ENG
 
Город

Энциклопедия внеуличного транспорта: журнал speech — о метро

23 Декабря 2014

Тринадцатый по счету выпуск журнала speech: посвящен метрополитенам и многообразию современных систем внеуличного скоростного транспорта за рубежом.

Сегодня метро является неотъемлемой частью любого мегаполиса. Оно может быть очень разным — подземным и наземным, «тяжелым» и легким, оформленным предельно аскетично или, наоборот, трактованным как «дворцы для народа», — но его сути это не меняет: именно системы внеуличного скоростного транспорта делают возможным существование огромных городов и агломераций, соединяя их разрозненные районы в единый жизнеспособный организм. Планировка и дизайн современных станций и вестибюлей, возможность интеграции в транспортную инфраструктуру самого широкого спектра функций и применение инновационных технологий и материалов — вот лишь некоторые аспекты, формирующие понятие «архитектура метрополитена», которое и стало предметом исследования этого номера speech:.

Следуя своей традиции раскрывать выбранную тему максимально глубоко, speech: публикует не только обзор наиболее интересных современных станций метро, но и проводит подробный экскурс в историю этого вида общественного транспорта. Очерк, написанный известным немецким журналистом Бернхардом Шульцом, рассказывает о первых метрополитенах Великобритании, Германии, США, Советского союза и стран Восточной Европы. Автор скрупулезно прослеживает тенденции развития каждой из этих систем, сравнивая подходы разных стран как к конструктивно-инженерным решениям метро, так и к его архитектуре.

Еще шире география представленных в номере станций метро, построенных в разных уголках мира за последние три года. Под яркой обложкой speech:#13 собраны проекты, реализованные в Рио-де-Жанейро, Чикаго, многочисленных городах Европы, Гонконга, ОАЭ и Сингапура. Надземные и подземные, камерные и, наоборот, очень крупные, построенные с нуля или реконструированные, станции метро не только делают те или иные районы более доступными, но и всегда служат импульсом для их качественного преобразования.

Хотя большая часть представленных в номере объектов — это продолжение или реконструкция уже существующих веток метро, мы постарались особое внимание уделить нескольким наиболее «молодым» метросистемам мира — в частности, метро Брешии и Варшавы. Отдельный обзор в рубрике «Среда» посвящен метрополитену Дубая — самой большой полностью автоматизированной рельсовой системе в мире и по своей архитектуре едва ли не самой футуристичной, по крайней мере, из уже построенных.

Один из кураторов проекта «Метро: 80 лет в поисках идентичности» на нынешнем фестивале «Зодчество» Александр Змеул написал в номер большую статью о прошлом и настоящем метрополитена Москвы и всех этапах развития его архитектуры — от самых первых станций, вошедших во все учебники архитектуры, до проектов, строящихся сегодня — как станции «Солнцево» и «Ново-Переделкино», ставших в этом году предметом международного конкурса.

Искусство проектирования метро и его влияние на городской контекст стало главной темой и опубликованных в этом номере интервью. О своем опыте speech:метро рассказали Ян Бентем (Benthem Crouwel Architects, Нидерланды), Хиро Асо (John McAslan + partners, Великобритания), а также президент Неаполитанского метрополитена Джаннеджидио Сильва. И если архитекторы, в основном, говорили именно о процессе создания проектов тех или иных сооружений метрополитена, то г-н Сильва представил точку зрения «противоположной стороны», а именно заказчика. Возглавляя метрополитен Неаполя, он уже десять лет занимается строительством линии 1, к проектированию и оформлению каждой из 15 станций которой привлекались лучшие архитекторы и художники мира.

«Мы ни в коем случае не стремились превратить метро в еще один музей, скорее, нашей главной задачей было создать вполне повседневную вещь и заставить произведения искусства органично жить в архитектуре станций, — говорит Джаннеджидио Сильва. — Мы хотели вновь выявить ту глубокую связь между изобразительным искусством и архитектурой, которая характеризует, в первую очередь, именно итальянскую художественную традицию. Почему считается нормой, что постройка, обладающая в первую очередь технической ценностью, обязательно должна быть некрасивой? Кстати, в Италии, как и во многих других странах, существует норматив, согласно которому при строительстве общественных сооружений часть финансирования должна идти на произведения искусства. Этим нормативом чаще всего пренебрегают, предпочитая использовать деньги на другие цели. Однако мы решили им воспользоваться, и считаем его очень важным. При этом хочу подчеркнуть, что стоимость всего художественного оформления, сделавшего неапольское метро столь популярным, составила меньше одного процента от общих затрат».

Завораживающая красота мира подземки стала и главной темой закрывающей номер рубрики «Галерея». Ее герой — замечательный мюнхенский фотограф Ник Франк, много лет с увлечением снимающий современные метрополитены.


Изображения: speech:

 

Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.