ENG
 
Триумфальная, 1

Владимир Плоткин: архитектор компромисса

03 Июля 2014

Новый цикл публикаций «Архсоветник», посвященный членам Архитектурного совета Москвы, мы открываем рассказом о Владимире Плоткине: главным архитекторе и партнере-основателе ТПО «Резерв», авторе целого ряда знаковых построек, участнике большинства крупных конкурсов, убежденном модернисте и неутомимом искателе компромиссов.

В МАСШТАБЕ МЕГАПОЛИСА

Главный архитектор ТПО «Резерв» — один из немногих членов Архитектурного совета, кто постоянно оказывается «по ту сторону стола», презентуя то «китайский» деловой парк у Ботанического сада, то административно-торговый центр напротив Москва-Сити, то акулообразный торговый комплекс на МКАДе. Несмотря на то, что Плоткин в «Резерве» уже почти 20 лет (с 1995 года — после десяти лет в «Моспроекте»), его «юношеский задор», кажется, никуда не делся: проекты реализуются один за другим. При том, что Плоткина и самого можно назвать акулой — акулой карандаша или, если хотите, «архикада». Поскольку по мелочам этот архитектор не разменивается, и в его портфолио нет не то что интерьеров, но даже частные дома почти отсутствуют как класс. Комплексы, кварталы, как минимум — жилые здания. Они в свое время и принесли Плоткину первую славу: дома в проезде Загорского (1999) и на улице Малая Филевская (2001) удостоились целого ряда профессиональных наград.

Начались поиски «архитектуры, соответствующей масштабу мегаполиса»: после 7- и 9-ти этажного жилья Плоткин взял принципиально новую высоту — 35-тиэтажный «Аэробус» (2006) и 39-тиэтажный ЖК «Авеню 77» (2008). Высота архитектора не пугает: Москва — многомиллионный город и не сможет развиваться без высотного строительства. Тем более что изначально застройка столицы очень разнородна — в отличие, например, от Парижа, в котором подавляющее большинство домов 4-6-тиэтажные. Но и там появляются деловые кварталы небоскребов.

«Большинство считает, что комфортно жить на высоте 4-6 этажей. Но попробуйте сказать об этом жителю небоскреба на Манхеттене с видом на Центральный парк! Он не захочет переселяться. Если город красивый, его хочется наблюдать. Так что я — за разнообразие!»

ФОРМА СЛЕДУЕТ ЗА ФУНКЦИЕЙ

Разнообразия Плоткину не занимать: наряду со строительством башен высотой под 100 м он проектирует малоэтажные жилые дома и реконструирует исторические здания. Но в любом из проектов считывается, во-первых, особая тщательность при работе с формой — ее Плоткин считает «конечным результатом деятельности архитектора». И во-вторых — модернисткая любовь к сеткам и ячейкам. Вот только у Плоткина это скорее многомерные матрицы, которые ложатся то в основу планировочных решений (как в проекте застройки Звенигородской улицы или конкурсной концепции МФЦ в Рублево-Архангельском), то интегрируются в фасады — к ним архитектор относится с особым пиететом. Еще в 2000 году выставкой «Фасады» в Центральном доме архитектора Владимир Плоткин обозначил себя как архитектора, размышляющего над пропорциями и соотношениями, над законами геометрии и способами их обойти. И с тех пор именно по фасадам — практически безошибочно узнаются его работы, каждый раз доказывая, что упорядоченность не может быть монотонной, а форма, как и завещали отцы модернизма, следует за функцией.

Так, когда в проект жилого комплекса «Лица» на Хорошевском шоссе (очередной жилой мегапроект ТПО «Резерв») заказчик решил добавить систему «умный дом», авторы не только вписали дополнительную инженерию, но и в соответствии с новой концепцией пересмотрели фасадные решения.

«Мы решили применить панели более высокого качества и нанести ни них рисунок с намеком на компьютерные технологии, имитацию перфорации. При движении вдоль фасада получается эффект изменяющейся картинки, как в стробоскопе».

В том же проекте, ориентированном на молодых современных людей, архитектор планирует реализовать «внутреннее благоустройство», которое не сработало в «Авеню 77» в Северном Чертаново.

«Там в пластине дома мы сделали вертикальные прорези и оставили площадки для общей эксплуатируемой кровли. Но это никак не используется: выходы на крышу закрыты по решению ТСЖ. В „Лицах“ мы надеемся, что это будет реализовано. Может, молодежь будет жарить на крыше барбекю, и этот наш прием послужит не только для архитектурной выразительности и обогащения силуэта, но и для удобства жильцов».

То есть какими бы высоко художественными и оторванными от реальности ни казались эксперименты Плоткина с формой в формате выставки, в жизни каждое решение продиктовано прежде всего существующими обстоятельствами и ограничениями. Потому архитектор и говорит о каждом своем проекте как о компромиссе — между особенностями участка, градостроительными нормами, желаниями заказчика и... комфортом людей, которые в этом будут жить.

