване Леонидове. «Третьяковская галерея на Крымском валу — одно из самых больших в мире выставочных пространств, и, при правильной организации, это место может стать самой масштабной культурной площадкой в Москве», - убеждён Рем.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.