ENG
 
Город

Лауреаты премии Архсовета: школа в Летово

30 Января 2017
1 из 20
2 из 20
3 из 20
4 из 20
5 из 20
6 из 20
7 из 20
8 из 20
9 из 20
10 из 20
11 из 20
12 из 20
13 из 20
14 из 20
15 из 20
16 из 20
17 из 20
18 из 20
19 из 20
20 из 20
1 / 20

Увеличить

Международная школа в Летово является уникальным для России проектом образовательного кампуса в Новой Москве, в основу которого положены международные стандарты. Его авторы — голландское бюро ATELIER PRO и российская компания «Атриум». Проект стал победителем Премии Архсовета в номинации «Лучшее решение социального объекта».

Территория кампуса включает порядка 7 гектар. В центре будет построено здание школы на 1012 учащихся. Благодаря низкой этажности, природным оттенкам клинкера и большим витражам, оно станет частью окружающего ландшафта. Рядом появятся четыре корпуса общежитий на 560 учащихся школы (с 12 лет), а также три корпуса общежитий квартирного типа для преподавателей.

Инновационная модель преподавания, которая будет внедряться в школе, во многом определила проектные решения и состав инфраструктуры. Так, расширенная естественно-научная программа потребовала наличия в проекте специальных лабораторий, теплицы и места под фруктовый опытный сад. Для реализации программых удожественного воспитания спроектированы две мастерские, репетиционные комнаты для оркестра и хора; для занятий хореографией могут использоваться трансформируемые помещения малого спортзала и сцены.

Спортивный блок также будет большим: он включает три спортзала, бассейн, тренажерный зал, зал аэробики, а на улице — футбольное поле, два теннисных корта, хоккейную коробку, волейбольную площадку и 5 площадок для стрит бола.

Отличительное качество всех учебных помещений — их универсальность и современное технологическое оснащение. Общая площадь комплекса составит 40 607 кв. м.

 

Проект комментируют архитекторы бюро «Атриум»:

— Как в этом проекте была поделена работа между АМ «Атриум» и ATELIER PRO?

— Наши голландские коллеги выступают как архитекторы проекта, мы — как генпроектировщики. На самом деле это была совместная работа. Мы вместе переработали представленную ими конкурсную концепцию с учётом российских норм и правил и затем выпустили Проект и РД в комплексе, по всем разделам, разработали проект интерьеров. Атриум также создаёт и ведёт информационную BIM-модель. Потенциально лучшая школа России требует соответствующего подхода и технологий.

— В чем заключаются новые для России принципы школьного строительства, инновационная обучающая среда? Все ли инновации можно реализовать в условиях российских нормативов?

— Применять передовые идеи, которые отличают современные европейские школы от тех, к которым мы привыкли, получается не у всех. Многие оправдывают это излишней жесткостью российских нормативов. Но у архитекторов «Атриум» огромный опыт работы с нормами — в том числе на социальных объектах. Поэтому нам удалось реализовать все инновационные решения, которые хотел осуществить заказчик.

Прежде всего — это гибкость и универсальность: пространство меняется в зависимости от текущих потребностей.

В центре здания — многосветный и многофункциональный атриумный объем, который каждый день выполняет роль то рекреаций, то репетиционного зала, то лекционной аудитории. При необходимости это же пространство становится актовым залом или форумом школы.

Классы — тоже универсальные. В каждом кабинете можно заниматься любым из стандартных школьных предметов — все они имеют одинаковое оснащение. Это интерактивный проектор, потолочный проектор, проекционные поверхности, маркерные и пробковые доски. На всей территории школы предполагается тотальное покрытие сетью Wi-Fi.

В некотором роде универсальны и рекреационные помещения в «крыльях» школы: они легко трансформируются под разные виды досуга и самостоятельных занятий. Таким образом, практически любое пространство в школе ученик может «приспособить» под текущую задачу.

— Реально ли создать такую среду в неуникальных школьных проектах, которые Минстрой стремится привести к типовым?

— Такую же среду вряд ли: проектирование пространства такого уровня сложности невозможно поставить на поток. Хотя реализовать схожую учебную программу — наверное, можно.

Кроме того, нормируемый бюджет строительства, рассчитанный на одного учащегося на основе среднего фактического показателя по стране, не выдерживает никакой критики. Сначала государство должно сформировать стандарт образования, понять, какой уровень знаний и какие навыки должны иметь дети сейчас и в ближайшем будущем, через 10-20-30 лет, а потом определять бюджет и размер инвестиций. А не наоборот.

— Как именно трансформируется пространство атриума?

— В центре здания школы есть многосветный зал, к которому примыкает пространство сцены. В обычном ежедневном режиме оно отделено мобильной перегородкой и работает как репетиционный зал или хореографическая студия. К атриуму примыкает и нижний амфитеатр, отделенный боковыми и задней стенами, а спереди оснащенный мобильной перегородкой: когда перегородка закрыта, получается лекторий на 210 мест, когда открыта — нижний амфитеатр большого актового зала. И наконец, здесь же запланированы два открытых амфитеатра для размещения зрителей, которые каждый день выполняют роль рекреационных пространств.

— Будет ли территория кампуса огорожена? Как будет осуществляться контроль доступа?

— Школьный кампус — территория, где расположены общежития учащихся, открытые спортивные площадки и зоны отдыха — будет огорожен и доступен только учащимся и сотрудникам школы. В отдельных случаях — гостям футбольных матчей и родителям учащихся, которые будут жить в общежитиях. Система контроля доступа в настоящий момент разрабатывается.

— Расскажите о планировке общежитий, планировке и наборе сервисов в комнатах для студентов и для преподавателей.

— Все продумано так, чтобы детям было комфортно и учиться, и отдыхать, и прибегать по необходимости к помощи взрослых. Каждое здание общежития для учащихся рассчитано на 112 детей. Дети 12-16 лет (7-9 классы) объединяются в группы по 24 человека и проживают в комнатах по 4 человека. Дети 16-18 лет (10-11 классы) объединяются в группы по 32 человека и размещаются в комнатах по двое. Две таких группы — одна из мальчиков, а вторая из девочек — формируют одну ячейку. На одном этаже это школьники средней, на втором — старшей школы. Удобства находятся на этаже. В каждой ячейке размещаются апартаменты для проживания воспитателей (возможно проживание с семьей), которые следят за детьми одной ячейки. Апартаменты воспитателей состоят из гостиной, объединенной с кухней, двух спален, санузла, гардеробной. Кроме того, между ячейками размещается квартира дежурного воспитателя («мамы»), к которому дети из обеих ячеек могут обратиться в любое время суток. Эта квартира включают гостиную, совмещенную с кухней, спальню и санузел. В каждом корпусе есть один общий для мальчиков и девочек распределительный вестибюль, из которого дети могут попасть как на улицу, так и в теплый переход в здание школы.

Что касается общежитий для преподавателей — это современные 4-5-этажные жилые дома: квартиры в них будут предоставляться учителям на время их работы в школе.


Изображения:


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.