ENG
 
Городской дизайн

Зарубежный дизайн-код: как работают правила на европейских улицах

10 Сентября 2014

Дизайн-код в европейских городах — это четкие и при этом «незаметные» для людей правила, которые формирует комфортную и неагрессивную среду на улицах. Такая среда не запрещает и не принуждает, а направляет и подсказывает.

Дизайн-код Москва взяла на вооружение сравнительно недавно, а вот некоторые европейские города применяют его уже много веков. В Лондоне, например, по мнению архитектурного журнала «Проект Балтия», посвятившего дизайн-коду целый номер, подобные правила действует аж с 1666 года, когда британская столица начала отстраиваться после знаменитого пожара. Впрочем, современные нормативы, помимо единообразия и эстетики внешнего облика города, преследуют еще и важнейшую задачу доступности и удобства пользования городом и его инфраструктурой.

«Напольная» навигация

Любая современная городская улица — это, прежде всего, место повышенной концентрации пешеходов, автомобилистов и велосипедистов. Всем им нужно как-то взаимодействовать друг с другом и четко понимать, каким пространством они располагают. Европейский опыт организации городской среды показывает, что, как ни странно, участникам дорожного движения не обязательно что-то запрещать, строя заборы, устанавливая шлагбаумы и вешая знаки «кирпич». Дизайнерскими средствами можно и направить, и объяснить, и вежливо попросить. Что иногда приносит больше результатов, чем строгий запрет.

Берлинская брусчатка

Так, например, в покрытии одного берлинского тротуара может быть использовано до пяти видов плитки. Казалось бы, мелочь, но разная фактура поверхности прекрасно зонирует пространство, помогая людям ориентироваться. Бесшовная плитка для велосипедов, мелкая и гладкая — для пешеходов, более грубая — для отделения одной зоны от другой. А вокруг деревьев — вообще гравий, говорящий о том, что здесь не нужно ходить, чтобы не травмировать корни. Разная фактура поверхности — это еще и тактильное регулирование, помогающее ориентироваться слабовидящим людям.

В такой ситуации совершенно не обязательно строить забор. Можно просто показать, где чья территория.

Берлин

В небольших городах, где траффик невысок, использование разных видов плитки помогает создавать по-настоящему «общие» пространства. В голландском Мидделбурге у части улиц нет деления на привычные нам тротуары и проезжие части. Плоскость здесь однородна по высоте и не разграничена бордюрами. Однако цвет плитки разный: серая полоса в центре и оранжевые по краям. Такое деление говорит о том, что улица и пешеходная, и автомобильная. То есть заезжать на нее можно, но преимущество остается за теми, кто ходит.

Другое свойство плитки — показывать, где и для кого есть проходы. В том же Мидделбурге легко можно пройти сквозь старинный жилой квартал и ни разу не заблудиться во дворах. А вот проехать нельзя. Это видно уже при входе в переулок, куда ведут узкие выложенные плиткой тропинки. Их цель показать, что сквозной проход здесь есть, но только для пешеходов. Нужно признать, что такие визуальные маркеры значительно сокращают количество автомобилистов, застревающих в дворовых тупиках. В Москве подобные пешеходные тропинки будут вести вглубь строящегося квартала на Красной Пресне.

 Пражская брусчатка

Но самая известная тротуарная плитка, конечно, в Праге. Центр города здесь целиком выложен мраморными и гранитными камешками небольшого размера. Таким образом, вся улица превращается в мозаичное полотно, на котором разными цветами можно выкладывать не только пешеходные переходы и узоры, но и надписи, помогающие ориентироваться.

Велодорожки за преградой

Современный город — это место, которое невозможно себе представить без велосипедистов. К какой категории участников дорожного движения они должны быть отнесены — вопрос дискуссионный, поэтому насчет размещения велодорожек единого мнения нет. Общее правило гласит, что велосипедисты должны быть отделены от машин параллельной парковкой или другой преградой.

Велодорожки за преградой

Велодорожки за преградой

Однако в Германии в последние время велодорожки выносят за линию парковки, отделяя их от автомобильной зоны исключительно нарисованной на асфальте линией. Немецкие власти считают, что так автомобилисты будут воспринимать велосипеды как полноценный вид транспорта и перестанут сбивать их на переходах.

 Велодорожка без преграды в Берлине

Социальный контроль

Как известно, многие европейские города, несмотря на все благополучие, славятся высоким уровнем преступности.

Одна из функций дизайн-кода — сделать пространство более безопасным. А это лучше всего достигается хорошим освещением и удобной инфраструктурой, благодаря которой людям нравится проводить время на улице.

