ENG
 
Город

Эксперты обсудили, какое будущее ждет уличное искусство

21 Декабря 2015

17 декабря в Центре международной торговли прошел круглый стол на тему «Стрит-арт и граффити в контексте городской архитектуры: тенденции и проблемы».

Сегодня граффити становятся полноправной частью городской среды Москвы, однако до сих пор не урегулированным остается ряд вопросов: на каких площадках и на какой срок может размещаться рисунок, гармонирует та или иная авторская идея с окружающей застройкой, где проходит грань между искусством и вандализмом, может ли реклама быть частью экспозиции и т.д.

Картина итальянского художника Agostino Iacurci украсила фасад дома на Гончарной набережной. Агостино Якурчи создает яркие, многослойные изображения на стенах и холстах, вдохновляясь событиями обыденной жизни и окружающей действительности. С 2008 года художник рисует на фасадах крупнейших городов Европы, он участник выставок и фестивалей Японии, Кореи, Тайваня и США. 

«Для некоторых городских служб граффити – это предмет вандализма, – отметила заместитель председателя Москомархитектуры Татьяна Гук. – Но все художники сходятся во мнении, что это искусство: авторское, городское, оригинальное. Ситуация с граффити должна быть отрегулирована специальными нормативами».

По словам Гук, необходимо в ближайшее время разработать для граффити специальную методологию, которая позволит развивать этот вид искусства с учетом мнения экспертов и горожан. А, кроме того, позволит разграничить искусство и вандализм.

Это работа на Люблинской улице называется «Flying & crawling mind / Парящий и пресмыкающийся разум». Выполнили ее художники из украинского дуэта Interesni Kazki. Interesni Kazki начинали с небольших шрифтовых граффити, а теперь делают монументальные сюрреалистичные картины на фасадах зданий от Лос-Анджелеса до Буэнос-Айреса. 

«Уникальные художественные произведения, безусловно, могут привлекать жителей – они заставляют горожан подойти и посмотреть на типовую застройку другими глазами. Однако для граффити все-таки нужна какая-то программа развития, и профессиональному сообществу важно сейчас ее рассмотреть. Многие говорят, например, что изображение Майи Плисецкой на Арбате – это прекрасный пример уличного искусства, но я не считаю, что он хороший. Крупные изображения на небольших фасадах ломают весь масштаб здания. Важно смотреть и на контекст архитектурного окружения. Вопрос, который рассматривается на круглом столе, очень важный в особенности для исторической части города...», – отметил Игорь Воскресенский, председатель Комиссии по градостроительной политике, транспорту и связи Общественной палаты города Москвы.

В Большом Афанасьевском переулке команда Zuk Club, известная уличными портретами выдающихся людей, нарисовала портрет Михаила Афанасьевича Булгакова.

Как заметил со своей стороны экс-главный художник Владивостока Павел Шугуров, когда панк-рок звучит в клубах, это нормально и естественно, но если колонки ставят около музея, в котором от оглушающих песен лопаются стекла, это преступление. «Примерно та же история и с граффити – они должны быть уместны, нравиться людям и одобряться властью не на словах, а в официальных документах», – подчеркнул Шугуров.

Еще один важный вопрос, который прозвучал в рамках дискуссии, касается рекламы в граффити. По мнению руководителя Департамента СМИ и рекламы Ивана Шубина, это недопустимо.  «Реклама не может в этом случае нести никакой художественной ценности по умолчанию, ведь она преследует только одну цель – продвинуть какой-то продукт на рынке. И если граффити рассматривать как культурный объект, то реклама в нем не может быть уместной», – пояснил свою позицию Шубин. – Кроме того, у меня возникает естественный вопрос – а кто выдавал разрешение на размещение уличных рисунков художником, на какие правила он ориентировался? Для того чтобы поставить рекламный щит, нужно иметь разрешение, для того чтобы нарисовать рекламу на стене, получается, разрешения фактически не нужно».

В мае 2013 года на стене дома номер 15 по улице Трубной появилось огромное граффити площадь около 180 кв.м. Это был первый объект в рамках проекта Лучший город Земли. Граффити называется Цирк и выполнил его художник Алексей Медной. Он работает в стиле граффити с 1998 года, участник многочисленных стрит-арт фестивалей, таких как Кофемолка в Чебоксарах и Just Writing My Name в Казани.

Представитель столичного Департамента жилищно-коммунального хозяйства Виталий Акимкин поднял еще один насущный вопрос: кто должен ухаживать за граффити? Пока неясно, что делать с остатками раскрашенной штукатурки – закрашивать или реставрировать, чья эта ответственность, и на какие средства должны проводиться такие работы. Эксперты примерно определили возможный круг ответственных: представители власти, заказчики, собственники дома, некое экспертное сообщество. 

По итогам круглого стола Татьяна Гук предложила присылать вопросы и предложения по граффити и принципам его регулирования в Москве на почту streetart.mka@gmail.com.


Изображения: @ Александр Толстых


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.