ENG
 
Город

«Мечты о свободе» Даниэля Либескинда

29 Апреля 2021
1 из 14
2 из 14
3 из 14
4 из 14
5 из 14
6 из 14
7 из 14
8 из 14
9 из 14
10 из 14
11 из 14
12 из 14
13 из 14
14 из 14
1 / 14

Увеличить

Больше 300 картин из российских собраний и музеев Дрездена можно увидеть в Третьяковской галерее на выставке «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». В музее ее называют одним из крупнейших проектов в своей истории, и даже оформлением экспозиции занималась мировая звезда – американский архитектор-деконструктивист Даниэль Либескинд.

Автор Еврейского музея в Берлине, Военно-исторического музея Вооруженных сил Германии в Дрездене и Еврейского музея в Сан-Франциско лично приехал открывать выставку и выступил с лекцией.

«Имя Даниэля Либескинда было первым, которое пришло мне на ум. Я была на сто процентов уверена, что никто больше так не представит задуманные идеи. И мне было приятно узнать, что он считает 19 век одним из самых интересных периодов в истории. Это то время, когда была сформирована и сформулирована концепция творчества и креативности, внутри которой мы продолжаем жить сегодня», - прокомментировала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Для Третьяковки архитектор создал пространство, которое представляет собой лабиринт в виде двойной спирали, поделенный на тематические разделы. Такое решение позволяет зрителю на интуитивном уровне постичь разнообразие этой живописи и творческих поисков художников.

«Сама идея «Мечты о свободе» исходит из того, что реальность, прежде всего, - очень непростое и комплексное понятие. Она не является чем-то простым и легко достижимым.  Она представляет собой лабиринт идей, лабиринт из человеческого опыта, где есть свет и тьма. И для создания эмоций, а не только интеллекта, я сделал нечто наподобие двойной спирали. Одна ее часть обозначает географию Дрездена и Москвы, а друга символизирует отвлеченную иллюзорность идеи», — рассказал Либескинд.

Архитектор прекрасно демонстрирует, как изменять пространство при помощи света, цвета, форм и их последовательностей. Выставочное пространство организовано таким образом, что здесь есть и открытые перспективные оси, и тупики. Характерные для деконструктивистских проектов визуальная усложнённость, неожиданные изломанные формы одновременно интригуют, и сбивают с толку.

«Я много думал о понятии свободы, потому что она не существует абстрактно, свобода – это история.  Свобода этой выставки состоит в «свободе посетителя», она не является «предписывающей», каждый может смотреть и воспринимать ее как хочет. Выставка не предлагает вам определенного маршрута следования, последовательности, разработанной кем-то другим. Она позволяет посетителю выбирать самому, «заблудиться», найтись, снова потеряться и в конечном итоге оказаться в месте, которое является пространством, дающим ему чувство сопричастности и общности с этими художниками, этими гениями, чьи работы представлены иногда во фрагментах, иногда в картинах или предметах этой выставки», — рассуждает архитектор.

Объясняя выбор цветового решения — ярко красный, переходы от белого и серого к черному, Даниэль Либескинд то ли всерьез, то ли в шутку отметил, что ему просто нравятся эти цвета.

Самой заметной деталью «лабиринта» являются именно красные рамки, уводящие в перспективу. Хильке Вагнер, директор музея «Албертина» в Дрездене, сравнила такой прием с зеркальной комнатой. Также, по ее мнению, в пространстве выставки прекрасно отражена идея дуализма, свойственного романтизму.

«Что мне особенно нравится, так это ощущение, что вы попали в «шпигелькабинет» («комната с зеркалами» – прим. перевод с немецкого), потому что все продолжается и продолжается, и так до бесконечности. И конечно, выставка строится на противопоставлении бесконечного конечному, открытого – закрытому. Если вы посмотрите на пейзажи Каспара Давида Фридриха, вы увидите бесконечность, а если посмотрите на образцы русского романтизма, вы увидите интерьер, который кажется слишком маленьким. Особенностью этой экспозиции является то, что в самом конце этой перспективы нет ничего! Обычно создатели в конце размещают самые важные работы, а мы имеем здесь лишь пустое пространство», — пояснила фрау Вагнер.

Впрочем, невольно возникает вопрос – не затмевает ли оформление экспозиции полотна великих художников. Директор Третьяковки Зельфира Трегулова отметила, что у нее были опасения подобного рода: «Я страшно боялась, когда мы начнем монтировать в витринах и на стенах художественные произведения. Но каждый раз как я приходила на монтаж, я видела, как это невероятная архитектура буквально оживает по мере наполнения пространства, и в то же время делает абсолютно четкими и ясными все те заложенные смыслы, которые явились результатом сложнейшей совместной работы кураторов из двух стран… Тщетно последние дни перед открытием я искала в этой выставке что-то, что меня не устраивало бы, но это абсолютный перл, абсолютное совершенство в плане взаимодействия архитектуры и произведений. Это пространство помогает каждой из работ донести до зрителя свое собственное послание».

«Большинство людей видит архитектуру как самый практичный вид искусства. Но для меня архитектура – из всех разновидностей искусства – является самой мистической, самой символичной. Приведу вам пример. Когда художник заканчивает рисовать картину, картина закончена. Когда композитор заканчивает писать симфонию – она готова, к ней нечего добавить. Когда архитектор заканчивает свою работу – это только начало ее жизни. Потому что его работа должна вписаться и сохранить дух пространства, в котором она будет находиться. Как человеческий мозг использует нашу голову в качестве определённого футляра. Да, это то, как я думал об экспонатах этой выставки, думал о движении, свете, думал о возможности создать необычную связь между картинами, художниками, между работами современников, их расположением, целями, а также тенями и откровением. Это огромное откровение живописи для меня», — заключил Либескинд.

«Мечты о свободе. Романтизм в Германии и России» — первая выставка, где русские и немецкие художники показаны в единстве их творческих устремлений как представители одной эпохи в живописи. В экспозиции объединены работы крупнейших художников первой четверти XIX века: Каспара Давида Фридриха, Филиппа Отто Рунге, Александра Иванова, Карла Брюллова. Часть из них привезли из Германии, США, Эстонии. Выставка на Крымском Валу продлится до 8 августа, после чего переедет из Москвы в Дрезден.

Также на днях главный архитектор столицы Сергей Кузнецов сообщил, что реконструкцию здания Новой Третьяковской галереи могут завершить в 2026 году.  «Третьяковка организовала фонд, куда сейчас привлекаются деньги на реконструкцию. Я считаю это место будет дико модным, — проект от голландского архитектора Рема Колхаса уже готов, там будет масштабная реконструкция существующего здания. Его ждет серьезное перепланирование внутри, развитие внутреннего двора. По срокам сказать сложно, потому что он не финансируется, например, федеральной инвестиционной программой. Представители Третьяковки предполагают что в 2026 году объект будет готов», — рассказал Кузнецов.

Ранее Зельфира Трегулова сообщала, что реконструкция начнется к 2023 году.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.