«Показательный пример — „Сколково-парк“. Несмотря на то, что участок располагался практически в чистом поле, на него накладывалось много ограничений. Самая красивая сторона, выходящая по пойму реки Сетунь, ориентирована на север. Но для жилья это самая невыгодная ориентация — а благоприятная восточная сторона смотрит на МКАД. На юг нельзя было делать окна по соображениям безопасности. Четвертая сторона выходит в сторону подъездной дороги... Мы выкручивались, как могли, — стараясь поймать солнце, придумали сложную каплевидную форму дома. Так появились эркеры, которые работают не только как декоративный элемент, но и как солнцеуловители. Кроме того, в „Сколково-парк“ мы сделали интересную концепцию благоустройства».

ПРИРОДА АРХИТЕКТУРЫ

Вообще, тенденция уделять много внимания ландшафту, по мнению Плоткина, очень правильная. Другой вопрос, что сильных ландшафтных архитекторов у нас и раньше никогда не было, и сейчас мало. Однако заниматься этой темой нужно и важно.

«Это стало востребованным и у заказчиков, ведь дом начинают оценивать уже на подходе. Потому что когда самое прекрасное здание стоит на помойке с разбитыми тротуарами и чахлыми деревьями, общее впечатление неизбежно смазывается».

Хорошая возможность поработать с ландшафтом на серьезном уровне ТПО «Резерв» выпала в связи с конкурсом на парк в «Зарядье» — в нем Плоткин участвовал в консорциуме со студией из Нидерландов Maxwan architects.

«Принцип парка, предложенный голландскими коллегами, для меня изначально был близок менее всего. Мне казалось, что здесь надо обязательно сделать что-то знаковое, по силе сопоставимое с теми постройками, которые уже есть. А они предложили просто парк, и постепенно я с этим смирился и понял, что только так и может быть».

Так что в следующем конкурсе — на проект международного финансового центра «Рублево-Архангельское» — ТПО «Резерв» снова выступили в связке с Maxwan. И хотя речь шла об объекте отнюдь не парково-рекреационного толка, ландшафт в концепции консорциума сыграл ключевую роль — и проект в итоге вышел в финал.

«Проект прорабатывался нами очень подробно, до деталей. Главный его принцип можно описать как „бизнес на природе“. Это не просто „административно-деловой кластер“, жизнь в котором ночью замирает, — это настоящий город. Разнообразие жизненных укладов мы постарались реализовать здесь в полной мере».

В КОНКУРСАХ ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

Неизвестно, как Плоткину удается совмещать активную «живую» проектную деятельность с ресурсоемким участием в конкурсах, но факт остается фактом: в багаже ТПО «Резерв» их уже больше 20, и по этим показателям они вне конкуренции. Этим летом, сразу после завершения истории с МФЦ, Владимир Плоткин стал один из трех участников закрытого конкурса на концепцию развития ГМИИ им. А.С. Пушкина.

«Раньше сетовали, что конкурсов нет вообще, сейчас критикуют принцип отбора участников. Но не бывает идеального конкурса. Если конкурс открытый и очень масштабный, всегда есть вероятность, что хорошие работы окажутся незамеченными в массе — например, в силу недостаточно яркой подачи. Зато конкурс точно отсекает плохие, неприемлемые решения. Стопроцентные попадания, когда всем очевидно, что именно этот проект достоин победы, бывают крайне редко».

Видимо, по этой причине очень часто после официального подведения итогов конкурса к работе над проектом, который в итоге реализуется, привлекают сразу несколько команд. Это попытка найти пресловутый компромисс и свести воедино достоинства двух или трех концепций, одновременно нивелируя их недостатки.

КОМПРОМИССЫ ВОЗМОЖНОГО

Слово «компромисс», по мнению Плоткина, как нельзя более точно характеризует и работу Архитектурного совета. «Все проекты, попадающие на Архсовет, так или иначе содержат очень спорные и сложные моменты. Поэтому, при всем дружелюбном отношении, очень часто случаются отрицательные решения. А все положительные — это вынужденные компромиссы возможного, и это нормально».

В этом и состоит, как считает архитектор, самая сложная и деликатная часть работы членов Архсовета — принимать компромиссное решение, когда по объективным юридическим поводам объект отклонить нельзя.

«В перспективе хотелось бы больше обсуждать архитектуру и стратегические моменты деятельности. Может быть, рассматривать не только конкретные проекты, но и более глобальные вещи. Привлекать к таким обсуждениям транспортников, урбанистов и прочих экспертов».

И тут уже речь о глобальной задаче работы Архсовета, которая должна быть сфокусирована на выработке и поддержке важных стратегических направлений градостроительной деятельности — создании гуманного общественного пространства, приоритетном формировании городской ткани преимущественно кварталами и т.д.

Вообще Плоткин признается, что ему нелегко было согласиться принимать участие в подобном мероприятии. Предыдущий опыт общения со всевозможными советами был скорее негативным: «Юрию Михайловичу модернистская архитектура никогда не нравилась».

«Я всегда боялся Совета как огня, подозревая его в консерватизме и в том, что результатом компромисса разноориентированных архитекторов будет что-то совсем безликое и усредненное».

Однако Плоткин по себе уже знает, что компромисс не обязан быть безликим. И знает, что потому он так часто и оказывается «по ту сторону стола» — ведь Архсовет рассматривает только те объекты, которые по тем или иным причинам выходят за рамки градостроительных регламентов. И, как и проекты Плоткина, вносят в городскую среду новые формы, новый порядок и новую упорядоченность.


Изображения: ТПО Резерв


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.