Жилые дома: классика и современность
Продолжаем публиковать проекты с Рабочих рассмотрений у главного архитектора. В сегодняшней подборке – жилые объекты: современные и в исторических стилях. Архитектурный облик может быть разный – главное, чтобы жилье формировало комфортную среду не только внутри, но и вокруг.
Очень часто заказчики жилых комплексов настаивают на проектировании в определенном стиле, что всегда сопряжено с особым риском: не каждый архитектор может справиться с деталями и соблюсти пропорции. Впрочем, наравне с современной стилистикой в городе могут появиться и хорошо прорисованные исторические фасады. Важно, чтобы комплекс при этом соответствовал принципам комфортной городской среды.
Так, жилой дом с подземной автостоянкой и нежилыми помещениями во Всеволжском переулке, 5 бюро «Мезонпроект» спроектировало в стиле модерн. Всеволожский переулок – последний между Пречистенкой и Остоженкой на спуске к метро «Кропоткинская». Дом общей площадью 5,5 тыс. кв. м строится на месте сносимой АТС в тесном окружении соседних, по большей части исторических, доходных домов. Хотя, в отличие от существующего объема, поставленного враспор между соседними, в новом проекте образуются проходы внутрь территории.
Проект уже показывался главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову и был доработан, согласно его рекомендациям, в деталях. Кузнецов отметил, что богато декорированная архитектура – вполне в духе Москвы, главное, чтобы все элементы были выполнены качественно. При условии разработки схемы размещения информационных конструкций на фасадах первого этажа дома этот проект был одобрен.
То же бюро представило на Рабочее рассмотрение еще один жилой комплекс с подземной автостоянкой – на сей раз расположенный по соседству с Музеем ретро-автомобилей на Рогожском валу, 11. Современный дом опять-таки строится на месте АТС и вынужден встраиваться в довольно затесненный участок. Замкнуть угол жилого квартала единым объемом архитекторам не удалось: угол нужно было срезать из-за инсоляции стоящего напротив жилого дома. Поэтому комплекс разделился на два отдельных объема с общей подземной частью – чтобы не «запирать» видовые точки.
Представленный проект был принципиально одобрен за исключением входных групп, которые главный архитектор рекомендовал переделать с учетом развития прилегающего общественного пространства. С этой же целью было предложено разместить общественную функцию на первых этажах. Относительно решения фасадов авторов попросили представить дополнительные варианты.
Проект жилого дома в Большом Тишинском переулке, 43/20, стр. 3 несет в себе пропорции и архитектурные элементы исторического «предшественника». Задачей архитекторов было, не меняя этих пропорций, увеличить здание еще на один этаж. Поэтому в облике дома сохранилось и четкое горизонтальное членение фасада тягами, и пилястры, и фронтоны, и рустованный цоколь.
Сергей Кузнецов согласился со вторым вариантом проекта, в котором на первом этаже сделаны широкие дверные проемы. Впрочем, главный архитектор посоветовал сделать его по возможности еще более прозрачным, чтобы сформировать дружественное пространство на улице. В этом же варианте Кузнецов одобрил и решение надстроенного этажа, который выполнен с широким остеклением.
В дальнейшей проработке главный архитектор рекомендовал авторам убрать с крыши лифтовые короба и изменить колористику фасада. Сейчас верхняя часть здания слишком контрастирует с нижней, и Сергей Кузнецов посоветовал притушить цвета. Равно как и не использовать деление фасада горизонтальной тягой на две равные половины; вместо этого нужно немного поднять тягу или ввести новый элемент, чтобы фасад соответствовал классическим пропорциям.
К использованию классических элементов на фасадах обратились также авторы концепции строительства жилых домов в деревне Рассказовка на территории ТиНАО. Застройка запланирована по квартальному принципу, в виде домов-каре, что в сочетании с неоклассической стилистикой в отделке делает их похожими на «сталинские».
Все фасады имеют ясное трехчастное членение, выделенное цветом и тягами, с цоколем и декоративными фронтонами. В то же время облик каждого дома индивидуален: по мнению Сергея Кузнецова, именно таким – адресным – нужно строить современное жилье, постепенно уходя от стереотипа массы одинаковых домов.
Для данного проекта Кузнецов рекомендовал в дальнейшую проработку второй вариант решения фасадов с вертикальными членениями, которые лучше читаются с улицы. И посоветовал выполнить общий раздел по благоустройству в соответствии с разработанными Москомархитектурой стандартами, чтобы сделать кварталы удобными и обжитыми. Проект также будет вынесен на Транспортную комиссию.
Следующий проект – мастерской Сергея Скуратова – это уже классика современного стиля, который в этом жилом доме сохраняет яркий авторский почерк. Жилой комплекс проектируется по адресу 2-й Донской проезд., вл. 5, корп.1, стр.2, вблизи сразу двух памятников – Донского монастыря и Дома-коммуны Текстильного института. В связи с этим проекту первым делом рекомендовали получить заключение Комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны культурного наследия.
Комплекс, между тем, располагается внутри жилой застройки: два объема соединены стилобатом в ясную монолитную композицию, в которой узнаваемый почерк Сергея Скуратова дает о себе знать сбитым ритмом оконных проемов. В целом архитектурное решение этого комплекса и прилегающего к нему небольшого сквера на Рабочем рассмотрении было одобрено к дальнейшей проработке.
Менее изобретательные, но тоже современные корпуса жилого комплекса на Кастанаевской улице, 68 (бюро «IQ Архитекторы») были рассмотрены главным архитектором на предмет изменения фасадных решений. Комплекс общей площадью около 70 тыс. кв.м распложен рядом с метро «Кунцево» и представляет собой два корпуса высотой 21 и 22 этажа, поставленные L-образно и соединенные 3-хэтажным общественным стилобатом с торговыми помещениями и спортивным центром.
Авторы отказались от старого дробного решения фасадов и представили на Рабочее рассмотрение три новых варианта. Они различаются колористикой и рисунком сетки фасадов, в третьем варианте крыши обоих корпусов предлагается еще и соединить декоративным элементом. Наиболее приемлемым комиссия сочла вариант 1 – с решением фасадов в желто-золотистой гамме.