Много функций, хороших и разных: проекты МФК
В очередной обзор проектов с Рабочих рассмотрений у главного архитектора Москвы вошли общественные, административные и офисные здания и их сочетания в составе многофункциональных комплексов, представляющие в целом интересные и продуманные архитектурные решения.
Бюро ТПО «Резерв» Владимира Плоткина на одно из недавних рассмотрений представило проект одноэтажного автовокзала в составе ТПУ «Тушино». Рядом с проектируемым павильоном вокзала будет северный павильон станции метро «Спартак», с юга – строящийся стадион. В составе ТПУ запланировано возведение перехватывающего паркинга, стоянка такси и перроны прибытия и отбытия автобусов.
Функциональную постройку архитекторы выполнили довольно элегантно: одноэтажный павильон вокзала (не превышающий разрешенных 5 метров) имеет треугольную форму с имитацией деревянной рейки (в основном варианте) на фоне сплошного остекления фасадов.
В вокзал включен небольшой объем касс и зал на 200 пассажиров, а также зона торговли. Над общественными зонами использован локальный верхний свет круглых «колодцев». Пропускная способность павильона вокзала составляет около 3 тысяч пассажиров в сутки.
В проекте также запланирован отдельный сквер с благоустройством, куда будет выходить южный вестибюль метро «Спартак». А с северной стороны в составе ТПУ «Резерв» спроектировал наземный паркинг на 1 830 машиномест. Въезд и выезд осуществляются с северной стороны по трем внешним рампам, короткий спуск – через две рампы в центре. И снова функциональное сооружение решено архитекторами достаточно стильно: в облицовке 5-этажного блока используются металлические перфорированные панели с символикой «Спартака».
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рекомендовал авторам согласовать павильон вокзала с Управлением улично-дорожной сети Москомархитектуры, а для паркинга назвал уместным второй вариант с вертикальными панелями на фасадах, который и будет положен в основу дальнейшей проработки.
Интересное архитектурное решение представляет, в свою очередь, проект МФК на улице Академика Ильюшина, разработанный другим известным московским «Архитектурным бюро Асадова». Композиционно комплекс сформирован двумя отдельными объемами-кристаллами гостиницы и офисов (этажность – 21), которые поставлены на протяженный и динамичный стилобат 4-этажной торговой части.
Граненые объемы со сложными геометрическими силуэтами будут соседствовать с еще одной достопримечательностью современной московской архитектуры – жилым комплексом «Аэробус» Владимира Плоткина. В пандан ему фасады МФК Асадова также покрыты мелкой жесткой сеткой окон.
Комплекс вытянут на стилобате вдоль улицы 8-го марта и расположен совсем рядом с Тимирязевским парком, от которого его отделяет железнодорожная ветка Рижского направления. Общая наземная площадь составляет порядка 50 тыс. кв. м, из которых 20 тыс. – офисы, 20 – гостиницы и 10 тыс. – торговые помещения. Проект был вынесен на Рабочее рассмотрение повторно с рекомендацией проработать в нем гостиничную функцию. В настоящем варианте, начиная с 4-го этажа, идут 5 этажей гостиницы, а над ними – апартаменты.
Рекомендации относительно привязки транспортной схемы к Ленинградскому проспекту также были учтены, поэтому Сергей Кузнецов отметил лишь необходимость представить проект Комиссии по транспорту при Архсовете, а впоследствии и на Регламентную комиссию.
Многофункциональный жилой комплекс на Сущевском валу, 49, проект которого разрабатывает бюро SPEECH, в свою очередь, представляет собой реконструкцию комплекса производственных зданий, выходящих на Третье транспортное кольцо. Реализация этого проекта – очередной этап возвращения городу маргинализованных промышленных территорий, в данном случае – еще и вблизи важнейшей городской магистрали.
Довольно большой объем – порядка 80 тыс. кв. м – предполагается осуществить в два этапа. Первый заключается в реконструкции двух существующих производственных зданий под административно-деловые функции и апартаменты. Речь о корпусе 1 по Октябрьской улице, где в настоящее время размещается издательство «Детская книга», и корпусе 2 в виде буквы «Г» по улицам Сущевский вал и 1-я Ямская.
Проект важен тем, что сохраняет значимость советской промышленной архитектуры и незначительно меняет ее, сохраняя пропорции и членения и восстанавливая замечательное панно на торцевой стене, в тему детского издательства.
Фасады получают современный облик за счет сетки из керамических панелей: так, корпус 2 по улице 1-я Ямская покрывает изломанная зеленая сетка панелей, а вдоль Сущевского вала – жесткая ортогональная сетка оранжевого цвета. Отсюда организованы входы в офисы, тогда как с «зеленой» стороны – рестораны и другие общественные пространства.
На втором этапе предполагается снос строений 3 и 4 под строительство 2-х жилых корпусов с подземной автостоянкой и социальной инфраструктурой на первых этажах. На последний пункт Сергей Кузнецов обратил особое внимание, отметив необходимость обеспечить в проекте социальную функцию.
Еще один многофункциональный комплекс в районе метро «Кунцевская» (ул. Ивана Франко) по проекту мастерской № 11 «Моспроекта» на Рабочем рассмотрении было рекомендовано отдельно вынести на Архсовет.
Проект включает целый набор разнообразных функций: гостиницу на 580 номеров, медицинский центр, офисные и торговые помещения, детский досуговый центр, подземную парковку. Сама по себе многофункциональность – это неплохо, отметил главный архитектор, но найти этому логичное объемно-пространственное решение авторам, по его мнению, на данном этапе пока не удалось.
Комплекс проектируется на двух смежных участках. На Рабочее рассмотрение авторы представили три варианта композиции: корпуса гостиницы и торгово-развлекательного комплекса в первом объединяются в монолитные объемы, во втором становятся геометрическими, с острыми вырезами, а в третьем варианте разбиваются на пять отдельно стоящих, разделенных пешеходными улицами с проходом в окружающую жилую застройку.
Сложные поиски формы, по словам авторов, определялись инсоляцией соседних жилых домов, а также соседством с высокими зданиями Кутузов-tower (офисный комплекс) и проектируемым комплексом Кунцевского ТПУ.
Сергей Кузнецов отметил, что проект требует тщательного анализа и всестороннего рассмотрения и рекомендовал авторам подготовиться к Архсовету, предварительно получив заключение Транспортной комиссии.
Проектировщики из мастерской №3 "Моспроекта-3" сравнительно меньшего по масштабу административного здания на Краснопролетарской улице тоже столкнулись с определенными сложностями вписывания в среду, поскольку его окружение формирует историческая застройка – в частности, Храм Преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Здание строится на месте ветхого строения 1910-х гг., и его посадка обусловлена отступом 2-хэтажной подземной части от фундаментов храма.
Авторы представили пять вариантов фасадных решений 3-хэтажного здания. Более «средовые» и более современные, из которых главный архитектор посоветовал взять за основу второй, – в облицовке кирпичом. В настоящее время готовится историко-культурное обследование участка и археологические изыскания.
- Темы:
- Сергей Кузнецов |
- Владимир Плоткин |
- Сергей Чобан |
- рабочие рассмотрения |
- офисы |
- гостиницы |
- МФК |
- метро и транспорт