ENG
 
Триумфальная, 1

Комфортный город: Как актуальная архитектура определяет бренд города

24 Декабря 2021
1 из 5
2 из 5
3 из 5
4 из 5
5 из 5
1 / 5

Увеличить

Что сегодня определяет бренд города и как современная архитектура может стать его частью? Многослойный город и сам становится медиа, может ли быть его рупором современная архитектура? Что важнее — качество повседневной среды или яркие и притягательные объекты, и есть ли в этом противоречие? На конференции «Комфортный город-2021» состоялась дискуссия «Город как медиа. Архитектура и территориальный брендинг: как это работает?».

В 2019 году в Москве побывало больше 25 млн туристов. По словам руководителя Мостуризма Екатерины Проничевой, сегодня впечатления — ключевой ответ на вопрос «Зачем едет путешественник?». Сегодня Москва привлекает своей многослойностью. «Комфортная среда, создание общественных пространств, музеев, переосмысление памятников, которые есть в городе, например, ГЭС-2 и ВДНХ, где можно найти всю палитру архитектурных решений 20 века — все это является генератором впечатлений». При этом наравне с архитектурой важны и ее наполнение, и событийная повестка. 

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в свою очередь считает, что без актуальной и притягательной архитектуры невозможно создать правильное впечатление о городе и о стране. «Архитектура — это воплощение не только культуры города, его экономических возможностей и взглядов на жизнь, это „message“. Интересный город с богатым прошлым, но с отсутствием узнаваемой яркой архитектуры — тревожный сигнал», — говорит он. Поэтому сегодня в Москве создается поток актуальной архитектуры, начиная с малых форм и отдельных объектов, продолжая массовым жильем и утилитарной архитектурой. Последний яркий пример: открытие станций Большой кольцевой линии. «Такого узнаваемого облика метро нет практически нигде в мире, и мы стараемся эту тему поддерживать и развивать, проводим конкурсы на облик станций, делая архитектуру очевидно узнаваемой». Уже сегодня туристы едут в Москву, чтобы посмотреть в том числе на современные объекты — от парка «Зарядье» до «Лужников».

По мнению помощницы Президента Татарстана Наталии Фишман-Бекмамбетовой, архитектура, городская среда, знаковые культурные институции — эффективный способ коммуницировать вовне через определенные каналы с определенными аудиториями, но для формирования бренда не менее важен и процесс разговора внутри сообществ. «Важно чтобы люди внутри сообществ договаривались: „про что“ они живут в этом месте, и у них было на этот счет ясное понимание», — отмечает она. Если такое понимание будет сформировано, город будет понятен и тем, кто здесь живет, и тем, кто приезжает погостить, и даже тем, кто когда-то уехал, а сейчас выбирает вернуться. «Совершенно точно это не прерогатива больших городов, у малых городов и даже сел иногда эффективнее получается формулировать эти смыслы». Важно помнить: там, где некомфортно жить самим горожанам, не будет хорошо и туристам, поэтому не стоит противопоставлять знаковые объекты современной архитектуры и качество среды в целом.

С точки зрения руководителя бюро SPEECH Сергея Чобана современной архитектуре свойственна медийность, когда многие объекты мы впервые видим в социальных сетях, «глазами других людей». При этом выделять современную архитектуру в нарративе города нет смысла. «Контекстуальной архитектуры не было никогда. Если внимательно смотреть на то, как разные слои архитектуры сочетаются друг с другом, можно увидеть колоссальные противоречия, борьбу. Город — это летопись, это самая правдивая история. Самое интересное в городе: идти по нему и читать историю города и страны по архитектуре. Это единственная абсолютно „необставленная“ история, та, где ты абсолютно точно видишь все раны, компромиссы, сложности, противоречия, которые возникали в разные времена, — отмечает архитектор. - Сегодня в связи с постоянным желанием, в том числе политиков, иметь знаковые сооружения, которые отразят определенную эпоху, есть проблема , связанная с экологией и с тем, что наши потребности колоссально возросли». Определяющим в теме современной архитектуры городов должно стать размышление о том, как не навредить окружающей среде в геометрической прогрессии.

Архитектура — один из элементов, который должен работать на стратегию, выбранную городом для повышения своей конкурентоспособности, отмечает Константин Гаранин, директор Центра территориального маркетинга: «Турист не ищет чего-то в городе, а смотрит, что город ему рассказывает.  В России эта практика только складывается. Есть хорошие примеры: Казань с ее позиционированием третьей столицы России, которое было начато 15 лет назад — безусловно достигла результата за счет изменения городской среды и архитектуры, добавив „столичности“ во многих элементах. По его мнению, нужно научиться встраивать архитектуру не только в быт горожанина, но и в стратегию города, которая планируется на 50-70 лет, тогда получится побороться не только за туристов, но и за молодых специалистов и креативных горожан.

По словам Артема Укропова из бюро Megabudka, все туристические дестинации делятся на два типа: в одни туристы едут почувствовать привычный комфорт, в другие — за местами, которые могут удивить. Ценности России и Москвы как столицы — в том, что она может совместить два понятия: „способность удивлять“ и „благоустроенность, к которой все привыкли“. За последние тридцать лет изменения здесь колоссальны, поэтому Москва может дать фору многим мегаполисам и претендовать на „столичную мировую историю“.  „Я бы назвал пять объектов для избалованных туристов со всего мира: „ГЭС-2“, Музей „Гараж“, Парк „Зарядье“, жилой комплекс „Садовые кварталы“, „Депо“ с точки зрения инфраструктурной уникальности“, — отмечает архитектор. Однако помимо знаковых объектов можно показывать и остальной город глубже и разнообразнее. Для этого стоит найти фактуру, соединить разные исторические факты, сложить в маршруты — такой алгоритм подходит для любого места, даже спального района.

Город-бренд, по мнению участников дискуссии, имеет целый набор критериев. Во-первых, это город, где можно найти разнообразие впечатлений. Во-вторых, это город, где многие представляют себе общее будущее. И наконец это город, который продолжает писать свою историю, продолжает быть современным, не объявляет себя памятником и не боится меняться.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.