Зарубежный дизайн-код: как работают правила на европейских улицах
Дизайн-код в европейских городах — это четкие и при этом «незаметные» для людей правила, которые формирует комфортную и неагрессивную среду на улицах. Такая среда не запрещает и не принуждает, а направляет и подсказывает.
Дизайн-код Москва взяла на вооружение сравнительно недавно, а вот некоторые европейские города применяют его уже много веков. В Лондоне, например, по мнению архитектурного журнала «Проект Балтия», посвятившего дизайн-коду целый номер, подобные правила действует аж с 1666 года, когда британская столица начала отстраиваться после знаменитого пожара. Впрочем, современные нормативы, помимо единообразия и эстетики внешнего облика города, преследуют еще и важнейшую задачу доступности и удобства пользования городом и его инфраструктурой.
«Напольная» навигация
Любая современная городская улица — это, прежде всего, место повышенной концентрации пешеходов, автомобилистов и велосипедистов. Всем им нужно как-то взаимодействовать друг с другом и четко понимать, каким пространством они располагают. Европейский опыт организации городской среды показывает, что, как ни странно, участникам дорожного движения не обязательно что-то запрещать, строя заборы, устанавливая шлагбаумы и вешая знаки «кирпич». Дизайнерскими средствами можно и направить, и объяснить, и вежливо попросить. Что иногда приносит больше результатов, чем строгий запрет.
Так, например, в покрытии одного берлинского тротуара может быть использовано до пяти видов плитки. Казалось бы, мелочь, но разная фактура поверхности прекрасно зонирует пространство, помогая людям ориентироваться. Бесшовная плитка для велосипедов, мелкая и гладкая — для пешеходов, более грубая — для отделения одной зоны от другой. А вокруг деревьев — вообще гравий, говорящий о том, что здесь не нужно ходить, чтобы не травмировать корни. Разная фактура поверхности — это еще и тактильное регулирование, помогающее ориентироваться слабовидящим людям.
В такой ситуации совершенно не обязательно строить забор. Можно просто показать, где чья территория.
В небольших городах, где траффик невысок, использование разных видов плитки помогает создавать по-настоящему «общие» пространства. В голландском Мидделбурге у части улиц нет деления на привычные нам тротуары и проезжие части. Плоскость здесь однородна по высоте и не разграничена бордюрами. Однако цвет плитки разный: серая полоса в центре и оранжевые по краям. Такое деление говорит о том, что улица и пешеходная, и автомобильная. То есть заезжать на нее можно, но преимущество остается за теми, кто ходит.
Другое свойство плитки — показывать, где и для кого есть проходы. В том же Мидделбурге легко можно пройти сквозь старинный жилой квартал и ни разу не заблудиться во дворах. А вот проехать нельзя. Это видно уже при входе в переулок, куда ведут узкие выложенные плиткой тропинки. Их цель показать, что сквозной проход здесь есть, но только для пешеходов. Нужно признать, что такие визуальные маркеры значительно сокращают количество автомобилистов, застревающих в дворовых тупиках. В Москве подобные пешеходные тропинки будут вести вглубь строящегося квартала на Красной Пресне.
Но самая известная тротуарная плитка, конечно, в Праге. Центр города здесь целиком выложен мраморными и гранитными камешками небольшого размера. Таким образом, вся улица превращается в мозаичное полотно, на котором разными цветами можно выкладывать не только пешеходные переходы и узоры, но и надписи, помогающие ориентироваться.
Современный город — это место, которое невозможно себе представить без велосипедистов. К какой категории участников дорожного движения они должны быть отнесены — вопрос дискуссионный, поэтому насчет размещения велодорожек единого мнения нет. Общее правило гласит, что велосипедисты должны быть отделены от машин параллельной парковкой или другой преградой.
Однако в Германии в последние время велодорожки выносят за линию парковки, отделяя их от автомобильной зоны исключительно нарисованной на асфальте линией. Немецкие власти считают, что так автомобилисты будут воспринимать велосипеды как полноценный вид транспорта и перестанут сбивать их на переходах.
Социальный контроль
Как известно, многие европейские города, несмотря на все благополучие, славятся высоким уровнем преступности.
Одна из функций дизайн-кода — сделать пространство более безопасным. А это лучше всего достигается хорошим освещением и удобной инфраструктурой, благодаря которой людям нравится проводить время на улице.
