ENG
 
Город

«Линия жизни» Константина Мельникова

24 Августа 2015

Дизайн-проект постоянной экспозиции Музея Константина и Виктора Мельниковых разработали архитекторы из бюро CitizenStudio, которые до этого выиграли конкурс на концепцию музея Дома Мельникова в Кривоарбатском переулке. Авторы проектов Михаил Бейлин и Даниил Никишин рассказали Порталу Архсовета, в чем секрет их успеха.

— Расскажите, как вы стали работать над концепцией нового музея Константина и Виктора Мельниковых?

М.Б. Два года назад Музей архитектуры им. А.В.Щусева проводил конкурс на концепцию музея Дома Мельникова, непосредственно в доме в Кривоарбатском переулке. Наш проект, который назывался «Тапки для дома Мельникова», тогда занял первое место. Его смысл был в абсолютном сохранении и невмешательстве в саму архитектуру здания. Идея в том, что архитекторам нечего делать в доме Мельникова, ведь по сути там уже есть архитектор — сам Мельников. И первоочередная задача — его реставрация. Вот с таким вот протестным проектом мы и выиграли конкурс. И когда возникла задача сделать музей жизни Константина и Виктора Мельниковых (по завещанию они передавали свой дом государству с условием, что в пешей доступности от Кривоарбатского переулка появится музей отца и сына), нам предложили разработать для него концепцию.

— Помещение музея располагается в памятнике архитектуры 18-19 веков — Флигеле Садовника, на территории усадьбы Талызиных. Какие ограничения возникают в этой связи при организации экспозиции?

М.Б. Во-первых, мы столкнулись с тем, что это абсолютно не музейное пространство. Первый этаж усадьбы — это сеть из маленьких комнат, которые нам предстояло объединить в музей. Так у нас родилась концепция «Линия жизни», которая объединяет всю экспозицию единым ходом. Свою задачу мы видели в том, чтобы показать творческую жизнь Константина Мельникова в контексте времени, через призму исторической реальности, в которой он жил. Он начинал, как и все в то время, классицистом, потом было потрясающее время русского авангарда (единственное время в русской архитектуре, когда она не копировала западную), затем долгое время — забвение, когда архитектору приходилось зарабатывать на жизнь складыванием печек. И, наконец, в конце жизни творческий ренессанс и признание.

— Что собой представляет ваш проект?

Д.Н. Наш проект «Линия жизни» представляет два измерения. Экспозиция занимает весь первый этаж. Система из гипсокартонных стен и небольшого подиума проходит через все комнаты музея, представляя собой белую ленту, в каждой комнате имеющую свою форму. Материалы экспозиции расположены непосредственно на гипсокартонных стенах и подиуме, из которых лента и состоит. Линия подиума непрырывна, символизирует жизненный путь, а линия стены, подразумевающая творческий путь Константина Степановича, изменяется: от цельной — в залах посвященных расцвету его творчества, до прерывистой — в местах, повествующих о забвении и травле. Таким образом, она графически демонстрирует взлет, падение и творческую реабилитацию великого архитектора. Это своеобразная кардиограмма жизни Мельникова, ее графический код.

— По сути вам пришлось разрбатывать концепцию, исходя из размеров и объемов помещения. Не было соблазна что-то изменить, может быть, снести часть перегородок?

Д.Н. Нам не хотелось менять пространство с характерной для него камерностью. Наоборот, хотелось всячески показать, что экспозиция, сама концепция живет вне зависимости от бэкграунда. Поэтому мы решили оставить кирпичные стены, нарочито сделать эту линию чем-то привнесенным, чтобы она не воспринималась как нечто декоративное. Во-первых, у нас есть идеологическая линия жизни как путь, как рассказ, как некая метафора начала, трудных лет и долгожданного признания. Во-вторых, некий графический элемент. Узнаваемость состоит в том, что мы включили в саму архитектуру характерные для творчества Мельникова архетипы.

— Цветовая гамма — такая цитата?

М.Б. Да, отвечая духу творчества Мельникова, вся архитектура музея построена на сочетании белого и красного. Мы используем белый цвет в самой «ленте», подиум устанавливается на тонком каркасе из черного металла — таким образом, он буквально парит в темном пространстве залов, а вот кирпичная кладка красная, в некоторых местах мы специально очищаем ее от штукатурки. И сочетание красной кирпичной клади и белого полотна — это, на наш взгляд, прямая цитата.

— Какие материалы будут в экспозиции? В проекте есть даже кинозал...

