Архсовет поддержал знаковый проект на улице Остоженка
Архсовет Москвы рассмотрел проект многофункционального комплекса с апартаментами на улице Остоженка, разработанный бюро Kleinewelt Architekten. Архитекторы решили соединить в своей концепции образ древних московских палат и стиль итальянских палаццо. Как отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, проект в целом получил одобрение экспертов.
«Архсовет в целом положительно отнесся к концепции Kleinewelt Architekten, хотя прозвучало и довольно большое количество оговорок. Проект добротно сделан для этой фазы, и коллеги молодцы, что поработали с объектами наследия, и добавили культурные и общественные функции. Но отмечу, что произойдет еще доработка, которую мы будем рассматривать в рабочем порядке», — пояснил Сергей Кузнецов.
Рассматриваемая территория находится в историческом центре Москвы, на пересечении улиц Пречистенки, Остоженки и площади Пречистенские Ворота, по адресу: ул. Остоженка, вл. 4-6.
Концепция получила название Allegoria Mosca. «Архитектура комплекса продиктована стыком образной интерпретации древних московских палат и итальянских палаццо. Мы используем приём наслоения больших брутальных арок на регулярную сетку окон, которые связаны с квартирографией. В своём проекте мы также возвращаем утраченный формат небольшой площади — пьяцетты, насыщая двор между палатами и всеми постройками будущего комплекса событийным контентом и инфраструктурой для будущих жильцов», — рассказал партнер архитектурного бюро Kleinewelt Architekten Николай Переслегин.
Маленькие городские площади всегда создавали уют, жилой масштаб среды, теплоту городской атмосферы, были центрами притяжения для жителей, местом встреч и коммуникаций.
«В ходе работы над проектом мы поняли, что у города нет четкого понимания насчет того, как можно использовать Красные и Белые палаты. Поэтому мы предлагаем сделать там художественную галерею и Центр изучения и перспективного развития Москвы. Под площадью разместится музейное многофункциональное пространство. Команда Ситимейкерс в настоящий момент помогает нам с культурным программированием, придумывает, как все это будет жить», — добавил Николай Переслегин.
Площадь подземного музейного этажа составит 1700 кв.м. Согласно концепции, это будет свободное выставочное пространство, способное трансформироваться с помощью мобильных перегородок. Предусмотрена возможность создания закрытых залов для проведения конференций, саммитов, лекций, биеннале. Также в комплексе будет подземный паркинг.
Основатель и ректор Архитектурной школы «МАРШ» Евгений Асс отметил, что это довольно интересное предложение – сделать музей и городскую площадь, однако есть проблемы с фасадным решением. «Может быть, исходная идея наслоения текстур любопытная, но когда архитектура недоразумения превращается в монументальную тему, она становится слишком драматичной. Плюс разные масштабы деталей противопоставлены достаточно крупному объёму самого здания. Также я бы отметил отсутствие вертикальных членений, нет карнизов, характерных для окружающей застройки. Над этим стоит поработать», - сказал он.
Использование декоративных арок, за которыми не скрывается никакой функции, также вызвали вопросы и у других членов Архсовета. Руководитель архитектурного объединения SPEECH, управляющий партнер берлинского офиса компании NPS Tchoban Voss, Сергей Чобан отметил много положительных сторон, но предложил архитекторам оценить глубину фасадов с точки зрения функциональности, старения, эксплуатации. «Авторы работают с деталью, фасад затейливый – это большой плюс. Я выражаю доверие этому коллективу», - сказал архитектор. Коллегу поддержал и руководитель ТПО "Резерв" Владимир Плоткин, который в целом оценил концепцию на высоком уровне. По мнению Андрея Гнездилова, ведущего архитектора бюро «Остоженка», данная территория побуждает по-разному отреагировать с каждой стороны, а бюро предлагает практически одинаковые фасадные решения для всего здания.
Мнение относительно проекта высказали не только члены Архитектурного совета, но и ведущие эксперты отрасли. Как прокомментировал эксперт Министерства культуры России, заместитель директора по научной работе Музеев Московского Кремля Андрей Баталов, данный проект заслуживает внимания и поддержки, так как учитывает всю сложность и многогранность этого исторического места. «Приятно осознавать, что особое внимание здесь будет уделено общественной и культурной функциям, это место наконец вернут городскому сообществу, а старинные памятники - Белые и Красные палаты, будут бережно отреставрированы и сохранены», - заключил эксперт.
По словам ректора Московского архитектурного института, академика Дмитрия Швидковского, этот проект - хороший пример качественного средового подхода, где современная архитектура, построенная на междисциплинарных исследованиях городской среды, гармонично сочетается с интеграцией старинных памятников в общую единую структуру нового комплекса. «Это изящный и красивый проект, находящийся в одной из самых сложных градостроительных ситуаций исторического центра Москвы. Можно поприветствовать, что школа, полученная в стенах МАРХИ, позволяет авторам проекта демонстрировать очень глубокое погружение в контекст проекта, где получилось найти тонкое и остроумное решение для этого места», - отметил он.
Денис Ромодин, кандидат политических наук и краевед: «В данном проекте, в отличие от всех ранее представленных в прошлые годы для этого места, авторы нашли ту тонкую грань, когда удалось соблюсти оптимальный баланс не только между инвестиционной составляющей и культурно-общественным пространством, но и решить сложную архитектурно-планировочную задачу, так как комплекс расположен в очень ответственном месте – возле Белых и Красных палат, "раскрытых" в ходе реставрации. Авторы проекта распределили уровни общественного пространства и интегрировали его в квартал, который наконец-то станет крупным культурным центром, а внутреннее пространство двора, которое сейчас не работает, превратится в современную благоустроенную территорию и свяжет музейно-культурную нить с Музеем Москвы, Мультимедиа Арт Музеем (ММАМ), Московским Музеем современного искусства, а также проектом ГЭС-2. Думаю, это прекрасная история».
Как отметил партнёр бюро Citymakers Пётр Кудрявцев, проект может существенно изменить культурное пространство центра города. «Прежде всего, важно, что стрелка Остоженки и Пречистенки получает новый смысл и активное использование - не секрет, что Остоженка превратилась в достаточно пустынный район за последнее десятилетия. К тому же, это - новая точка на культурной карте Москвы, имеющая междисциплинарный характер, разнообразный спектр форматов, и одновременно связанная с историческим прошлым этого места. Богатая история и наслоения смыслов самых разных эпох сочетаются здесь с современной архитектурой - необычной, но контекстуальной и тонкой», - сказал Петр.
Генпроектировщик, авторы концепции: архитектурное бюро Kleinewelt Architekten.
Культурное программирование: бюро Citymakers.
Заказчик: ГК «Стройтэкс».
- Темы:
- Архсовет