Так, например, уличные кафе в теплое время года обычно просто выставляют столики на площадь. Никаких огороженных веранд в этом случае нет — кафе как бы растворяется в жизни улицы, привлекая посетителей и в светлое, и в темное время суток. А значит, делая пространство вокруг себя безопасным.
Однако не только кафе могут инициировать приток людей. Правильно сделанные и расположенные лавочки справляются с этой функцией не хуже. В городах Германии знают, что лавочки востребованы, когда с них открывается вид. Пусть этот вид будет хотя бы на автобусную остановку или спортивную площадку, но человеку всегда нужно за чем-нибудь наблюдать. Поэтому лавочки здесь ставят не вдоль дороги, а под углом, благодаря чему открывается перспектива улицы. В итоге территория вокруг автоматически оказывается под контролем.
Помимо этого, лавочки востребованы, когда они защищены от солнца и дождя. Самый простой способ — выстроить круговое сидение вокруг уже существующего дерева. Такой прием не только защищает людей от непогоды, но и помогает дереву, корни которого не топчут прохожие. Такие места для отдыха под кроной можно встретить в Берлине, Мюнхене, Страсбурге и многих других городах.
Простые инструменты для наилучшего результата
Дизайн-код успешно решает самые разные вопросы, используя простые и ненавязчивые инструменты. Стоит, например, чуть приподнять уровень проезжей части около остановки трамвая, как это сделано в Вене, и жертв ДТП станет меньше. Выделенные полосы и удобная сеть велодорожек — залог снижения количества автомобилей. Достаточно, как в Гамбурге, прикрепить к стволам деревьев пакеты для собачьих экскрементов, и на улицах станет значительно чище. А если поставить вдоль дороги специальные ящики для старой одежды, люди с удовольствием будут оставлять в них вещи для бездомных.
Одно из самых важных приспособлений на улице любого города — это урна, без которой ни о каком комфорте говорить не приходится. В Германии, например, большинство мусорных контейнеров во дворах раздельные для разных видов мусора. И закрываются они плотной крышкой, чтобы не было запаха. В Голландии в этом вопросе пошли еще дальше. Многие городские мусорные баки здесь находятся под землей, наверх выведен только герметично закрывающийся приемник. А в Роттердаме и вовсе придумали урны для велосипедистов — своеобразные сачки, в которые мусор можно кидать на ходу.
Впрочем, в деле урн всех превзошел Лондон. К Олимпиаде 2012 года британская столица удивила жителей и гостей самой дорогой урной в мире. На самом деле, основная функция этого сооружения — лишь предлог: стоящие посреди улицы тумбы стоимостью 47 тысяч долларов каждая раздают Wi-Fi, показывают биржевые котировки и экономические новости, проигрывают рекламу на жидкокристаллических мониторах. А заодно — принимают мусор. Правда, только бумагу и картон. Самое интересное, что чудо-урна окупилась всего за год — за счет рекламы.
Долой «визуальный шум»
Не обошли вниманием европейские власти и правила дизайна вывесок и рекламы. Нормативы, регулирующие наружную информацию, существуют во многих городах. В Берлине, как теперь и в исторической части Москвы, вывески должны быть выполнены из отдельных букв, без подложки. И висеть им следует исключительно между первым и вторым этажом. Притом цвет, расположение и дизайн рекламных конструкций архитектор должен утвердить уже на стадии проекта здания. А в Лондонских правилах, доступных на сайте правительства Великобритании, дана целая классификация рекламы и вывесок. Для разных типов действуют различные правила.
Дизайн-код — это официально закрепленные «правила хорошего тона», помогающие людям чувствовать себя на улице желанными гостями. А значит — более бережно относиться к своему городу.
Эркен Кагаров, арт-директор Студии Артемия Лебедева
«Городская среда — очень сложная по своей структуре вещь. В ней много элементов: дома, люди, вывески, витрины. Когда они перебивают друг друга, появляется хаос. Есть шум звуковой — когда машины гудят под окнами или сосед орет в два часа ночи. А есть визуальный. Это хаотическое расположение элементов, их несвязанность по цвету, форме, стилю. Когда шум сильный, находиться на улицах некомфортно.
Мы приезжаем в европейские города и думаем: надо же, как тут симпатично. Иногда делаем вывод, что у нас люди бескультурные и безвкусные, а там культурные. На самом деле люди везде примерно одинаковые. Но в Европе существуют жесткие ограничения на дизайн».
- Темы:
- дизайн-код