Так, например, уличные кафе в теплое время года обычно просто выставляют столики на площадь. Никаких огороженных веранд в этом случае нет — кафе как бы растворяется в жизни улицы, привлекая посетителей и в светлое, и в темное время суток. А значит, делая пространство вокруг себя безопасным.

Однако не только кафе могут инициировать приток людей. Правильно сделанные и расположенные лавочки справляются с этой функцией не хуже. В городах Германии знают, что лавочки востребованы, когда с них открывается вид. Пусть этот вид будет хотя бы на автобусную остановку или спортивную площадку, но человеку всегда нужно за чем-нибудь наблюдать. Поэтому лавочки здесь ставят не вдоль дороги, а под углом, благодаря чему открывается перспектива улицы. В итоге территория вокруг автоматически оказывается под контролем.

Уличное кафе в Мюнхене

Помимо этого, лавочки востребованы, когда они защищены от солнца и дождя. Самый простой способ — выстроить круговое сидение вокруг уже существующего дерева. Такой прием не только защищает людей от непогоды, но и помогает дереву, корни которого не топчут прохожие. Такие места для отдыха под кроной можно встретить в Берлине, Мюнхене, Страсбурге и многих других городах.

Лавочка вокруг дерева

Простые инструменты для наилучшего результата

Дизайн-код успешно решает самые разные вопросы, используя простые и ненавязчивые инструменты. Стоит, например, чуть приподнять уровень проезжей части около остановки трамвая, как это сделано в Вене, и жертв ДТП станет меньше. Выделенные полосы и удобная сеть велодорожек — залог снижения количества автомобилей. Достаточно, как в Гамбурге, прикрепить к стволам деревьев пакеты для собачьих экскрементов, и на улицах станет значительно чище. А если поставить вдоль дороги специальные ящики для старой одежды, люди с удовольствием будут оставлять в них вещи для бездомных.

Одно из самых важных приспособлений на улице любого города — это урна, без которой ни о каком комфорте говорить не приходится. В Германии, например, большинство мусорных контейнеров во дворах раздельные для разных видов мусора. И закрываются они плотной крышкой, чтобы не было запаха. В Голландии в этом вопросе пошли еще дальше. Многие городские мусорные баки здесь находятся под землей, наверх выведен только герметично закрывающийся приемник. А в Роттердаме и вовсе придумали урны для велосипедистов — своеобразные сачки, в которые мусор можно кидать на ходу.

Урна для велосипедистов в Роттердаме

Впрочем, в деле урн всех превзошел Лондон. К Олимпиаде 2012 года британская столица удивила жителей и гостей самой дорогой урной в мире. На самом деле, основная функция этого сооружения — лишь предлог: стоящие посреди улицы тумбы стоимостью 47 тысяч долларов каждая раздают Wi-Fi, показывают биржевые котировки и экономические новости, проигрывают рекламу на жидкокристаллических мониторах. А заодно — принимают мусор. Правда, только бумагу и картон. Самое интересное, что чудо-урна окупилась всего за год — за счет рекламы.

Самая дорогая в мире лондонская урна

Долой «визуальный шум»

Не обошли вниманием европейские власти и правила дизайна вывесок и рекламы. Нормативы, регулирующие наружную информацию, существуют во многих городах. В Берлине, как теперь и в исторической части Москвы, вывески должны быть выполнены из отдельных букв, без подложки. И висеть им следует исключительно между первым и вторым этажом. Притом цвет, расположение и дизайн рекламных конструкций архитектор должен утвердить уже на стадии проекта здания. А в Лондонских правилах, доступных на сайте правительства Великобритании, дана целая классификация рекламы и вывесок. Для разных типов действуют различные правила.

Дизайн-код — это официально закрепленные «правила хорошего тона», помогающие людям чувствовать себя на улице желанными гостями. А значит — более бережно относиться к своему городу.

Эркен Кагаров, арт-директор Студии Артемия Лебедева

«Городская среда — очень сложная по своей структуре вещь. В ней много элементов: дома, люди, вывески, витрины. Когда они перебивают друг друга, появляется хаос. Есть шум звуковой — когда машины гудят под окнами или сосед орет в два часа ночи. А есть визуальный. Это хаотическое расположение элементов, их несвязанность по цвету, форме, стилю. Когда шум сильный, находиться на улицах некомфортно.

Мы приезжаем в европейские города и думаем: надо же, как тут симпатично. Иногда делаем вывод, что у нас люди бескультурные и безвкусные, а там культурные. На самом деле люди везде примерно одинаковые. Но в Европе существуют жесткие ограничения на дизайн».


Изображения: flickr.com, media-cache-ak0.pinimg.com, scope.cowi.com, nacto.org, sf.streetsblog.org, janheine.wordpress.com, wikimedia.org, varlamov.me, invisibleon.ru

 

Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.