ENG
 
Город

Что такое плейсмейкинг? Лекция Дэниела Латорре

19 Апреля 2014

В Москомархитектурe выступил Дэниел Латорре — американский дизайнер и городской активист, основатель социального проекта «Умный город» (The Wise City) и эксперт популярного проекта Project for public space (PPS), продвигающего идеи плейсмейкинга как способа организации городской среды с вовлечением местных сообществ.

Плейсмейкинг основывается на идеях, высказанных полвека назад автором самой известной книги по современной урбанистике, американкой Джейн Джекобс, предвидевшей важность организации сообществ до появления социальных сетей.

С развитием цифровых технологий городские сообщества, по словам Латорре, получили мощное средство для самоорганизации с целью участия, в том числе и в формировании урбанистической среды города или района, в котором они живут. Как ни парадоксально, но именно технократическая революция, заметил Латорре, вернула людей от текстуального, линейного мышления назад к вербальному, которое господствовало до изобретения Гутенбергом печатного станка. Посредством социальных сетей люди опять стали собираться, чтобы решать, как улучить качество жизни и общественных пространств своего района.

Парадигмальный сдвиг от технократического мышления к т. н. open source, Латорре проиллюстрировал метафорой собора и базара, в которой собор воплощает собой закрытую городскую институцию, а базар — максимально демократичную городскую среду, где есть место для проявления каждого жителя.

В традиционной системе городского планирования, заметил Латорре, те, на кого оно направлено, не участвуют в принятии решений, тогда как самые современные урбанистические идеи утверждают, что поиск ответов должен происходить как раз «снизу вверх».

Как напомнил Латторе, недавняя Арабская весна началась с того, что власти Туниса запретили торговать с лотка на улице из соображений «городского дизайна». Массовые протесты в Турции вспыхнули на волне защиты городского парка Стамбула против застройки очередным торговым центром. Латорре уверен, что социальный протест взаимосвязан с условиями урбанистической среды; именно поэтому передовые урбанистические концепции, по его словам, включают в себя такой «рудимент» как уличная торговля — самый демократичный способ обеспечения населения вкусной и дешевой пищей.

Латторе добавил, что плейсмейкинг не старается переложить профессиональную дизайнерскую и архитектурную деятельность на общественность; его задача в том, чтобы позволить сообществам «выносить свои идеи на карту города».


Изображения: Москомархитектура


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.