Что такое плейсмейкинг? Лекция Дэниела Латорре
В Москомархитектурe выступил Дэниел Латорре — американский дизайнер и городской активист, основатель социального проекта «Умный город» (The Wise City) и эксперт популярного проекта Project for public space (PPS), продвигающего идеи плейсмейкинга как способа организации городской среды с вовлечением местных сообществ.
Плейсмейкинг основывается на идеях, высказанных полвека назад автором самой известной книги по современной урбанистике, американкой Джейн Джекобс, предвидевшей важность организации сообществ до появления социальных сетей.
С развитием цифровых технологий городские сообщества, по словам Латорре, получили мощное средство для самоорганизации с целью участия, в том числе и в формировании урбанистической среды города или района, в котором они живут. Как ни парадоксально, но именно технократическая революция, заметил Латорре, вернула людей от текстуального, линейного мышления назад к вербальному, которое господствовало до изобретения Гутенбергом печатного станка. Посредством социальных сетей люди опять стали собираться, чтобы решать, как улучить качество жизни и общественных пространств своего района.
Парадигмальный сдвиг от технократического мышления к т. н. open source, Латорре проиллюстрировал метафорой собора и базара, в которой собор воплощает собой закрытую городскую институцию, а базар — максимально демократичную городскую среду, где есть место для проявления каждого жителя.
В традиционной системе городского планирования, заметил Латорре, те, на кого оно направлено, не участвуют в принятии решений, тогда как самые современные урбанистические идеи утверждают, что поиск ответов должен происходить как раз «снизу вверх».
Как напомнил Латторе, недавняя Арабская весна началась с того, что власти Туниса запретили торговать с лотка на улице из соображений «городского дизайна». Массовые протесты в Турции вспыхнули на волне защиты городского парка Стамбула против застройки очередным торговым центром. Латорре уверен, что социальный протест взаимосвязан с условиями урбанистической среды; именно поэтому передовые урбанистические концепции, по его словам, включают в себя такой «рудимент» как уличная торговля — самый демократичный способ обеспечения населения вкусной и дешевой пищей.
Латторе добавил, что плейсмейкинг не старается переложить профессиональную дизайнерскую и архитектурную деятельность на общественность; его задача в том, чтобы позволить сообществам «выносить свои идеи на карту города».