Культура в городе: лучше меньше да лучше
Чем измеряется культурный потенциал городских территорий — квадратными метрами библиотек и музеев, числом «посадочных мест» театров и кинозалов или современному городу необходимы какие-то иные, более объективные критерии?
Дискуссия на тему «Квадратные метры культуры: нормы обеспечения горожан культурной инфраструктурой» открыла профессиональную программу «Город» в рамках Московского Международного форума «Культура. Взгляд в будущее». По мнению экспертов, основным направлением модернизации подхода к строительству и размещению культурных учреждений в Москве должен стать лозунг «Качество вместо количества».
Существующая в настоящее время система нормирования должна быть пересмотрена с учетом новых реалий, считает заместитель председателя Москомархитектуры Александр Тимохов. Действующие нормы слишком жестко, буквально до метра, детализируют требования к размещению учреждений культуры. Так, в соответствии с документом «Нормы и правила проектирования планировки и застройки г.Москвы» (МГСН 1.01- 99), которым сегодня обязаны руководствоваться проектировщики, на каждые 1000 жителей должно приходится не менее 0,15 квадратных метров площади учреждений культуры и искусства. В том числе, 10 квадратных метров выставочных залов, 10 посадочных мест в универсальном зале, 3,1 томов библиотечного фонда, 90 квадратных метров клубных помещений и т.д., и т.п. Необходим более гибкий подход к вычислению расчетных показателей обеспеченности населения объектами культуры, применение дифференцированного метода, преобразующего инструкции в формульные расчеты и процентные соотношения.
По мнению Александра Тимохова, более гибким должно быть и планирование функций. Распределение между видами планируемых к размещению учреждений культуры может быть вынесено за скобки градостроительной документации. Это будет способствовать более активному участию коммерческих структур, девелоперов в строительстве таких объектов. В качестве примера Александр Тимохов привел ситуацию, когда предусмотренный в проекте планировки территории объект культуры прошел общественные слушания, но необходимых бюджетных средств для его строительства пока не выделено. Частный инвестор готов инвестировать, но он предлагает другую функцию — интересную для жителей, но отличающуюся от той, что прошла согласование и общественные слушания. В результате объект приходится ставить в очередь за бюджетным финансированием, а ожидание это может быть достаточно продолжительным: на средства города в столице в среднем строится всего полтора учреждения культуры в год — такая цифра была названа представителем Департамента Культуры Москвы.
Общий вектор модернизации регионального нормирования должен быть направлен на учет интересов застройщика и устойчивое развитие системы учреждений культуры для всех категорий населения. В целях удовлетворения потребностей населения в культурных площадках необходимо ввести регулируемую долю функционального назначения от общего объема застройки независимо от формы инвестирования, считает зампредеседателя Москомархитектуры. Александр Тимохов представил ряд территорий, на которых инвестор готов взять на себя обязательства по строительству культурной инфраструктуры. Это в основном крупные конкурсные проекты. Один из таких примеров — регенерация промзоны ЗИЛ, где застройщик принял на себя повышенные обязательства, предложив дополнительно строительство концертного зала. Презентация этого проекта с участием главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова запланирована на третий день работы Московского культурного форума.
Строить квадратные метры коммерческого жилья выгоднее, чем квадратные метры музеев. Но мы готовы искать механизмы поощрения для девелоперов, которые будут включать в свои проекты учреждения культуры, отметил Александр Тимохов.
Юлия Страшнова, руководитель научно-проектного объединения «Социальная инфраструктура» Генплана Москвы, рассказала, что Институт при поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в настоящее время меняет приоритеты в области городского планирования и переходит от создания новых объектов культуры к более эффективному и многоцелевому использованию существующих площадок — парков, спортивных объектов, рекреационных зон для развития на их базе дополнительных культурных функций. По мнению эксперта необходимо пересмотреть действующие нормы, так как нехватка учреждений культуры районного значения сегодня компенсируется общегородскими объектами, число, значимость и посещаемость которых в последнее время неуклонно возрастают. В то же время необходимо стремиться к более равномерному распределению таких объектов с высоким культурным потенциалом по территории Москвы.
Страшнова рассказала о новых подходах, которые найдут отражение в отраслевой схеме территориального планирования объектов культуры в Москве до 2025 года. В качестве опорного «культурного каркаса» в ближайшее время может использоваться Москва-река, которая пересекает весь город. Создание культурных центров предусмотрено техническим заданием для участников международного конкурса на развитие прибрежных территорий.
Также «точками притяжения» для новых учреждений культуры станут проектируемые транспортно-пересадочные узлы, территория, прилегающая к МКАД и «Новая Москва». Такой подход будет способствовать более равномерному распределению объектов культуры общегородского значения по территории города и более эффективному использованию имеющихся у города ресурсов.
В дискуссии также приняли участия Заместитель директора по проектам Центра культурных инициатив Новой Москвы Яна Негреева, Начальник Управления по работе с территориями Департамент культуры Екатерина Сачкова, Директор по развитию RDI Анна Чин-Го-Пин. Провела дискуссию первый заместитель руководителя Департамента культуры г. Москвы Елена Зеленцова.
Участники дискуссии обсудили необходимость расширения функционального наполнения учреждений культуры Москвы с учетом новых направлений в развитии искусства, молодежных субкультур и значимость общественных культурных инициатив в современной жизни столицы.
- Темы:
- мероприятия |
- библиотеки |
- музеи