Город без препятствий. Дискуссия об инклюзивной среде на форуме «Культура. Взгляд в будущее»
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и зампредседателя Москомархитектуры Татьяна Гук рассказали о создании безбарьерной среды в столице.
Современные города борются за человеческий ресурс, и гуманизация городской среды становится важным фактором в раскрытии творческого потенциала современного человека. Сегодня многие города мира приходят к тому, что их главными «пользователями» становятся пешеходы, люди разных возрастов и социальных групп. Доступность для них того или иного города теперь выступает едва ли не основным критерием оценки качества его среды — и с точки зрения комфорта пребывания, и стоимости недвижимости и, безусловно, туристической привлекательности.
Москва вслед за другими меняет приоритеты, делая главными участниками движения в городе людей, идущих пешком, вместо тех, кто перемещается в личных автомобилях. Наиболее гуманным ответом на этот вызов становится обеспечить приоритет наиболее уязвимым и наименее подвижным людям, не забывая при этом и об интересах остальных. Люди разные, и важно, чтобы каждому было хорошо. Важно, чтобы город «общался» с людьми и этот «разговор» был умным и интересным. В этом и кроется успех экономики нового времени.
Пандус при входе. (Отрицательный пример)
Пандус при входе. (Положительный пример)
Москва состоит в европейской организации «Город для ВСЕХ» (City for ALL), однако пока еще далеко не каждый участок или объект в столице может называться «безбарьерным». Как считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, в этом вопросе столица значительно продвинулась по сравнению с предыдущими периодами. «Сегодня у нас есть понимание, что качество городской и уличной среды напрямую зависит от того, чтобы все группы населения, пользователи улицы, могли комфортно находиться этой среде», — заметил Кузнецов. — Вопрос лишь в том, как этого добиваться, каким образом сделать так, чтобы люди не чувствовали ограничений?»
Устройство понижения бортового камня на тротуарах в местах пешеходных переходов. (Отрицательный пример)
Устройство понижения бортового камня на тротуарах в местах пешеходных переходов. (Положительный пример)
Комфортная и доступная среда начинается уже с порога дома, поэтому важно рассматривать не только точечные проекты и локальные программы, но и создавать комфортные условия для жителей в разрезе всех городских составляющих — дворовых пространств, улиц, входов в метро, автобусных остановок, парков и.т.д. «Если говорить о том, в каком направлении есть смысл двигаться, развивая безбарьерную среду, то в архитектуре и благоустройстве мы стараемся идти путем выравнивания поверхности», — сказал Сергей Кузнецов. Так, обеспечить комфортное передвижение по городу людей в инвалидных колясках, мам с детьми, пожилых или слабовидящих жителей города призваны пандусы, подъемные устройства, спуски у тротуаров в местах наземных пешеходных переходов, т.н. горизонтальная и вертикальная тактильная информация, в частности, тактильная плитка на тротуарах.
Принцип эстетики визуальной среды на основе зарубежного опыта
Сергей Кузнецов отметил, что, например, зонирование тротуаров в Москве долго не применялась, хотя тротуар, по его словам, это не просто физическая возможность куда-то пройти, а один из важнейших элементов городской среды, где люди проводят огромное количество времени. «Это часть жизни города, его можно спланировать, как спланировать, например, квартиру», — заметил главный архитектор. Зампредседателя Москомархитектуры Татьяна Гук уточнила, что сейчас при разработке современных стандартов к тротуарам предъявляются уже совсем иные требования, учитывающие, к примеру, опыт общественной организации «Мир без барьеров» и, в целом, принципы разумного приспособления среды — чем меньше препятствий при пересечении различных плоскостей, то чем проще человеку.
«Зона тротуара должна быть дифференцирована. Зона для пешеходов должна содержать минимальное количество препятствий для движения — вот это основной планировочный принцип», — отметила зампредседателя Комитета.
По словам Сергея Кузнецова, в настоящее время в Москве действует целый ряд документов нормативно-правой базы по организации безбарьерной среды, поэтому формальная сторона вопроса достаточно основательно проработана. Так, оборудованию средствами доступа маломобильных групп населения подлежат почти все городские объекты на все случаи жизни — от жилых и административных зданий до объектов торговли и транспортной инфраструктуры.
Принцип эстетики визуальной среды на основе зарубежного опыта
Впрочем, обилие требований по тем же пандусам, к примеру, как считает Кузнецов, ставит вопрос целесообразности и достаточности средств, которые на них затрачиваются. Существует, помимо прочего, еще и проблема вмешательства подобного оборудования в облик исторических зданий. Поэтому, по словам главного архитектора, такие сооружения стоит рассматривать как временные меры, которые в будущем могут быть демонтированы или заменены на что-то более вписывающееся в среду. В связи с этим, возможно, следует откорректировать и сами нормативы, добавил Кузнецов.
В поиск путей адаптации старой Москвы и памятников истории для маломобильных групп включилось, тем временем, и профессиональное сообщество. Так, недавно были подведены итоги Общероссийского конкурса студенческих работ в области Универсального дизайна и создания безбарьерной городской среды, который прошел по инициативе Всероссийского общества инвалидов и Национального благотворительного фонда «Город без барьеров». В 2014 году в качестве конкурсного объекта был выбран музейный комплекс Первой мировой войны на территории государственного музея-заповедника «Царское Село». «Участники старались найти элегантное решение непростой задачи. Было представлено много интересных работ с интересными подходами, которые можно использовать на сложных и значимых объектах. Лучшие работы мы забрали для аналитики», — отметил Сергей Кузнецов.