Д.М. Да, есть кинозал, но на первых порах в основном будет графика, чертежи. Хотя, конечно, мы понимаем, что для человека, который не знаком с творчеством Мельникова, этого будет не достаточно. Поэтому в дальнейшем выставка будет насыщаться какими-то более пластичными элементами, например, была идея с окнами.

М.Б. Да, мы предлагали Музею архитектуры сделать точную копию крестовой кладки, а также копию окна из Дома в Кривоарбатском, чтобы в музее было побольше осязаемости, чтобы можно было потрогать, пощупать. Графика, безусловно, потрясающая, в музее хранятся подлинники рисунков и чертежей архитектора. Но нам бы хотелось, чтобы было больше наглядности, чтобы было визуальное и физическое присутствие. Ведь именно это отличает «музеи, интересные каждому» и «музеи, интересные только профессионалам». Нам хотелось, чтобы экспозиция несла в себе не только образовательную, но одновременно эмоциональную функцию.

— Это ведь ваш не первый музейный проект...

М.Б. Да, мы делали «Форум» для Государственного исторического музея, потом мы делали для Московского урбанистического форума и Стрелки проект «Культурного навигатора» по Москве, который включал музейные гостиные, городские фойе. Так что можно сказать, что у нас действительно есть опыт работы с музеями и интерес к таким проектам. Что касается реализации, то тут всегда присутствуют определенные сложности.

Д.Н. Все довольно неоднозначно в этой сфере, но мы по крайне мере стараемся извлечь из этого опыт. Разрабатываем пути решения проблемы, стараемся выработать какие-то «рецепты» для города. Мы понимаем, что в будущем это может быть использовано.

М.Б. Архитектор, задумывая свой проект, в сегодняшней ситуации должен очень хорошо представлять, как это будет реализовано, кем, когда, т.е. в общем-то заниматься не своей работой. Как раз наш опыт работы с «Культурным навигатором», которому были даны очень высокие оценки и на самом Урбанфоруме, и Департаментом культуры, показал, что не всегда удачные проекты потом реализуются. Очень многое зависит от инициативы самих заказчиков. Так было и с Историческим музеем, когда нам одно руководство этот проект заказало, а потом оно сменилось, и новому руководству этот проект оказался не интересен.

— Как правило, музеи располагаются в центре города. Но сейчас разрабатывается полицентрическая модель развития Москвы. Скажите, насколько актуально размещать музеи на периферии? 

Д.Н. Если рассматривать мировую практику, то музей далеко не всегда означает привязку к какому-то определенному месту.  Это скорее способ что-то преподнести людям, поэтому это может быть временная экспозиция, перфоманс, это может быть та же самая постоянная экспозиция, которая будет перемещаться.  В этом смысле нет конкретной привязанности. Бывают небольшие коллекции, которые не требуют гигантских фондов и огромных площадей; опять же есть формат выставок. Музей - широкое понятие, и я не исключаю, что на Москва-реке может появиться такое пространство как привнесение культуры от центра. 

— Если бы вам предложили делать музей Мельниковых на реке?... 

Д.Н. Надо понимать, что есть какие-то места заряженные, места памяти, связанные с определенной тематикой.  В данном случае у нас есть завещание, но вообще какие-то мобильные экспозиции могли бы быть. 

М.Б. Знаете в чем проблема?  В очень плохой информированности людей музейными и вообще культурными точками. На самом деле, за пределами центра существует очень много музеев, но просто люди о них не знают. В нашем проекте "Культурного навигатора" была инфографика по этому вопросу. Там получается, что Третьяковская галерея, Пушкинский музей и музеи Кремля имеют невероятно высокую посещаемость, а менее известные музеи, даже в пределах Бульварного кольца, - совсем незначительную.  Потому что люди зачастую не просто не знают об их существовании, они не знают о выставках - где и когда проходят. Смысл "Культурного навигатора" был именно в информировании, чтобы ходили в другие музеи. То же самое касается культурных пространств на Москва-реке: если будет полноценная централизованная история по культурному ориентированию, то никаких проблем не будет.  

Например, в том же "Культурном навигаторе" у нас был проект выездного музея. "Форум", который мы делали для Государственного исторического музея, задумывался как разборная конструкция. Мы предлагали сделать это системно. По задумке, в каждом серьезном музее должна быть "музейная гостиная", которую летом перевозят в какой-нибудь спальный район - месяц она стоит в Бибирево, а другой месяц в Отрадном. Эти подвижные филиалы могут переезжать и в другие города. Такие своеобразные посольства музеев. На наш взгляд, не обязательно разворачивать масштабные государственные программы, для организации и популяризации музея этих "легких" мер достаточно. 


Изображения: CitizenStudio


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.