ENG
 
Город

Как работают ТПУ? Исследование Nikken Sekkei

14 Января 2015

На русском языке вышло исследование японской компании «Никкен Секкей», посвященное развитию территорий вокруг станций городского общественного транспорта. Какими бывают ТПУ и как правильно организовывать их пространство, в блиц интервью Порталу Архсовета рассказал один из редакторов русской версии книги Фади Джабри.

XXI век — это век городов, в которых проживает более половины населения мира, а к 2015 году в городах будет жить семь из десяти человек. Такая концентрация населения, конечно, способствует экономическому развитию, но вместе с тем и ухудшению экологии, в связи с ростом трафика и автомобилизации, и росту социальных проблем, например, появлению трущобных районов.

Специалисты всемирно известной японской архитектурно-инжиниринговой компании «Никкен Секкей» уверены, что решение многих проблем быстрорастущих современных мегаполисов следует начать именно с развития городского транспорта. Неслучайно свое исследование они начинают с цитаты знаменитого мэра Боготы Энрике Пеньялосы, который говорил: «В развивающихся обществах проблема транспорта выделяется среди остальных, потому что ситуация становится все хуже, вместо того, чтобы улучшаться вместе с экономическим развитием».

Богота, Колумбия

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы: «Сосредоточившийся на решении своих градостроительных проблем четверть века назад, сегодня Токио может служить для Москвы модельным примером мегаполиса, успешно сочетающего устойчивый экономический рост и комфортность среды обитания. Японские урбанисты используют целый арсенал ноу-хау, но одним из наиболее эффективных градостроительных инструментов остается создание транспортно-пересадочных узлов, позволяющих развивать полицентричную структуру и делающих все районы мегаполиса одинаково доступными и привлекательными как для жителей, так и туристов».

Так что же дает городам транзитно-ориентированное проектирование и один из его основных продуктов — ТПУ? По мнению авторов исследования, компактное размещение жилых домов, офисов, ритеила вокруг станций общественного транспорта — эффективная мера для интеграции транзитных перевозок и землепользования. Высокая плотность застройки и многоцелевое использование земли создают возможности для формирования комфортной среды и оживленных общественных пространств. Так, например, люди, которые работают, живут и отдыхают недалеко от станций, будут выбирать «зеленые» виды транспорта, отказываясь от автомобилей.

Фади Джабри (генеральный директор регионального отделения «СНГ — Ближний Восток» в «Никкен Секкей»): «Работа над книгой началась три года назад. Ее инициатор — г-н Такеси Накаваке (исполнительный директор и член правления в „Никкен Секкей“ — ред.), который долгое время работал на проектах в Токио. У нас появилась сначала японская версия, потом английская, потом возник интерес у наших китайских партнеров.... Участвуя в московских конкурсах, мы отметили для себя, что Москва имеет с Токио очень много общего и наш опыт может быть вам полезен. Поэтому мы решили создать русскую версию...».

Токио. Платформа линии Кэйкю. Западный выход станции Иокогама

В книге описаны две модели развития городского пристанционного пространства. Модель А ориентирована на высокоинтегрированное развитие территорий узловых станций — к примеру, центральных городских вокзалов с большим числом пассажиров, которые формируют вокруг себя торговые и коммерческие центры для людей, заинтересованных в шопинге и проведении досуга.

Модель Б описывает развитие пристанционных комплексов, синхронизированное с созданием железнодорожной инфраструктуры в отдаленных районах. Т.е. в этом случае предлагается объединять строительство железных дорог и компактную застройку городских районов вдоль путей в единое целое.

Токийский вокзал

ФД: «Любой ТПУ должен возникать в месте пересечения нескольких линий — метро, железной дороги и, желательно, маршрутов автобусов и такси, и если возникает поток людей — имеет смысл строить социальную инфраструктуру. Это делается на принципах свободного рынка.... В московских спальных районах можно как-то реорганизовать уже существующий ритеил, уплотнить, высвободить территорию, на ней строить жилье и на эти средства обеспечивать новый ТПУ».

Собственно, развитие территорий центральных вокзалов подчиняется той же логике. Здания вокзалов в Москве — Белорусский, Савеловский, Рижский и другие — памятники архитектуры. Но можно, подчеркивает Фади Джабри, более рационально распорядиться объемами рядом с памятниками, где можно строить больше и интегрироваться с существующими станциями, получая средства на их содержание и реставрацию. Главное, правильно увязать все между собой.

Токио. Станция Сибуя

ФД: «Чтобы все здания были соединены на одном уровне безбарьерно, надо, чтобы разные игроки и владельцы работали вместе, в активном режиме. Чтобы это была плавная связь между разными объектами.... И от этой интеграции каждый получает что-то полезное. Т.е. я говорю об интеграция не только разных функций, но и стейкхолдеров.

Я, например, видел станцию метро „Деловой центр“, где планируется новый ТПУ. Ее разделили на куски, каждый владелец строил разные здания, а потом их решили как-то соединить. И что мы видим теперь? Парковочные места как-то странно посажены, это же должны быть такие общественные площади, пространства, но они заставлены машинами. Ты сначала входишь в какой-то странный паркинг, потом переходишь через серые угрюмые места, чтобы попасть в лобби офисного здания. Я думаю, так получилось, потому что был сделан акцент на облик зданий, но не хватало времени или опыта, чтобы все это правильно интегрировать».

Известно, что плотность потока пассажиров в Токийском метро на определенных станциях в 20 раз больше, чем в Москве при примерно одинаковой протяженности самой подземки. Впрочем, Фади Джабри говорит, что не надо бояться, что поток увеличится, главное, чтобы потоки были правильно организованы.

Токио. Станция Сибуя

ФД: «Сравните Выхино, где люди толкаются под снегом, чтобы войти метро, и какую-нибудь станцию токийского метро, где толпа в 20 раз больше, но человек стоит в этой толпе и читает книгу. Здесь все организовано. Пристанционный комплекс — это такая машина, которая позволяет пропускать потоки людей быстро и грамотно...».

Кроме того, сегодня, по словам Фади Джабри, в Токио увеличился акцент на железные дороги, которые берут на себя достаточно большой поток пассажиров. И если лет 20 назад Токио был известен волшебными «белыми перчатками», которые заталкивали всех в вагоны, то сейчас мегаполис успешно справляется с трафиком без таких экстремальных мер.

ФД: «То, что мы имеем в Москве сейчас, это первое поколение станций, т.е. они ни с чем, как правило, не интегрированы. Второе поколение — там, где есть станция и над ней здание. В новом поколении пристанционных комплексов, какие мы имеем в Токио, ты выходишь из станции — и ты уже в здании, т.е. здание охватывает это метро. Уже нет этих стен, барьеров, вот турникеты — и тут же, скажем, офисный комплекс. Представьте себе комплекс под Манежной площадью, но намного красивее, где не надо проходить через какие-то коридоры и темные двери. Вы выходите — и все, уже открытое пространство, центральный свет и легко ориентироваться...».

Для Москвы специалистами компании «Никкен Секкей» проектируется современный ТПУ в районе станции метро «Ботанический сад».

По мнению Фади Джабри, важно понимать, что ТПУ — не объект или комплекс, а часть городской территории, функционирующая по определенным правилам.

Читать о книге: «Интегрированное развитие городского пристанционного пространства — следующий шаг в транспортно-ориентированном проектировании»


Изображения: mosurbanforum.ru, newsroom.scania.com, edo-tokyo.livejournal.com, ru.wikipedia.org, forum.awd.ru


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.