Лауреаты премии Архсовета: школа в Летово
Международная школа в Летово является уникальным для России проектом образовательного кампуса в Новой Москве, в основу которого положены международные стандарты. Его авторы — голландское бюро ATELIER PRO и российская компания «Атриум». Проект стал победителем Премии Архсовета в номинации «Лучшее решение социального объекта».
Территория кампуса включает порядка 7 гектар. В центре будет построено здание школы на 1012 учащихся. Благодаря низкой этажности, природным оттенкам клинкера и большим витражам, оно станет частью окружающего ландшафта. Рядом появятся четыре корпуса общежитий на 560 учащихся школы (с 12 лет), а также три корпуса общежитий квартирного типа для преподавателей.
Инновационная модель преподавания, которая будет внедряться в школе, во многом определила проектные решения и состав инфраструктуры. Так, расширенная естественно-научная программа потребовала наличия в проекте специальных лабораторий, теплицы и места под фруктовый опытный сад. Для реализации программых удожественного воспитания спроектированы две мастерские, репетиционные комнаты для оркестра и хора; для занятий хореографией могут использоваться трансформируемые помещения малого спортзала и сцены.
Спортивный блок также будет большим: он включает три спортзала, бассейн, тренажерный зал, зал аэробики, а на улице — футбольное поле, два теннисных корта, хоккейную коробку, волейбольную площадку и 5 площадок для стрит бола.
Отличительное качество всех учебных помещений — их универсальность и современное технологическое оснащение. Общая площадь комплекса составит 40 607 кв. м.
Проект комментируют архитекторы бюро «Атриум»:
— Как в этом проекте была поделена работа между АМ «Атриум» и ATELIER PRO?
— Наши голландские коллеги выступают как архитекторы проекта, мы — как генпроектировщики. На самом деле это была совместная работа. Мы вместе переработали представленную ими конкурсную концепцию с учётом российских норм и правил и затем выпустили Проект и РД в комплексе, по всем разделам, разработали проект интерьеров. Атриум также создаёт и ведёт информационную BIM-модель. Потенциально лучшая школа России требует соответствующего подхода и технологий.
— В чем заключаются новые для России принципы школьного строительства, инновационная обучающая среда? Все ли инновации можно реализовать в условиях российских нормативов?
— Применять передовые идеи, которые отличают современные европейские школы от тех, к которым мы привыкли, получается не у всех. Многие оправдывают это излишней жесткостью российских нормативов. Но у архитекторов «Атриум» огромный опыт работы с нормами — в том числе на социальных объектах. Поэтому нам удалось реализовать все инновационные решения, которые хотел осуществить заказчик.
Прежде всего — это гибкость и универсальность: пространство меняется в зависимости от текущих потребностей.
В центре здания — многосветный и многофункциональный атриумный объем, который каждый день выполняет роль то рекреаций, то репетиционного зала, то лекционной аудитории. При необходимости это же пространство становится актовым залом или форумом школы.
Классы — тоже универсальные. В каждом кабинете можно заниматься любым из стандартных школьных предметов — все они имеют одинаковое оснащение. Это интерактивный проектор, потолочный проектор, проекционные поверхности, маркерные и пробковые доски. На всей территории школы предполагается тотальное покрытие сетью Wi-Fi.
В некотором роде универсальны и рекреационные помещения в «крыльях» школы: они легко трансформируются под разные виды досуга и самостоятельных занятий. Таким образом, практически любое пространство в школе ученик может «приспособить» под текущую задачу.
— Реально ли создать такую среду в неуникальных школьных проектах, которые Минстрой стремится привести к типовым?
— Такую же среду вряд ли: проектирование пространства такого уровня сложности невозможно поставить на поток. Хотя реализовать схожую учебную программу — наверное, можно.
Кроме того, нормируемый бюджет строительства, рассчитанный на одного учащегося на основе среднего фактического показателя по стране, не выдерживает никакой критики. Сначала государство должно сформировать стандарт образования, понять, какой уровень знаний и какие навыки должны иметь дети сейчас и в ближайшем будущем, через 10-20-30 лет, а потом определять бюджет и размер инвестиций. А не наоборот.
— Как именно трансформируется пространство атриума?
— В центре здания школы есть многосветный зал, к которому примыкает пространство сцены. В обычном ежедневном режиме оно отделено мобильной перегородкой и работает как репетиционный зал или хореографическая студия. К атриуму примыкает и нижний амфитеатр, отделенный боковыми и задней стенами, а спереди оснащенный мобильной перегородкой: когда перегородка закрыта, получается лекторий на 210 мест, когда открыта — нижний амфитеатр большого актового зала. И наконец, здесь же запланированы два открытых амфитеатра для размещения зрителей, которые каждый день выполняют роль рекреационных пространств.
— Будет ли территория кампуса огорожена? Как будет осуществляться контроль доступа?
— Школьный кампус — территория, где расположены общежития учащихся, открытые спортивные площадки и зоны отдыха — будет огорожен и доступен только учащимся и сотрудникам школы. В отдельных случаях — гостям футбольных матчей и родителям учащихся, которые будут жить в общежитиях. Система контроля доступа в настоящий момент разрабатывается.
— Расскажите о планировке общежитий, планировке и наборе сервисов в комнатах для студентов и для преподавателей.
— Все продумано так, чтобы детям было комфортно и учиться, и отдыхать, и прибегать по необходимости к помощи взрослых. Каждое здание общежития для учащихся рассчитано на 112 детей. Дети 12-16 лет (7-9 классы) объединяются в группы по 24 человека и проживают в комнатах по 4 человека. Дети 16-18 лет (10-11 классы) объединяются в группы по 32 человека и размещаются в комнатах по двое. Две таких группы — одна из мальчиков, а вторая из девочек — формируют одну ячейку. На одном этаже это школьники средней, на втором — старшей школы. Удобства находятся на этаже. В каждой ячейке размещаются апартаменты для проживания воспитателей (возможно проживание с семьей), которые следят за детьми одной ячейки. Апартаменты воспитателей состоят из гостиной, объединенной с кухней, двух спален, санузла, гардеробной. Кроме того, между ячейками размещается квартира дежурного воспитателя («мамы»), к которому дети из обеих ячеек могут обратиться в любое время суток. Эта квартира включают гостиную, совмещенную с кухней, спальню и санузел. В каждом корпусе есть один общий для мальчиков и девочек распределительный вестибюль, из которого дети могут попасть как на улицу, так и в теплый переход в здание школы.
Что касается общежитий для преподавателей — это современные 4-5-этажные жилые дома: квартиры в них будут предоставляться учителям на время их работы в школе.
- Темы:
- школы |
- Премия Архсовета |
- объект недели