Каталог российской экспозиции VDNH Urban Phenomenon
В этом году Россия решила показать на Архитектурной биеннале в Венеции необычный проект, посвященный Выставке достижений народного хозяйства в Москве. Двуязычное русско-английское издание каталога в полной мере рассказывает читателю, что скрывается за аббревиатурой V.D.N.H. URBAN PHENOMENON.
Cмысловая часть каталога поделена на три раздела: мнения о выставке, история ВДНХ и знакомство с ее самыми интересными объектами. В первую очередь читатель знакомится манифестами куратора павильона России — главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, сокуратора — генерального директора ВДНХ Екатерины Проничевой, комиссара Семена Михайловского – ректора Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.
«Сегодня регенерация выставки в самом разгаре, делая ВДНХ передовой борьбы за аудиторию средствами урбанистики, архитектуры, просветительства. И опыт показывает, что эта борьба более чем успешна: при замене примитивных удовольствий на интеллектуальные количество посетителей только растет. Исследование этого процесса и стало главной темой проекта V.D.N.H. URBAN PHENOMENON: знакомя посетителей с самобытной атмосферой выставки, ее богатейшей историей и уникальными артефактами, мы одновременно исследуем механизм создания пространства культуры и равных возможностей, отвечающее запросам и потребностями современных людей. Экспозиция российского павильона не просто фиксирует этапы становления комплекса, но служит лабораторией, здесь и сейчас генерирующей направления его будущего развития», - говорит в своем манифесте Сергей Кузнецов.
Помимо этого, здесь приведены интервью консультанта по концепции экспозиции и дизайну Кристин Файрайз, беседа Семена Михайловского с директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и текст, написанный ректором МАрхИ Дмитрием Швидковским.
Второй, «исторический» раздел «Восемь жизней одной выставки», который подготовил исследователь Павел Нефедов, рассказывает историю ВДНХ по периодам — начиная с 1935 года и заканчивая стартом программы по ее «оживлению» в 2014 году. В третьем разделе представлены главные достопримечательности выставки: Центральный павильон, павильон «Космос», фонтан «Дружба народов», статуя «Рабочий и Колхозница» и «Монреальский» павильон.
Большая часть отведена иллюстрациям: историческим и современным фотографиям, планам, рисунками и, конечно же, видами венецианского павильона и его объектов — уменьшенных копий знаковых скульптур ВДНХ. Пролистав каталог от начала до конца, читатель будто совершает виртуальное путешествие во времени: от прошлого — к настоящему. Особую привлекательность изданию придает собрание исторических фотографий ВДНХ — работ знаменитых советских фотохудожников Н.Грановского, Э.Евзерихина, М.Маркова-Гринберга, Я.Рюмкина, Е.Халдея, многие из которых обнародованы впервые. За прекрасные фотографии современного ВДНХ стоит благодарить Павла Нефедова, Дмитрия Чистопрудова и Никиту Рыбакова.
Редактором каталога выступила главный редактор журнала speech: Анна Мартовицкая, дизайн-макет разработали известные санкт-петербургские художники Андрей Шелютто и Ирина Чекмарева.
«Мы убеждены в том, что феномен ВДНХ значим в контексте всего мира. В отличие от большинства тематических и развлекательных парков, она не только обеспечивает досуг горожан, но успешно выполняет образовательно-культурную миссию. Цельность градостроительного ансамбля, разнообразие общественных пространств и ожерелье национальных и тематических павильонов – все вместе это создает территорию, способную аккумулировать и преумножать интеллектуальную и культурную энергию общества, которая в конечном итоге и помогает выиграть битву за качество жизни как в идеальном, так и в реальном мире», - отмечает главный архитектор Москвы.
- Темы:
- каталог |
- биеннале |
- ВДНХ |
- образование