Антон Хмельницкий — о разнице в элитном жилье Москвы и европейских столиц
Антон Хмельницкий, архитектор, основатель бюро AI Studio, рассказал Порталу Архсовета Москвы о том, чем отличаются архитектурные проекты элитного жилья Москвы от аналогов в европейских городах, какие новые тренды развиваются в дизайне и архитектуре дорогих жилых проектов и какие стили предпочитают зарубежные и отечественные девелоперы.
- Перейдем сразу к главному. Какие принципиальные отличия, на ваш взгляд, существуют в элитной недвижимости Москвы и зарубежных мегаполисов? Как различается застройка в центре города?
Элитные проекты Москвы логично сравнивать как раз именно с Европой — в США совсем своя уникальная ситуация, и элитное жилье почти всегда находится не в центре города, да и в целом только сейчас обретает «второе дыхание» после долгого периода. Основное же отличие российской столицы от европейских городов состоит в том, что в последних гораздо меньше таких «лакун» для строительства в центре, какие есть у нас. Наверное, еще только в Берлине оставались похожие пространства для комплексного развития элитного жилья в центре, но они появились сразу после падения стены и на сегодняшний день уже застроены. Поэтому если смотреть, например, на Лондон, то элитный девелопмент – это почти всегда точечные, очень небольшие проекты. В Москве же осталось много незастроенных промышленных зон вблизи центра города, где сегодня ведется комплексная застройка. Есть и точечные объекты в элитном сегменте, расположенные в историческом окружении: это, к примеру, проект нашего бюро ORDYNKA на Малой Ордынке, где в рамках регенерации здания бывшей шоколадной фабрики им. Марата появилась и новая, современная архитектура элитного жилья, при этом за счет своего расположения не выбивающаяся из исторического контекста места. Но комплексных элитных проектов в Москве все же гораздо больше, чем точечных.
Еще одно серьезное отличие: в Европе все элитные проекты сегодня – это либо реконструкция фасада, где вольности недопустимы, либо современная архитектура, которая может быть более спокойной или более вызывающей в зависимости от градостроительного контекста. В Москве же, если посмотреть на последние проекты, то заметно, что половина из них создана в неоклассике – этот стиль очень популярен в России. Для Европы его нельзя назвать табу, но предпочтение все же отдается современному прочтению.
- Какие архитектурные стили чаще всего применяются у нас и за рубежом? Есть ли принципиальные предпочтения в зависимости от стран?
При сравнении Москвы с Лондоном, Берлином или Амстердамом, различия сразу видны – прежде всего в новом строительстве. Как я уже сказал, неоклассика в Европе мало популярна, это очень нишевый и спорный стиль. Поэтому современные здания элитных проектов легко узнать – в Москве же гуляя в центре можно легко принять современную постройку за историческую и наоборот. В европейских городах же исторический фасад, если он есть, сохраняется в первозданном виде, а сам новый девелопмент происходит за ним – в том числе поэтому мы выбрали такое сочетание для проекта на Малой Ордынке, чтобы подчеркнуть связь времени в архитектурных стилях и определенную преемственность. Покупатели подтвердили наш выбор – проект очень востребован.
- Какие архитектурные решения формируют востребованный элитный проект у нас и за рубежом?
Главное в любом архитектурном решении – не просто эстетика, но и функциональность. Даже самый внешне привлекательный, но абсолютно не обусловленный функцией элемент или выбор оттолкнут конечного пользователя. Поэтому и в российских, и в европейских проектах мы придерживаемся принципа баланса эстетики и функции. Например, идея сохранить фасад фабрики им. Марата воплотилась в создание в бывшем здании «парадного лобби», через которое резиденты попадают уже на приватную территорию. Небольшой подъем новых зданий на сваях продиктовал ландшафтный дизайн территории – так было создано дополнительное пространство для прогулок и здания визуально приобрели более легкий вид. А историческая усадьба на территории, в свою очередь, - не просто отреставрированный памятник, а принципиально иной формат для жизни – частная резиденция. Добиться гармоничного сочетания удалось за счет выбора цветов и материалов, визуально соединяющих старое и новое в проекте.
- Формат клубных домов сегодня по-прежнему актуален? Как концепции открытого города могут поменять подход к "закрытым" территориям элитных проектов?
Клубные дома, на мой взгляд, все еще актуальны, ведь главное качество элитной недвижимости — это по-прежнему безопасность, приватность. Покупатели и пользователи элитного сегмента особенно ценят закрытые пространства. Но, поскольку действительно параллельно развивается тенденция к «открытию» города, все чаще в девелопменте встречается вариант, когда приватная территория для жителей существует либо в формате внутреннего двора, либо в виде террасы на стилобате. Двор или закрытая благоустроенная территория обязательны для дорогих проектов, и сами покупатели не готовы отказаться от них – но необходимый компромисс находится за счет грамотного благоустройства прилегающих к комплексу территорий.
- Какой инфраструктурой, как правило, наполняют элитные проекты сегодня? Что ушло, а что - осталось? Есть ли отличия от зарубежного опыта?
С точки зрения наполнения инфраструктурой, если смотреть на последние проекты в том же Лондоне за последние несколько лет, то очевидна популярность развития жилья в составе многофункциональных комплексов, вместе с гостиничной частью. Это так называемые сервисные концепции, и постепенно они приходят и в Россию. Самый известный пример, пожалуй, — One Hyde Park в Лондоне, резиденции в составе проекта с отелем сети Mandarin Oriental. А самым дорогим проектом является жилье, которое обслуживается отельным брендом The Peninsula, но вообще таких проектов в мире уже довольно много. При этом жители элитного дома пользуются гостиничной инфраструктурой, посещают бассейны и тренажерные залы в отеле.
Отмечу, что такие проекты создаются в основном для иностранных резидентов, которым помимо самого жилья в столице важен первоклассный сервис. Это новый уровень развития элитной недвижимости в мире. Если раньше в элитных объектах были обязательны свой бассейн и библиотека, закрытые для доступа посторонних, то сейчас это скорее благоустроенный внутренний двор, детская площадка – а спортивная или рекреационная инфраструктура создаются в общих зонах как раз в составе МФК. В клубных домах иная ситуация: например, если рядом есть фитнес высокого класса, то в самом жилом доме такую инфраструктуру предусматривать не нужно, потому что она в любом случае будет хуже, чем соседний элитный востребованный спортзал. Насыщение проектов собственной инфраструктурой в элитных комплексах по принципу «все и сразу» уходит – важны умеренность и грамотное планирование распределения площадей в проекте.
- Элитные небоскребы сегодня активно строятся в Москве. Насколько востребовано такое жилье за границей?
Высотное строительство в европейских городах в принципе развивается – это заметно и на примере Лондона. В центре города «окошек» для девелопмента уже нет и строить небоскребы в центре не разрешают, что, на мой взгляд, правильно. Но есть обширная бывшая промышленная часть города вдоль реки, и здесь высотное строительство разрешено и уместно. Большая часть таких небоскребов как раз относится к элитному сегменту и проектируется звездами архитектуры, среди которых бюро Нормана Фостера, Захи Хадид, Herzog & de Meuron. В таких проектах, в отличие от клубных, есть все - от бассейнов до кинозалов, библиотек и так далее. Именно такие комплексы и отличаются современной интересной, качественной архитектурой. В отличие от исторического центра, ограниченного рядом жестких нормативов, на таких площадках можно не сдерживаться – и создавать вау-архитектуру, то, что называется iconic-зданиями.
- Темы:
- элитное жилье