ENG
 
Открытый город 2019 — внутренние
Городской дизайн

В Москве вводятся новые стандарты благоустройства улиц

07 Июля 2014

Москомархитектура разработала печатную версию альбома типовых решений благоустройства примагистральных территорий, которая будет издана с образцами технического задания и с формулировками для использования государственными заказчиками при подготовке конкурсной документации.

Разработка этих альбомов преследовала сразу несколько целей. В глобальном смысле – для города – это должно привести к повышению качества работ по благоустройству и улучшению их эксплуатационных характеристик. Для москвичей преимущества в том, что, благодаря новым стандартам, со временем на городских улицах должна сформироваться безопасная и эстетически комфортная среда.

Илл. из альбома типовых решений благоустройства территории вылетных магистралейМоскомархитектура в сотрудничестве с «ГлавАПУ» провела колоссальную работу: эксперты проанализировали существующую нормативно-правовую базу, выявили проблемы действующей практики благоустройства, изучили зарубежный опыт и предложили конкретные решения.

Например, если рассматривать территории вдоль магистралей, то окажется, что во многих местах не организован сток поверхностных вод с откосов, ограждающие конструкции расставлены хаотично и нерационально, газон вдоль дорог неизбежно умирает под воздействием реагентов. Велосипедные дорожки в нынешних условиях часто остаются малопригодными для пользования.

Илл. из альбома типовых решений благоустройства территории вылетных магистралей

В ходе работы над альбомами был широко рассмотрен зарубежный опыт и изучены более рациональные способы благоустройства территорий улиц, которые применяются на западе. Так, наравне с общими соображениями эстетики и безопасности, обычно учитываются и особенности локальной среды, сохранность и доступность общественных пространств для пешеходов, равно как и транспортная проходимость. Практика показывает, что решение, комфортное для всех, однозначно существует. И новые стандарты, разработанные Москомархитектрой, предлагают оптимальный алгоритм его поиска.

Намечаем границы

При планировании благоустройства того или иного участка, часто возникает вопрос – какие именно территории и площади нуждаются в благоустройстве? Что имеет смысл затрагивать, а что нет?

Итак, задача номер один – определить границы. Для этого необходимо проанализировать участок с точки зрения функции и существующей застройки:

-    определить, как этот участок используется;
-    определить физическую линию застройки, включая габариты зданий и сооружений;
-    учесть существующие планировочные элементы (площадки, газоны, тротуары etc.)
-    проанализировать визуальное восприятие пешеходом всей территории участка и расположенных на нем объектов (с разных точек зрения).Илл. из альбома типовых решений благоустройства территории вылетных магистралей

Следующий этап – определение функционально-планировочных участков. Поскольку рассматриваются улицы и магистрали, то Москомархитектурой предлагается следующая типология участков:

-    линейный участок (жилая застройка);
-    рекреационная территория (парковая зона);
-    общественно-деловая территория (площадь административно-общественного здания);
-    территория транспортно-пересадочного узла (ж/д платоформа, станция метро, остановка общественного транспорта, капитальный ТПУ);
-    транспортный узел (развязка).

Илл. из альбома типовых решений благоустройства территории вылетных магистралей

От структурирования переходим к зонированию поперечного профиля – на каждом участке выделяем одну или несколько зон по схеме:

-    разделительная полоса;
-    зона функционального обслуживания;
-    пешеходная зона;
-    зона формирования архитектурно-художественного облика.

И для каждой из зон в альбоме новых типовых решений предусмотрен комплекс возможных  планировочных требований и необходимых работ по благоустройству. Например, на разделительной полосе возможна организация комфортной посадки и высадки пассажиров и транзитного перемещения пешеходов, разделение транспортных потоков и размещение технических средств организации дорожного движения (светофоров и шлагбаумов), наружного освещения и дорожной навигации. 

Илл. из альбома типовых решений благоустройства территории вылетных магистралей

В зоне формирования архитектурно-художественного облика (выделяется по обеим сторонам улицы или магистрали) уделяется внимание колористическому решению фасадов, оформлению витрин, размещению рекламно-информационных конструкций.

Решаем проблему «некомплектов»

В эксклюзивном интервью порталу Архсовета Москвы арт-директор Студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров назвал одной из ключевых проблем Москвы так называемые уличные «комплекты». А точнее, некомплекты: объекты, которые должны быть связаны визуально, пластически, по стилю (остановка, урна, скамейка, указатель и проч.) по факту никак не связаны.

В новых стандартах благоустройства наконец-то предлагается комплексный подход: в рамках одного проекта разрабатывается и все, что касается тротуаров (водоотвеедение, покрытия, выделение велосипедных дорожек), и концепция озеленения, и архитектурные аспекты (фасады, освещение), и план размещения некапитальных объектов (тех самых скамеек, остановок, урн, киосков, велопарковок и т. п.).

Москва, комфортная для всех

Инклюзивные объекты, безбарьерная среда – все эти термины характеризуют такую организацию пространства, когда оно становится одинаково доступным для всех групп населения, в том числе маломобильных, которые долгое время незаслуженно были обделены вниманием. Зоны безбарьерной среды возникали в городе бессистемно, но принятие новых стандартов должно изменить ситуацию.

Альбомы типовых решений, разработанные Москомархитектурой, предусматривают схемы применения тактильной плитки, понижение бортов в местах размещения пандусов, предлагают новые типовые элементы – специальные бортовые камни.

Илл. из альбома типовых решений благоустройства территории вылетных магистралей

Прогулка должна быть в радость

У понятия «комфорт», если мы говорим о пешеходном движении, есть физическая составляющая (удобство перемещения) и психологическая (безопасность). Чтобы учесть обе, пешеходное пространство предлагается зонировать согласно определенным нормам: часть зоны выделяется для велосипедистов (при достаточной ширине тротуара), часть – для идущих пешком. Регламентируются места размещения велопарковок и других некапитальных объектов. А в зоне остановок общественного транспорта рекомендованы бортики увеличенной высоты с тактильным покрытием на верхней плоскости.

В защите, меж тем, нуждаются не только люди. В новых стандартах – наряду с принципиальными схемами озеленения участков в зависимости от типа – прописан ряд мер и по защите зеленых насаждений. Например, устройство сухих колодцев, прикорневых решеток, устройство дренажа для газонов, установка декоративных ограждений стволов и др.

Современные тенденции и специфика проектирования комплексного благоустройства «вылетных» магистралей (.pdf)

Альбом типовых решений (глава 1) (.pdf)

Альбом типовых решений (главы 2–5) (.pdf)


Изображения: (с) Москомархитектура

 

Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.